«Это футуризм для футуристов», — говорит про сериал «Черное зеркало» Дилан Хендрикс, директор программы «Прогноз на десять лет» Института будущего — исследовательской организации (ее задача - предсказывать , что будет в ближайшие годы происходить в мире).
Отчасти достичь подобного воздействия на нервы «Черному зеркалу» удается благодаря тому, что действие сериала происходит в мире, который очень похож на наш, при условии того, что был совершен небольшой прогресс в технологиях.
Задавшись вопросом, действительно ли нас ждет подобное будущее, Хендрикс разбирает, какие из эпизодов сериала ближе всего к тому, чтобы стать реальностью.
Не во всех эпизодах «Черного зеркала» идет речь о каких-то принципиально новых утопических технологиях, в некоторых сериях сценаристы используют уже существующие технологии для того, чтобы создавать пугающие повороты сюжета.
В пилотном эпизоде сериала «Национальный гимн» террористы под угрозой убийства заложницы вынуждают премьер-министра Великобритании вступить в половой контакт со свиньей и транслировать это по национальному телевидению.
«Здесь нет ничего неправдоподобного, — замечает Хендрикс. — с технический точки зрения, по крайней мере, такое вполне возможно. (вероятно, похожая ситуация даже имела место на самом деле, если истории об университетском прошлом премьер-министра Дэвида Кэмерона правдивы.)
Действие второго эпизода сериала - «Пятнадцать миллионов призов» - происходит в далеком будущем, когда для выработки энергии для домов людям надо крутить педали динамо-машин и зарабатывать валюту («призы»), которые можно потратить на развлечения и еду.
Как говорит Хендрикс, в этой серии природу общества переосмысливают с помощью понятия условно-бесплатных мобильных игр, заставляющих людей вновь и вновь возвращаться к ним. Он замечает, что этот эпизод — один из самых любимых у него и его коллег, так как в сюжете взято явление из реальной жизни и возведено в крайность.
«Это сообщество очень сильно отличается от того, в котором живем мы, — утверждает он. — В нем наши смартфоны оказались частью строительной инфраструктуры».
В серии «Все о тебе» сценаристам пришло в голову представить, что бы произошло, если люди могли бы записывать каждую секунду своей жизни и пересматривать эти воспоминания в любое время, когда им захочется.
Хендрикс говорит, что сейчас еще нет технологии, которая способна работать с воспоминаниями таким образом, но, вероятно, мы в этом направлении движемся. Так можно упомянуть подобного рода устройство — Spectacles от компании Snap, это очки со встроенной камерой, способные записывать видео до десяти секунд.
Как считает Хендрикс, в серии можно увидеть намек на то, что подобные технологии будут становиться качественнее, дешевле и популярнее.
В серии «Скоро вернусь» после смерти мужа женщина узнает о сервисе, который при помощи машинного обучения -используя фотографии, видеоролики и публикации в соцсетях для восстановления личности - способен фактически вернуть человека к жизни.
Вначале они общаются лишь через интернет. Затем они начинают говорить по телефону. Еще через некоторое время реалистичная версия покойного мужа живет в их доме и помогает воспитывать их дочку.
Хендрикс рассказывает, что первые два способа коммуникации уже существуют на самом деле. О том, какие шаги предпринимают люди для совершенствования искусственного интеллекта, дают нам понять чат-боты с искусственным интеллектом и сервисы анализа личности вроде Crystal, который обрабатывает данные о людях в сети так, чтобы пользователи могли адаптировать электронные письма и другие сообщения под тип их личности.
Серия «Момент для Уолдо». Однажды комик, который озвучивает мультяшного медведя Уолдо и справляется с этой работой на отлично, узнает о том, что Уолдо будет участвовать в выборах. К разочарованию комика, персонаж даже начинает завоевывать голоса избирателей.
Хендрикс говорит, что этот эпизод похож на «Национальный гимн» в том плане, что здесь социальный анализ ситуации, в которой публика предпочитает развлекательную форму смысловой наполненности, важнее прогнозов развития технологий. Однако проекция типично человеческого поведения на аватар — достаточно распространенная практика.
Совсем недавно Facebook обнародовала планы по созданию аватаров для пользователей системы виртуальной реальности Oculus Rift.
В заключительной серии второго сезона «Белое Рождество» несколько видов новых технологий используются для рассказа двух историй: в одной мужчина помогает другим проводить удачные свидания при помощи камер, установленных в глазах , и прямой трансляции со свиданий. Вторая история про мужчину, чья несчастливая супруга «поставила блок» на его камеру в глазах, так что теперь при взгляде на жену он видит лишь серый размытый силуэт.
Есть еще один тип технологий — под названием «куки», он позволяет загружать искусственный интеллект в качестве персонального ассистента.
Хендрикс замечает, что первые две идеи осуществимы, в то время как третья – чистый вымысел. В популярных приложениях вроде Periscope существует функция онлайн-видеотрансляций, а ученые уже совершили определенные достижения в области лечения слепоты у мышей с помощью искусственных глазных яблок.
«При появлении новых технологий дополненной реальности "блокирование" людей в реальной жизни не выглядит такой уж несбыточной фантазией», — говорит Хендрикс.
В эпизоде Nosedive рассказывается о системе социальных рейтингов, подобных оценкам в сервисах по требованию вроде Uber или Postmates. Каждый человек имеет контактную линзу, позволяющую ему видеть рейтинг над головой у других и влияние оценок на общий рейтинг в реальном времени.
Ближайшим реальным аналогом такой технологии можно назвать устройства Hololens от Microsoft, хоть Хендрикс и подчеркивает, что гарнитура пока что не такая удобная, как контактная линза.
Также он напоминает о системе социальных кредитов, которая работает в Китае, в рамках которой граждане зарабатывают специальные баллы за просроченные кредиты, штрафы от дорожной полиции и нарушают другие формы «социального доверия». Хронические нарушители могут получить определенные ограничения при пользовании некоторыми сервисами.
Кибербезопасность является главной темой Shut Up and Dance - третьего эпизода нового сезона, в котором хакеры, получившие доступ к веб-камере подростка, начинают шантажировать его и заставлять участвовать в опасных (а иногда фатальных) испытаниях.
«По-моему, серия Shut Up and Dance представляет собой в первую очередь постановку очень серьезной проблемы», — говорит Хендрикс.
Хакеры уже взламывают веб-камеры пользователей и устраивают сливы конфиденциальной личной информации по всему миру. В «Черном зеркале» решили подумать, что будет, если хакерам вздумается поразвлечься с их жертвами.
В очередном эпизоде - Men Against Fire - о дополненной реальности рассказывается о военной технологии, которая влияет на органы зрения, слуха и обоняния солдат, чтобы помочь им справиться с ужасами войны.
И, как и с другими эпизодами, рассказывающими о технологиях AR, Хендрикс называет этот актуальным для него как для футуролога, поскольку многие сегодняшние популярные технологии появились в первую очередь как оборонные проекты. В том числе и гражданские технологии, например исследования алгоритмы подмены лиц в Стэнфорде, а также Snapchat, где такие функции уже доступны пользователям.
Финальный эпизод третьего сезона - Hated in the Nation - рассказывает о последствиях массового взлома автономных роботизированных насекомых, которые в новом мире занимаются опылением цветов. Этим взломанным пчелам дают приказ убить человека, выбранного в твиттере при помощи хэштега #DeathTo.
Хендрикс называет эту серию удивительно реалистичной. Прежде всего, нынешние роботы уже сейчас получают относительно небольшие размеры, например норвежская фирма Prox Dynamics разрабатывает роботов размером с колибри.
Кроме того, развивается сфера разработки автономных дронов, в том числе и при создании вертолетов и имитации поведения роя насекомых, подобного пчелам-убийцам.
Комментарии (0)