Можете ли вы представить, что будет с людьми, взрослыми и маленькими, через пару сотен лет? Будет ли у нас достаточно пищи и энергии? Сможем ли мы справиться со всеми болезнями при помощи генной инженерии? Справимся ли с глобальным потеплением?

Все это очень вероятно, но носит пока что весьма предположительный характер. Точную картину будущего мы нарисовать сейчас не в состоянии. Однако несколько вполне реальных футуристических проектов у нас уже имеется. Давайте познакомимся с ними поближе.

Идеи от компании Google

Организация, существующая в основном за счет прибыли от рекламы, уже трудится над нашим будущим. Она не такой уж и монстр, как кажется некоторым. Да, компания приобретает фирмы вроде Boston Dynamics, а также трудится над созданием искусственного интеллекта. Но ведь речь идет не только о воинах-роботах!

Project Tango является проектом ATAP (Advanced Technology and Projects Group) от Google. Он в состоянии привнести долю революции в сферу робототехники, поменяв наш стиль взаимодействия с трехмерным пространством. Смартфоны из дня грядущего могут обладать расширенными визуальными возможностями, скажем, к созданию вокруг себя трехмерной пространственной карты. Работа гражданских фотографов может быть выведена теперь на новый уровень.

Сматфон

Джонни Чун Ли, руководитель проекта ATAP, говорит, что хотя мы и являемся физическими существами живущими в трехмерном мире, физический мир на мобильных устройствах пока еще ограничен параметрами экрана. Цель проекта – подарить мобильным устройствам понимание не только пространства, но и движения на человеческом уровне.

Компьютерное зрение не оказалось новинкой. Project Tango просто делает его доступнее, ведь он собирается сделать его размером с обычный смартфон, он будет отслеживать глубину, а также заниматься трехмерным картографированием в ритме реального времени. Возможно, добиться этого получится при помощи сочетания умных сенсоров с программным обеспечением, основанным на технологии MV4D от Mantis Vision. Уже представили комплектацию для разработчиков Project Tango Tablet. Первые же прототипы будут представлены компанией LG уже в грядущем году.

Как это повлияет на нашу жизнь?

Google Maps с подробнейшей космической съемкой уже в корне поменяли нашу навигацию с GPS. Project Tango обещает нам двойные выгоды. Процесс покупок будет сильно упрощен, где бы вы ни шли – по Нью-Йорку или Парижу. Вблизи от дома вы с легкостью найдете и определите продукт на требуемой полке в супермаркете. С помощью Project Tango дроны смогут эффективнее находит и спасать в моменты стихийных бедствий.

Развитие получат и самоуправляемые автомобили — пространственных технологий им сейчас явно не хватает. Лучше видеть начнут и люди с плохим зрением. Только вообразите себе игру в прятки у себя дома… с излюбленным игровым персонажем! А может, вы захотите превратить в усаженный деревьями путь свою прихожую? Или поиграть с собственной миниатюрной армией в военные стратегии прямо у себя дома? Или спрячете по всему миру в физических местах виртуальные сокровища!

Имитация человеческого интеллекта. Значительным шагом для Google стало приобретение фирмы DeepMind после сделки на 650 миллионов долларов. Он может стать не менее важным и для всего мира в целом. Ведь Google превратила изучение обучения приобретенной организации частью собственной инициативы Google Brain. Глубочайшее обучение даст машинам возможность подойти ближе к состоянию искусственного интеллекта. И это не машинное обучение! Ведь глубокая методика может реализовываться без внешнего влияния. Правда, мы еще от этого далеки.

DeepMind

DeepMind трудится над нейронной машиной Тьюринга, способной самостоятельно сохранять и выгружать информацию. Подобная машина старается скопировать методику, при помощи которой действуют нейронные сети в человеческом мозге, обучаясь и адаптируя информацию.

Разработки в области глубокого обучения в состоянии сделать роботов относительно смышлеными существами, порой отличными компаньонами для человека. Стоит отметить, что Демис Хассабис, шахматный вундеркинд и невролог, стал одним из соучредителей DeepMind.

Как это повлияет на нашу жизнь?

Формы глубокого обучения уже заметны в Siri и Google Now. В данной сфере большинство ученых уже работают над обработкой естественного языка. В перспективе же глубокое обучение окажется значительным элементом умных алгоритмов, способных наполнить нашу жизнь: от продвинутого поиска вплоть до умного «Интернета вещей».

Идеи от IBM

С двадцатых годов прошлого столетия The International Business Machines Corporation, или, как мы привыкли, IBM, инвестирует в будущее. В течение более чем двух десятков лет компания непрерывно регистрировала патенты – больше всех в США. Она и сейчас остается на передовой.

В начале текущего года IBM смогла выиграть тендер на создание класса технологий, способных к самоуничтожению. DARPA изыскивает ресурсы, которые смогут «исчезать» или же оказываться бесполезными автономным или управляемым путем. Это очень полезно для военных.

IBM разрабатывает CMOS-микрочипы, способные к самоуничтожению, активировать которые можно будет при помощи радиосигнала, чтобы те не оказались в чужих руках. Американские военные силы собираются внедрять подобные чипы в целый ряд систем.

Чип

Собирается IBM применить важное качество субстратов из закаленного стекла в роли движущей силы, отделяющей CMOS-чипы от оксидо-кремниевого и кремниевого порошка. Триггер типа металлического реактивного покрытия или плавкого предохранителя будет применяться с тем, чтобы инициировать разрушение на подложке из стекла хотя бы в одном месте. Для инициации процесса потребуется внешний сигнал.

Все, кто видел сериал «Миссия невыполнима», сразу подумали, что подобная технология имеет неплохой шпионский потенциал. Полезной она может оказаться и в гражданском сегменте.

Как это повлияет на нашу жизнь?

Можно создать сенсоры, биологически ликвидируемые, которые плавают в артериях человека и отправляют какие-нибудь данные, например, лечащему доктору. Или же целый класс микроботов, экологически растворимых, помогающих убирать нефтяные разливы или исследовать геодезические горячие точки.

Джон Роджерс, ученый-материаловед, утверждает, что грядущее электроники – это не просто «меньше, быстрее и дешевле», но еще и «изогнутое, растягиваемое и тающее». Вы носите смартфон в кармане. Роджерс предполагает, что однажды вы сможете пожелать внедрить его в свой мозг, растворить в коже или даже обернуть вокруг сердца.

Идеи от Microsoft

Как думали в Microsoft, за этой компанией будущее. Затем появился Интернет, а также Google. Но даже тогда для наших героев осталась перспектива. По-прежнему удивляет их видение будущего. Мы рассмотрим ряд суперсовременных технологий, над которыми трудятся в компании.

RoomAlive является ответвлением инициативы Microsoft под названием IllumiRoom, которую в качестве концепта представили впервые в 2013 году. Данный проект виртуальной реальности нацелен на расширение игровой среды Xbox до параметров целой комнаты. В технологии применяется датчик Kinect, компьютер и проектор, снабженный широким полем зрения.

Игра

Шестерка подобных камер-проекторов должна покрыть собой все помещение. Картографируя комнату, Kinect отмечает все, что в ней находится. Проектор при этом накладывает поверх комнаты картинку.

Как это повлияет на нашу жизнь?

Если обеспечить приличную вычислительную мощность, проекторы и глубину камры, то будет возможно создать в обыкновенном жилом пространстве виртуальную реальность.

Дополненная реальность и RoomAlive способны вынести развлечения за границы отдельных, выделенных для игр комнат. Технология значительно изменит суть интерактивности, позволит пользователям где угодно создавать виртуальную среду. В отличие от прочих интерактивных инструментов, она помогает всем слезть с дивана. Ведь применять ее можно в областях здравоохранения, образования, даже военной подготовки.

Идеи от Intel

Сайт организации The Tomorrow Project является креативной площадкой для большинства начинающих футурологов. Немало грядущих проектных идей возникает из происходящих там бесед. Intel желает оказаться в центре внимания – причем сразу и везде.

Project Mobii. Футуристические автомобили.

Название Mobii является сокращением от Mobile Interior Imaging. Компании Ford и Intel совместно работают над бесшовным и персонализированным взаимодействием автомобиля и водителя. В Ford эта сфера видится как работа команды антропологов, инженеров и этнографов Intel совместно с исследователями-инженерами из Ford.

Автомобиль

В Project Mobii задействованы лицевые датчики и камеры, предоставляющие водителю функциональность, направленную помочь ему взаимодействовать интуитивно с автомобилем. Исследования преимущественно ориентированы на помощь человеку со стороны различных технологий в работе с автомобилем изнутри. В ряде проектов автомобилей грядущего используются внешние камеры. В Project Mobii стремятся возвести мост меж идеей «Интернета вещей» и автомобилем. В проект входят также подключенные смартфоны с носимыми устройствами.

Как это повлияет на нашу жизнь?

В скором будущем до неузнаваемости изменятся привычные нам автомобили. Целью проекта является создание более умного автомобиля и предоставление водителям более комфортного вождения. Распознающее лица программное обеспечение повышает безопасность. Автомобиль вполне реально будет настраивать индивидуально для себя, а также для каждого члена своей семьи. Это, в свою очередь, поспособствует развитию автомобилей и без водителей.

Технологии, меняющие образование в будущем

С техникой мы немного разобрались. А вот что ждет нас в сфере образовательной? Какими будут классы? И главное – как будет строиться обучение? Новые технологии вроде дополненной реальности, 3D-печати или облачных вычислений предоставляют образовательной системе такое будущее, представить которое мы можем с трудом. Хотя уже есть от чего отталкиваться. Хотя на все сто процентов уверенными быть нельзя.

Дополненная реальность

Пока что мы еще ожидаем, как дополненная реальность переменит наш мир. Oculus Rift, Google Glass и прочие любопытнейшие вещи уже на подходе. В привычную нам реальность они привнесут аромат виртуальной и дополненной реальностей.

Как ожидается, устройства, подобные перечисленным нами, своими возможностями поразят публику. Они дадут пользователям возможность наслаивать на видимую картинку информацию при помощи очков или контактных линз. В наши дни доступ к разработкам дополненной реальности ограничен в образовательных целях преимущественно приложениями для смартфонов.

Скажем, с приложением Sky Map можно исследовать ночное небо и искать созвездия. Правда, интеграция подобных приложений в школы произойдет еще не скоро. Не достает лишь цельной системы. Реальность дополненная должна будет затягивать, обладая подсказками на все случаи обращения ко вполне реальным объектам.

Карта

При помощи устройств, подобных Google Glass, студенты смогут изучать мир, не отвлекаясь ни на что. Появятся же подобные гаджеты уже со дня на день.

Новая методика обучения

Более того, появляются гигантские возможности обучаться удаленно. Например – побывать на экскурсии и увидеть Большой адронный коллайдер. Эндрю Ванден Хьювел, учитель физики из Швейцарии, сумел транслировать через Google Glass все, что происходит внутри БАК, для своих студентов – причем через тысячи километров. Они наблюдали за всем вместе с ним. Особенно полезной в данном случае для командного сотрудничества в выполнении задании и проектов оказалась функция Hangout.

В иных случаях ученики способны наблюдать дополнительную интерактивную информацию: скажем, исторические артефакты в целях исследования их истории. Преобразиться способна и реклама, если очки смогут, распознавая изображения в реальном мире, взаимодействовать с ними.

Трехмерный принтер

Есть лучший подарок для десятилетнего ребенка, чем набор LEGO? Да, например специальный детский 3D-принтер. Подобное устройство хорошо бы поставить в каждый класс. В будущем ученики смогут распечатывать любую необходимую трехмерную модель для решения самых разнообразных задач.

Учителя и их юные инженеры более всего нуждаются в трехмерной печати в процессе обучения. Одна из школ Миннеаполиса уже обзавелась подобным принтером. С его помощью ученики генерируют дизайнерские прототипы.

Принтер

С помощью трехмерного принтера можно создавать рабочую миниатюрную модель, которую вовсе не обязательно выпиливать из фанеры лобзиком. Она поможет студентам проверить инженерную конструкцию и до мелочей отточить все свои навыки. Обладая специфическими программами, в наши дни каждый студент может экономить как деньги, так и время, дополняя имеющееся у него оборудование трехмерным принтером.

Не стоит забывать и о постоянном падении в цене трехмерных принтеров. Выходит, доступными всем нам они станут уже очень скоро. Более того, с физическими моделями развивается абстрактное мышление. Вспомните, у всех ли на уроках химии имелись наглядные молекулы? Иными словами, распечатав физическую версию любой структуры, школьники проще поймут, с чем именно они имеют дело.

Облачные вычисления

Уже в ближайшем будущем с учителями не прокатит отмазка вроде «мой щенок слопал мою домашнюю работу». Активно развивающиеся облачные технологии в скором времени сильно изменят абсолютно все аспекты нашей с вами жизни, в том числе и образование. Тогда в классах школьникам понадобится лишь электронное устройство, предоставляющее доступ в облаке не только к домашней работе, но и ко всем прочим учебным ресурсам. Прочь тяжеленные учебники, прочь «забыл дневник», пока есть соединение с Интернетом, все материалы будут абсолютно доступны.

Подобное удобство подарит студентам определенную степень свободы, ведь отныне над проектами можно будет трудиться не только дома, но и в любом удобном месте. А значит, «домашняя работа» перестанет быть домашней. Доступ к библиотеке цифровой будет возможным даже в отсутствие реальной библиотеки.

Облачные вычисления активно виртуализируют классную комнату. В школах можно будет применять облачные технологии, создавая для обучения студентов онлайн-платформы . Достаточно лишь войти в систему, посещая занятия в виртуальной среде.

Скажем, возьмем концепт облачной обучающей виртуальной среды, обеспечивающей студентам доступ к образовательному контенту. С ее помощью можно участвовать в обсуждениях на различных форумах. Тесты с заданиями запросто распространяются по всему классу. Таким образом, необходимость в физическом присутствии студентов сводится к минимуму, однако поощряется обсуждение и взаимодействие. Педагогам же отведут иной канал.

Соцсети в онлайн-режиме

В виртуальном мире Second Life успело зарегистрироваться огромное количество университетов. Они предоставляют своим студентам онлайн платформу – специально для общения друг с другом. Являясь значительным куском облачной платформы, подобные социальные сети помогают студентам, сосредоточившись на учебе, свободно обсуждать свои идем. Педагоги же в данном случае выступят в качестве модераторов.

Профессорам, преподавателям и учителям при этом отводят довольно важную роль. Они смогут руководить процессом, задавая вопросы и помогая находить ответы, моментально загружая в облачную среду любую необходимую информацию. Не менее важно и то, что это – прекрасный инструмент для обратной связи. Основой будущего образования может стать подобный социально-ориентированный подход.

Чрезвычайно гибкие дисплеи

Студенты все еще ведут конспекты, в особенности, во время лекций. Правда, все чаще теперь бумаге предпочитают нетбуки, ноутбуки и планшеты. Образование со временем все больше оцифровывается. А значит, можно утверждать, что в будущем бумага вообще практически перестанет применяться. Как же сберечь ее удобство?

Решить эту проблему могут гибкие OLED-дисплеи. Они очень похожи на привычную нам бумагу: гибки, легки и необычайно тонки. Можно свернуть их в трубочку или же просто складывать в стопку. Но в отличие от обычной бумаги, подобные электронные пластиковые документы весьма долговечны, порвать их практически невозможно.

Гибкий дисплей

Более того, они интерактивны. С помощью щипков, тапов и свайпов можно раскрыть все преимущества подобной «бумаги». Скажем, созданная компанией Sony цифровая бумага весит лишь 63 грамма. Смартфонам и ноутбукам ну очень далеко до подобной мобильности.

Отслеживание глаз при помощи биометрии

Биометрия является еще одной технологией, быстро завоевывающей признание. Как правило, биометрию принято связывать с областью безопасности. Ведь она имеет дело с уникальными для нас параметрами: отпечатками пальцев, а также распознаванием голоса, лица и сетчатки глаза. С образовательной точки зрения, отпечатки пальцев можно было бы применять для того, чтобы предотвратить прогулы или выдавать книжки в школьной библиотеке.

Биометрия

Отслеживание глаз может оказаться не менее полезным, предоставляя, например, учителям бесценную информацию. Ведь они наглядно отображают, как именно студент поглощает новую информацию, воспринимая ее содержание. Подобные исследования помогают рекламщикам определять реакцию пользователей на объявления, выясняя, что именно завладевает их вниманием.

Подобным образом данный вид анализа можно применять для того, чтобы выявлять степень эффективности того или иного стиля или курса обучения. Скажем, Mirametrix применяет собственный S2 Eye Tracker для оценки качества обучения всех студентов, выясняя, куда именно они глядят во время занятий.

В формате Eye Tribe для Android и Windows воплощены недорогие альтернативы данной методики. Так что старт применения этих данных педагогами остается пока лишь вопросом времени.

Информацию можно организовать таким способом, чтобы каждому учащемуся было достаточно удобно, иными словами, в соответствии с его личным стилем обучения. В то же время, модели движения глаз способны выявлять поставку контента, узнавая о проблемах еще до их возникновения. Скажем, определить некорректность подачи материала.

Дисплеи в формате мультитач

В течение последних десятилетий во многих школах установили видеопроекторы, а также перешли к белой доске от обычной меловой. Очень вероятно, что следующим шагом станет разработка, связанная с планшетами и смартфонами. Скажем очередная «доска» вполне способна оказаться огромным сенсорным жидкокристаллическим экраном с большой степенью интерактивности. Ведущим различием между существующими ныне сенсорными устройствами и подобной доской окажется возможность вводить данные сразу несколькими учениками.

Вместо традиционной классной доски можно разместить и огромный планшет в форме стола. Ученики или студенты смогут сидеть вокруг подобного стола-планшета, работая с содержимым и перетаскивая изображения с той же легкостью, как, например, делаются заметки при помощи виртуальной клавиатуры.

Учимся играючи

В наши дни дети растут в мире, тотально подключенном к Интернету. В итоге они неспособны сконцентрировать внимание, что неудивительно. Ведь с малых лет смартфоны, ВКонтакте, YouTube и прочие «достижения» грузят их обновлениями круглосуточно все семь дней в неделю, параллельно предоставляя все ответы на любые запросы в Википедии или «гугле».

Для удовлетворения столь быстро развивающегося поколения образовательным учреждениям в итоге придется отказываться от традиционных методик зубрежки. В наши дни нужно не знать массивы информации, а понимать, где именно ее можно раздобыть. Такой подход имеет свои минусы и плюсы. И все же существует способ совмещения приятного с полезным – это видеоигры.

Например, KinectEDucation представляет собой единое интернет-сообщество для всех заинтересованных студентов и педагогов, желающих пользоваться Kinect в учебных целях. Лучшим примером может стать изучение игры на гитаре или языка жестов с помощью разработанного Microsoft аппаратного обеспечения.

А профессор из Вашингтонского университета, пользуясь Kinect, обучает свой класс математике. Приличный уровень интерактивности увлекает учеников со студентами. Таким образом, лучше усваивается любая информация.

Иной подход, применяемый педагогами, направлен не на интерактивность или участие в игре. Он подразумевает обучение студентов в процессе изучения собственно создания игр. Ведущей идеей Gamestar Mechanic является обучение студентов основным навыкам в создании игр, не рассматривая пока сложности программирования. Таким образом, они смогут создавать собственные игры, обучившись при этом языку, системности мышления, написанию сценариев, решению проблем и прочим премудростям.

Проектирование школьники изучают, играя в игру. При этом они сами оказываются в роли начинающих дизайнеров, проходят миссии и роли ради тех или иных вознаграждений. В роли награды станут зоны, в которых возможно создание собственных игр. Процесс практически ничем не отличается от современных ролевых игр.

Это демонстрирует, как педагоги способны уйти от традиционного преподавания, а студенты – получать от обучения максимум удовольствия. Очень вероятно, что в скором будущем детвора сочтет процесс обучения вполне захватывающим и увлекательным. Это было бы просто отлично!

Учимся за пределами класса

Образование в скором будущем, вероятно, перестанет ограничиваться формальными учреждениями, вроде принятых нынче курсов или школ. Облачные вычисления, дополненная реальность, социальные сети, а также адаптивные обучающие системы, применяющие технологию отслеживания глаз, сделают возможным проведение занятий за границами школьных стен.

Ошибки с экспериментами будут также поощряться благодаря игровому подходу и трехмерной печати. Ведь при этом не будет никаких бюджетных расходов или же реальных последствий. Ученики отнесутся к учебе как ко вполне приятной части их жизни, требующей активного их участия. Обучение перестанет являться нудной и скучной рутиной. Хотя детьми мы все когда-то были.