Расходы на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) в России и в абсолютном, и в относительном выражении значительно ниже расходов стран-лидеров (США – 2,9% ВВП, Республика Корея – 3,7% ВВП). Затраты на науку в расчете на одного исследователя также уступают уровню развитых стран. Ситуация усугубляется и тем, что материально-техническая база российской науки и испытательных центров устарела. Более того, в экономике сформировался значительный разрыв между созданием технологий в сфере НИОКР и их использованием в массовом производстве. Россия крайне слабо представлена на мировых рынках наукоемкой продукции. Ни по одной из товарных групп гражданской высокотехнологичной продукции Россия не входит в число мировых лидеров-экспортеров.
Увеличение финансирования науки в последние годы не переломило ситуацию, тем более что в реальном выражении оно практически не выросло.
Общая научная продукция по странам мира
Консервативному сценарию развития экономики соответствует инерционное импортоориентированное технологическое развитие. Сценарий характеризуется дальнейшим ослаблением национальной инновационной системы и преимущественным использованием иностранных технологий и оборудования для модернизации производств и отраслей экономики. В национальной инновационной системе выделяются отдельные научно-технические анклавы, сосредоточенные преимущественно на заказах топливно-энергетического и оборонного комплексов.
Характеристика сценариев развития
Консервативный (вариант 1) |
Умеренно-оптимистичный (вариант 2) |
Форсированный (вариант 3) |
|
---|---|---|---|
Научные исследования и разработки |
Развитие по бюджетному сценарию Госпрограммы развития науки и технологий |
Реализация варианта Госпрограммы развития науки и технологий с учетом дополнительного объема ресурсов |
|
Дополнительные проекты |
|
Увеличение финансирования фундаментальных исследований, научных школ и центров. Развитие техплатформ, инновационных кластеров и научно-технологических фондов. Поддержка развития инжиниринговых центров ( в т.ч. корпоративных). |
Увеличение финансирования фундаментальных исследований дополняется реализацией проектов Mega-Science, а также модернизацией испытательно-экспериментальной базы научных центров. |
Расходы на науку |
Сохранение расходов на научные исследования и разработки в 2013-2030 годах в диапазоне 1,1-1,2% ВВП.
Увеличение доли внебюджетных источников финансирования НИОКР с 18% в 2011-2012 годах до 28% в 2020 году и 32% к 2030 году. |
Увеличение расходов на научные исследования и разработки до 1,4% ВВП к 2020 году и 2% ВВП к 2030 году. Увеличение доли внебюджетных источников финансирования НИОКР до 28% к 2030 году. Более низкий относительный уровень, чем в первом варианте, при более высоком стоимостном объеме частных расходов. |
Увеличение расходов на научные исследования и разработки до 1,6% ВВП к 2020 году и 2,5-3% ВВП к 2030 году. Увеличение доли внебюджетных источников до 50% к 2030 году. |
Спрос на фундаментальные прорывные исследования невысок. Внутренние затраты на исследования и разработки стагнируют на уровне 1,1-1,2% ВВП, при этом доля частных расходов будет расти медленно и повышается с 18% в 2011-2012 гг. до 32% к 2030 году. Консервативный сценарий развития сохраняет технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе возникает риск технологического отставания от новых индустриальных государств и от Китая. Сохраняется тенденция к значительной «утечке мозгов».
Умеренно-оптимистический сценарий прогноза (вариант 2) характеризуется преимущественно догоняющей моделью развития технологий, но в то же время предполагает создание отдельных очагов высококонкурентоспособных разработок (не менее 8-10 направлений мирового уровня), а также развитие прорывных поисковых фундаментальных исследований. Спрос на отечественные технологии формируется не только в соответствии с потребностями обеспечения интересов национальной безопасности и обороны, энерго-сырьевого сектора, но и среднетехнологичных секторов, транспортной системы, агробизнеса, а также сферы человеческого капитала (здравоохранения и образования). В данном варианте развития доля государственных расходов будет максимальной. Внутренние затраты на исследования и разработки возрастут до 2,0% ВВП к 2030 году, доля частных расходов увеличится к 2030 году до 28%, при общем существенном повышении эффективности разработок и исследований.
Форсированный сценарий характеризуется масштабной модернизацией отечественного сектора НИОКР и фундаментальной науки, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг, повышением эффективности взаимодействия российского сектора генерации знаний и бизнеса. Этот вариант характеризуется резким увеличением спроса на новые научные и инженерные кадры, а также предполагает активное образование инновационных кластеров на региональном уровне. Можно рассматривать его как вариант завоевания лидерства в целом пучке ключевых научных и технологических направлений.
Одновременно указанный вариант является более затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование научных исследований и разработок, прежде всего фундаментального характера, однако основной вызов связан с коренным изменением поведения бизнеса, резким увеличением частных инвестиций в НИОКР, активным поиском и формированием новых рынков, выходом с новыми продуктами и услугами в существующие рыночные ниши. Внутренние затраты на исследования и разработки по данному сценарию возрастут к 2030 году до 3,0% ВВП, доля частных расходов к 2030 году составит 50 процентов.
Комментарии (0)