Если вспомнить то, что известнейший самолет, работающий на солнечных батареях Solar Impulse 2 уже больше, чем год (он стартовал 9 марта 2015) «заканчивает» свое кругосветное путешествие, может показаться, что пассажирская авиация перестала развиваться или даже ее развитие движется вообще обратно. Безусловно, Solar Impulse 2, конечно, нельзя назвать будущим авиации, но современные самолеты медленнее сверхзвуковых Конкордов, которые летали тридцать лет назад. В основном, новые модели самолетов отличаются от старых моделей только большей эффективностью расхода топлива. Airbus даже не планирует вести разработки нового самолета на 2020-е годы. Но все же, ситуация не настолько безнадежная. Далее мы опишем проекты в воздухоплавании, которые наиболее перспективны и демонстрируют, что авиация все же продолжает развиваться.
Электрические самолеты
Airbus-E-Fan
Airbus проводит тесты небольшого, но совершенно электрического самолета Airbus-E-Fan. Последнее достижение самолета - это перелет, который он совершил через Ла-Манш. Пока еще данную модель нельзя использовать для сколько-то длительных перелетов, даже для одного человека.
DISPURSAL
Однако многие авиапроизводители уверены, что будущее за электрической авиацией. Планируется, для начала, как и в автомобилях, установить гибридный двигатель. Airbus собирается испытать «более электрический самолет» в 2022 году в рамках проекта DISPURSAL. Вклад электрического вентиляторного двигателя в общую тягу составит 23%.
X-57 Maxwell
В 2016 году NASA объявило о том, что начинает разрабатывать самолет X-57 Maxwell, который оснащен четырнадцатью электрическими двигателями. Он планируется как маленький четырехместный самолет. Как говорят инженеры, внедрение электродвигателей сильно уменьшит эксплуатационные расходы. Когда именно самолет будет создан агентство не говорит.
Lilium Aviation
Стартап Lilium Aviation родом из Германии получил финансирование на разработку и создание частного электрического самолета, который способен взлетать и совершать посадку без аэропорта. Чтобы взлететь и совершить посадку самолету потребуется только 225 метров. Компания уже разработала прототип и собирается продемонстрировать полноразмерную версию в конце 2018 года.
Сверхзвуковые самолеты
Aerion AS2
Aerion AS2 это первый сверхзвуковой самолет за очень долгое время, который представил Airbus. Это частный самолет, который рассчитан на двенадцать пассажиров. В его разработку вложат четыре млрд долларов, а выпуск предполагается к 2023 году.
QueSST
В марте NASA сообщила, что разрабатывает почти бесшумный сверзвуковой самолет QueSST. Основной причиной, по которой запретили сверхзвуковые пассажирские самолеты (кроме экономии топлива) был чересчур сильный шум, возникающий при переходе на сверхзвуковую скорость. NASA придумала методы, которые позволяют избежать шума и планирует построить прототип примерно в 2020 году.
Boom
Авиационный стартап Boom, которого поддерживает Virgin Galactic, ведет работу над сверхзвуковым самолетом. Стартап планирует использовать новый самолет для трансатлантических перелетов в два с половиной раз быстрее, чем это делают обычные самолеты. Инвестиции в два миллиарда долларов позволят компании построить прототип к концу 2017 года.
D-SEND 2
Япония располагается вдали от мировых центров и поэтому сильно заинтересована в сверхзвуковых самолетах. Они даже думали над тем, чтобы купить Конкорд, но в итоге ничего не произошло. Так что теперь космическое агентство JAXA испытывает сверхзвуковой планер D-SEND 2. Уже есть успехи с уменьшением шума, коммерческую модель собираются выпустить к 2030 году.
Skylon
Как говорят его создатели, самолет Skylon сумеет добраться в любую точку за четыре часа со скоростью в пять раз быстрее скорости звука. Для его создания британские инженеры проводят тестирование нового типа двигателя. Они анонсировали первые испытания на 2019 год. Но этот проект, несмотря на инвестиции в шестьдесят миллионов евро от британского правительства, самый долгосрочный и труднореализуемый из всех.
Новые пассажирские самолеты
Крупнейшие авиапроизводители считают, что воздухоплавание это уже чудо и, хотя новый самолет появляется раз в пять-десять лет, нет необходимости в каких-то прорывных улучшениях. Подробнее в таблице.
Самолет-таблица
Boeing 737 MAX |
На Boeing 737 MAX оформлено уже 2.5 тысячи заказов и он может выйти в лидеры рынка. Его заявленное превосходство над современным лидером Airbus A320neo состоит в том, что он тратит на 4% меньше топлива. Первые доставки клиентам начнутся в 2017 году.
|
МС-21 |
В новом российском самолете МС-21 будет установлен полностью российский двигатель. Владимир Путин говорил, что он не будет ничем уступать иностранным аналогам. Рогозин сообщил журналистам, что в массовое производство его запустят с 2020 года.
|
Mitsubishi Regional Jet |
Япония собирается построить первый в своей истории современный пассажирский реактивный лайнер. Он небольшой и не претендует ни на что. Плановое начало эксплуатации в 2018 года.
|
Comac C919 |
А вот первый за долгое время китайский пассажирский лайнер Comac C 919 планирует разрушить дуаполию Boeing и Airbus на рынке. Правда пока пятьсот заказов на него в основном от китайских же перевозчиков. Его выход планируется 2018 год.
|
E2 |
Бразильская компания Embraer даже не планирует создание нового лайнера, а просто усовершенствует имеющуюся модель и называет это втором поколением. Планируются новые двигатели и больше экономии топлива. Тем не менее уже заключены контракты на более трехсот поставок этих самолетов. Начало доставки самолетов клиентам планируется с 2018 года.
|
SSJ 100SV (Stretched Version) |
Удлиненный Сухой Суперджет будет иметь до 120 кресел и выйдет в 2019 году. По другим характеристикам он будет почти как современный суперджет и скорее всего будет уступать Boing 737 MAX, а в 2020 году ещё выйдет Boing 777X… в общем самое важное, что он будет летать и будет удлиненный, Аэрофлот их закупит.
|
Bombardier Cseries |
Самолеты канадской компании Bombardier превзошли ожидания. Производители обещают, что самолеты станут тратить на 10% меньше топлива чем Boeing 737 MAX и МС-21. Ввод в эксплуатацию ожидается в 2016 году.
|
Boeing 777X
Чемпионом по числу небольших улучшений станет новый Boeing 777X, которого планируют к выпуску в 2020 году. Его двигатель будет на 5% сильнее, затраты топлива и выбросов CO2 будут на 12% ниже, грузоподъемность окажется на 17 тонн больше и в самолете будет на 18% больше сидений.
Частные самолеты
Bombardier Global 8000
Бизнес-джет Bombardier Global 8000 на 8 пассажиров будет способен пролететь без дозаправки рекордные 14600 километров со средней скоростью 956 км/ч. Компания планирует начать продажи в 2019 году по цене примерно $65 млн. Конкуренцию самолету составят Citation Hemisphere и Gulfstream G600 — новые бизнес-джеты также поступающие в продажу в 2018-2020 год. Стоить самолеты будут от $35 млн. до $55 млн.
Cobalt Co50 Valkyrie
Новый частный самолет Cobalt Co50 Valkyrie дешевле конкурентов (600 тысяч долларов) и самый быстрый в своем классе, но его основная инновация в дизайне – он выглядит абсолютно как самолет Брюса Уэйна. Он может единовременно перевозить до пяти пассажиров. Его выход запланирован на середину 2017 года.
SkiGull
Частный самолет-амфибия SkiGull сможет садиться не только на воду, но вообще на любую поверхность (снег, траву, лед). Его первый полет состоялся в ноябре 2015 года и в ближайшее время выйдет в продажу.
Icon A5
Другой гидросамолет — двухместный Icon A5 может взлетать из воды и садится на воду, а также может выходить из штопора и оснащен парашютом для всего самолета. Он признается настолько безопасным, что для разрешения на полеты даже не нужна лицензия пилота, достаточно 20 часов практики Он стоит $250000 и уже производится. В 2016 году были собраны первые 7 машин, но на самолет уже сделано 1850 заказов
Cirrus SF50
Бизнес-джет Cirrus Vision SF50 возможно будет первым массовым персональным реактивным самолетом. Он будет способен перевозит до 7 пассажиров должен быть значительно проще в управлении чем обычный частный самолет. Он также будет иметь парашют для всего самолета. Было построено 4 прототипа и первый самолет был доставлен заказчику в июне 2016 года. Всего же заказано уже более 600 таких машин по цене $2 млн.
E-GO
Британский одноместный самолет e-Go уникален своей низкой ценой всего $70000. Дешевле чем многие автомобили. Первый покупатель получил самолет в июне 2016 года.
Epic E1000
На другом конце ценового спектра шестиместный частный самолет Epic E1000 за $3 млн. Самолет будет способен летать с рекордной для этого класса скоростью до 600 км/ч на расстояние более 3000 километров и при этом может подниматься на высоту до 10 км. Пока что прототип самолета проходит тестирование, однако на него оформлено уже более 60 заказов.
VTOL
С момента появления вертолета люди хотели создать транспортное средство, которое будет таким же быстрым как самолет, но сможет летать и садиться где угодно как вертолет. Это средство передвижение даже получило рабочее название VTOL (vertical takeoff and landing) или просто самолет с вертикальным взлетом. Упорные, но безуспешные попытки создать это устройство запечатлены в инфографике wheel of misfortune (колесо неудачи).
VTOL должен быть «способен в воздухе на все на что способна птица» и лететь хотя бы в 3 раза быстрее обычного вертолета
AW609
Формально ближе всего к созданию VTOL транспорта подошла итальянская компания AgustaWestland с конвертопланом AW609. Он действительно способен вертикально садиться и лететь дальше обычных вертолетов, но по скорости (509 км/ч) все ещё значительно уступает самолетам. Пока что конвертопланы производили только для нужд американских военных. Но AW609 будет гражданским транспортом для бизнесменов и нефтяной индустрии. Сертификация ожидается в 2017 году и уже 70 заказов получено.
DARPA
DARPA объявила о конкурсе на создание наконец самолета с вертикальным взлетом (1) и 4 крупные корпорации (Boeing, Aurora Flight Sciences Corp, Sikorsky Aircraft Co и Karem Aircraft) представят свои полноразмерные прототипы для испытаний в феврале 2017 года.
Joby Aviation
Ещё одна попытка это электрический VTOL от стартапа Joby Aviation. Компания говорит, что он будет стоить 200000$ за штуку, но дату выхода не называет.
TriFan 600
Другой претендент — частный самолет с вертикальным взлетом TriFan 600 собравший $18 млн с помощью краудфандинга. Компания обещает перевозить до 12 человек на 3000 км. И провести сертификацию самолета через четыре-шесть лет.
Вертолеты
S-97 Raider
Альтернативой создания VTOL является просто увеличение скорости вертолета. Этого добивается Sikorsky aircraft. Их новый вертолет S-97 Raider способный летать со скоростью до 450 км/ч. Первый тестовый полет был сделан в мае 2015 года. Изначально эту модель смогут использовать только военные.
Вертолеты тоже не остановились в развитии (особенно военные, но здесь о них речь не идет). Перспективные модели в разработке описаны в таблице ниже:
Вертолет-таблица
X6 |
Airbus Helicopters собирается создать новый тяжелый вертолет
|
Mi-38 |
В России разрабатывают новый вертолет в среднем классе — Mi-38. К 2017 году его пассажирская версия должна пройти сертификацию. Одно из достижений вертолета – подъём на высоту 8600 метров что ранее было невозможно для вертолета.
|
Bluecopter |
В соответствии с общим трендом на спасение планеты не могло обойтись без экологичного вертолета. Европейский легкий вертолет — Bluecopter будет потреблять на 40% меньше топлива и сократит выбросы углекислого газа. Также будет снижен шум на десять децебел. Пока что его прототип проходит тестирование. |
Ка-62 |
Ещё один перспективный российский вертолет К-62 совершил первый полет в середине 2016 года. Госкорпорация «вертолеты России» собирается продавать эту модель по всему миру. |
SKYe SH09 |
Швейцария сделала первый в своей истории легкий вертолет SKYe SH09 и его качество оказалось очень хорошим. Окончательная сертификация вертолета ожидается в 2018 году, но уже более девяносто машин было предзаказано.
|
Bell 525 relentless |
Американский вертолет Bell 525 relentless будет первым вертолетом с электродистанционной системой управления, снижающей нагрузку на экипаж. Есть уже 60 предзаказов, а сертификация вертолета пройдет в 1 квартале 2017 года.
|
H160 |
Заканчивает парад новейших вертолетов ещё один вертолет от Airbus на этот раз в среднем классе — H160. Он был призван совершить революцию в вертолетостроении, но в итоге только оказался с меньшим расходом топлива, более тихим, новой авионикой и электрическим шасси. Выпуск в продажу ожидается в 2018 году.
|
Итог: подводя итоги можно назвать как минимум три тренда в развитии авиации. Возвращение сверхзвуковых, разработки электрических самолетов и создание гибрида самолета и вертолета (VTOL). Реализация хотя бы одной из этих разработок станет большим прорывом для отрасли. Кроме этих революционных изменений, вертолеты и самолеты постепенно улучшаются с выходом новых моделей (большая эффективность топлива, дешевле эксплуатация, больше композитных материалов, больше автоматики и т.д),
Комментарии (0)