5 злейших врагов Facebook: кто помешает Цукербергу захватить мир
Выход Facebook на биржу — звонок о том, что компания близка к пику капитализации. Кто идет на смену лидеру? Forbes представляет сервисы, которые способны опередить Цукерберга, используя слабые места его соцсети.

Facebook огромен: квартальная выручка основанного в 2004 году стартапа превышает $1 млрд, а население соцсети перевалило за 900 млн юзеров и подбирается к Китаю и Индии. Другая цифра — 2,4 млрд пользователей интернета в мире — намекает, что компания Марка Цукерберга может стать еще могущественнее.

Однако бурный рост соцсети №1 уже прекратился. Майское IPO рассматривается аналитиками как способ получить кэш, продавшись инвесторам на пике. Facebook играет «на удержание счета», обходя более узконаправленные социальные сервисы, в основном за счет размера аудитории. Мы отобрали 5 самых серьезных конкурентов Facebook и показали, за счет чего они способны лишить Цукерберга лидерства.


Pinterest. Визуальная соцсеть для активных потребителей
/uploads/images/old/load/out_img/0471859d257635d562422182fda495f4c95ba6b5.jpg
 
Год запуска: 2010

CEO: Бен Сиберман

Pinterest — самый горячий стартап Кремниевой долины за последний год. Запущенный тремя приятелями без технического образования как способ коллекционировать собственные увлечения, Pinterest обернулся новым шагом в эволюции онлайн-общения — теперь модно общаться не текстом, а картинками.

Для этого Pinterest предоставляет бесконечную виртуальную доску, к которой люди прикрепляют понравившиеся им изображения — от фотографий вязаных носков из хипстерского магазина в Бруклине до графиков приближения апокалипсиса. Другие пользователи ставят «лайки», оставляют комментарии и републикуют избранные картинки у себя на странице. Механизм сорвал джек-пот: в минувшем январе Pinterest установил рекорд для независимых американских сайтов, быстрее всех в истории преодолев отметку 10 млн уникальных посетителей в месяц. В марте он и вовсе стал третьей по популярности социальной сетью США.

Pinterest vs Facebook

Период бурного роста Facebook подошел к концу. Отныне главная цель — заставить пользователей торчать на своей платформе еще больше времени. Pinterest уже начал вмешиваться в эти планы. Время, проводимое пользователями на сайте, стремительно растет, и в феврале каждый из них в среднем потратил на молодую соцсеть почти 100 минут. На фоне показателей Facebook (около 400 минут) это не так много, но аудитория Pinterest, 90% которой пока составляют женщины, весьма азартна и только входит во вкус.

Pinterest обладает убедительными перспективами с точки зрения монетизации. Компания получает отчисления, когда ее пользователи, проследовав по скрывающейся за картинкой ссылке, оказываются в интернет-магазине и что-либо покупают. Уже сейчас пользователи Pinterest приносят онлайн-ритейлерам больше своих собратьев из Facebook (см. график). С ростом популярности Pinterest бренды начнут обращать на соцсеть больше внимания и создавать на ее платформе собственные магазины. Перспективы схожей инициативы Facebook выглядят не столь радужно.

Наконец, Pinterest выстраивает собственный граф, который, в отличие от графа Facebook, обладает понятным и чрезвычайно высоким коммерческим потенциалом. «Социальные сигналы до сих пор не доказали своей пользы для поисковой рекламы», — говорил основатель PayPal и сотрудник Google Макс Левчин. По его словам, настоящую революцию в интернете сделает компания, которая сможет создать подробный граф потребительских интересов человека.

Именно этим и занимается Pinterest. Беглый взгляд на профиль пользователя обнаруживает сплошные сумки, платья, джинсы и смартфоны. Осталось выяснить, как Pinterest конвертирует эту информацию в доллары.

WhatsApp. Список контактов на телефоне превращается в соцсеть

 

Год основания: 2009

CEO: Ян Кум

Аккумулировав самую крупную в истории базу данных из реальных имен, Facebook намерен стать главным средством коммуникации для человечества. В проспекте перед IPO социальная сеть указывает эту цель как стратегически важную. Чтобы решить задачу, Facebook предстоит стать лидером в обмене сообщениями на смартфонах.

Между тем за мобильный месседжинг развернулась настоящая битва. Приложения Facebook позволяют пользователям обмениваться бесплатными сообщениями в обход сотовых операторов и между платформами — от Android до iOS. Однако конкуренты пошли еще дальше. Главный враг Facebook — приложение WhatsApp, по слухам из Долины, привлекшее около $8 млн от фонда Sequoia Сapital.

WhatsApp vs Facebook

WhatsApp тоже покрывает все известные человечеству платформы, включая Blackberry и Symbian. Пользователи приложения получают возможность обмениваться не только сообщениями, но и фотографиями, а также аудио- и видеофайлами. WhatsApp синхронизируется со списком контактов в телефоне и моментально показывает, у кого установлено приложение, экономя пользователям кучу времени.

WhatsApp по сути строит социальную сеть на основе телефонной книжки смартфона. Цукерберг хотел бы скрестить эту книжку с социальным графом Facebook, но по законам США не имеет права использовать информацию из нее.

Интенсивность обмена сообщениями среди пользователей WhatsApp растет гораздо быстрее, чем среди пользователей мобильных версий Facebook. При сохранении динамики летом 2012 года WhatsApp обойдет приложения Facebook по количеству месседжей в сутки. Кум буквально выдирает из рук у Цукерберга первенство в одной из важнейших функций соцсети — личных сообщениях.

GREE. От мобильных игр к социальной платформе

 /uploads/images/old/load/out_img/64a584a6bccbd99fdd43a4bff7f99c3c705a64ce.jpg

Год запуска: 2004

CEO: Йошиказу Танака

Каждый месяц более 400 млн человек открывают Facebook на своих смартфонах и планшетах. Они вовлечены в рутину — пишут статусы, загружают однообразные фотографии с вечеринок и тиражируют модные ссылки. Наслаждаться подобной идиллией Facebook мешает одно неприятное обстоятельство: они не умеют зарабатывать на этих людях деньги. Дело в том, что пока не придумано элегантной возможности демонстрировать рекламу пользователям мобильной версии.

Facebook, похоже, готов придумать что-то на опыте внедрения рекламы в игры, но его уже опередили — в этой области есть свой Марк Цукерберг. Его зовут Йошиказу Танака, и он родом из страны, где про мобильные социгры знают почти все.

В Японии телефоны перешли на новый этап развития раньше других, породив колонию разнообразных мобильных соцсетей. Самая популярная из них называется GREE. Танака основал GREE одновременно с Цукербергом и превратил ее в корпорацию с небоскребом в центре Токио и рыночной капитализацией около $6 млрд. GREE не только является платформой для чужих игр, но и сама их разрабатывает. Танака предлагает игрокам полноценный функционал соцсети — профили, свой социальный граф, сообщения, фотоальбомы с возможностью отмечать друзей и так далее.

GREE vs Facebook

Если Facebook совместно с Zynga и произвел революцию в социальных играх, то ее последствия можно ощутить на десктопах. В том, что касается смартфонов, GREE нокаутирует обе компании в первом раунде. Выручка GREE от мобильных социгр драматически превосходит выручку Facebook от их PС-аналогов (на смартфонах в этом сегменте Цукерберг зарабатывает мизерные деньги).

В 2011 году Танака начал экспансию на американский и европейские рынки. Он приобрел за $100 млн мобильную игровую платформу OpenFient, и Gree получила доступ к 90 млн западных пользователей. Первая игра — карточная ролевая Zombie Jombie — несколько недель не покидала топ-5 популярнейших приложений для iPhone. Японские компании уже неоднократно меняли ландшафт игровой индустрии. Gree имеет все шансы выступить не хуже Nintendo или Sony.

Path. Сеть для близких приятелей, реализующая первоначальную идею Facebook на смартфонах
/uploads/images/old/load/out_img/5c5bec378a2bc9e34ea0711fe7a47c4e8de1086d.jpg
 

Год запуска: 2010

CEO: Дейв Морин

Из уютного клуба университетских друзей Facebook превратился в персонализированную газету, выдающую парад ссылок на статьи, фоторепортажей о личной жизни полузнакомых людей и статусов, напоминающих пресс-релизы. Произошедшие метаморфозы — издержки стремительного роста, который привел к превращению Facebook в информационную сеть. Исследователи из Университета Мичигана выяснили, что среднее количество друзей у пользователя превышает 230 человек. Это значительно больше «Числа Данбара», устанавливающего количество связей, которые способен поддерживать индивидуум, на отметке 150 человек.

На этом фоне растет запрос на интимные, огражденные от толкотни соцсети. Главная из них — доступная исключительно на мобильных устройствах Path. Создатель Path Дэйв Морин, сбежавший из Facebook, выбрал «Число Данбара» в качестве ограничения на количество друзей. Ему удалось создать укромное пространство, где пользователь делится своими мыслями лишь с друзьями и близкими. Эта стратегия приносит успех: с ноября 2011 года аудитория приложения выросла с 30 000 человек до 3 млн.  

Path vs Facebook

Люди неизлечимо больны ностальгией — достаточно посмотреть на поп-культуру, которая воспроизводит новые тренды, перемалывая моду предыдущих десятилетий. Но Path не просто лекарство от ностальгии по соцсетям недавнего прошлого. Это развитие первоначальной идеи Facebook на платформе будущего — смартфонах.

Стив Джобс предрекал персональным компьютерам судьбу грузовых автомобилей: они доминировали на дорогах, когда каждый второй американец был фермером, однако теперь нужны немногим. Точно так же снизится количество PC, а лидирующее положение займут планшеты и смартфоны. Уже в 2013 году, если верить Мери Микер (или в 2015-м, если верить IDC), мобильные устройства станут основным источником выхода в интернет.

Логично предположить, что победят те соцсети, кто изначально сделал мобильный тренд приоритетом бизнеса. Грамотно используя идею теплого круга общения, которую в погоне за микроблогами Twitter бросил Цукерберг, Path имеет все шансы догнать Facebook.

YouTube. Готовая соцсеть на основе крупнейшего видеохостинга
/uploads/images/old/load/out_img/726e5a15274152cfcb4ba8d6a622a96a2587d677.jpg

Год запуска: 2005

CEO: Салар Камангар

«Гики» воспринимают социальные инициативы Google в диапазоне от сдержанной иронии до неприкрытого злорадства. Orkut взлетел только в Бразилии, не считая интереса со стороны финнов, на языке которых название соцсети означало «многократные оргазмы». Buzz был настолько сложным, что прекратил существование, так и не открывшись широким массам. Скверно обстоят дела и у Google+. Менеджеры Google рассказывают о стремительном росте числа пользователей, но соцсеть напоминает заплутавшему пользователю Gmail город призраков.

Казалось бы, Сергей Брин и Ларри Пейдж, построившие поисковую империю на математически выверенных алгоритмах, не способны развивать что-то более гуманистическое. Однако это упрощение: у Google есть успешный социальный проект — YouTube.

Этот хостинг с функционалом соцсети — монополист рынка и жанра онлайн-видео, а также один из популярнейших сайтов на планете. Его рыночная доля среди всех видеохостингов составляет около 44% (в 20 раз больше, чем у ближайшего конкурента). Количество уникальных посетителей в месяц превышает 800 млн человек. Каждый месяц люди тратят на YouТube около 3 млрд часов своего времени, погружаясь в бездны пользовательского видеоконтента.

YouTube достаточно социален: около 100 млн человек в неделю проявляют разнообразную активность — отправляют видео друзьям, оставляют комментарии, жмут «лайки» и подписываются на интересующие их каналы.

YouTube vs Facebook

Ролики из YouTube гуляют по Facebook, однако масштаб этого явления значительно меньше, чем можно представить. На долю сети Цукерберга приходится лишь 1,3% времени, проводимого людьми за просмотром онлайн-видео. Наверняка Facebook хотел бы увеличить этот показатель, но качество в данном случае значительно важнее количества. Сага о том, как черепаха живьем съедает голубя, не представляет для Facebook интереса — едва ли этот трэш привлечет рекламодателя. Соцсеть №1 волнует тот контент, который можно монетизировать. Например, Facebook сейчас пытается уговорить сервис потокового музыкального видео Vevo (владеют самым популярным каналом на YouTube) сменить площадку и перейти к ним.

Тем временем YouTube трансформировался из хранилища разрозненных роликов в более-менее продуманное телевидение. Вокруг сайта формируется собственная культура из комиков, музыкантов и режиссеров, которые видят YouTube как канал для дистрибуции творчества. На них подписываются миллионы юзеров, а партнерская программа YouTube приносит десятки тысяч долларов рекламных доходов в год. Эти сетевые авторитеты могут стать аттракторами аудитории, если Google все-таки соберется строить соцсеть не с нуля, а на основе уже существующего успешного продукта.

http://www.forbes.ru/tehno-slideshow/81498-5-zleishih-vragov-facebook-kto-pomeshaet-tsukerbergu-zahvatit-mir