Обеспечить гендерное равенство: такую задачу ставят в приоритет ведущие финансовые институты и международные организации. Среди них Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНЕСКО, Всемирный банк, ООН, МВФ, ЕС. При этом российские стратегические национальные документы не закрепляют установки, которые предусматривали бы реальные цели и задачи в области помощи гендерному равенству.
На состоявшемся недавно совещании министров по вопросам труда и занятости совместно ОЭСР, Всемирный банк, МВФ и МОТ подготовили Доклад G20, названный «Достижение высоких темпов роста путем поощрения более сбалансированной гендерной экономики». Он определил, насколько необходимо реализовать политику, которая обеспечивала бы равенство женщин и мужчин, в качестве важной части стабильного экономического роста. При этом отметили, что совокупный показатель женской занятости, конечно же, в большей части стран вырос на 60 процентов к 2012 году. Однако разрыв в показателях женской и мужской занятости все еще превышает десять процентов.
По информации Росстата за прошлый год, в России среди всего занятого населения было 54 процента женщин и 46 процентов мужчин. Однако, вне зависимости от возраста, работающих среди мужчин больше, чем среди женщин. Статистика показывает, что совокупный показатель занятости у мужчин в позапрошлом, 2013 году достигал 70,4 процента, а у женщин – лишь 59,8 процента. Разрыв в показателях занятости женщин и мужчин можно объяснить, среди прочего, и значительной разницей возраста ухода на пенсию. В нашей стране пенсионный возраст для женщин установили на отметке в 55 лет, для мужчин – на отметке в 60 лет. Сделали это еще в 1939 году и с тех пор не меняли, невзирая на увеличившуюся продолжительность жизни. В ОЭСР также предполагают, что большей части государств, являющихся членами Организации, к 2050 году придется установить планку пенсионного возраста для женщин и мужчин на цифре в 67 лет. В среднем это увеличит пенсионный возраст в отношении к нынешним показателям: для женщин – на 4,5 года, для мужчин – на 3,5 года.
В Докладе Большой двадцатки (G20) отметили, что для достижения поставленных перед G20 целей, обеспечения стабильно сильного роста, требуется развитие в области труда гендерного равенства. Оно должно стать одним из ключевых инструментов для увеличения рабочей силы. Как показывают демографические прогнозы ОЭСР, если оставить на текущем уровне показатели занятости женщин и мужчин, то показатели работающего населения уже к 2025 году в Испании, Германии, России и Японии снизятся примерно на десять процентов. Снизить вероятные отрицательные следствия подобной тенденции вполне реально, сократив гендерный разрыв в занятости женщин и мужчин. Рост занятости среди женщин может дать дополнительный импульс и для роста экономического. Эксперты прогнозируют, что обеспечение показателя женской занятости, равнозначного аналогичной цифре для мужчин, позволит лишь за счет этого обеспечить ежегодные темпы прироста ВВП на душу населения, составляющие в среднем по странам ОЭСР 0,6 процента. Это гарантирует уже к 2030 году возрастание ВВП на 12 процентов.
В Докладе указали несколько примеров наилучшей практики в сфере обеспечения гендерного равенства. В Турции, Германии и Аргентине на работодателя возложили бремя доказывания того, что причины увольнять женщину никак не относятся к ее материнству. В Корее и Турции, сохраняя заработную плату, обязательно предоставляют свободное время на проведение медицинских предродовых осмотров. В Германии и Франции ввели институциональные механизмы, которые упрощают переход по семейным обстоятельствам на неполный рабочий день. Во Франции также реализовали программу, которая нацелена на усиление гендерного равенства, а также на ослабление в области образования стереотипов. В Мексике же действует программа «Дневные центры для поддержки матерей» для оказания работающим матерям помощи по уходу за детьми. Она предусматривает внедрение целой системы грантов для людей, которые открывают частные детские садики, а также финансовую поддержку для малоимущих матерей. В Бразилии, Германии, Китае, Италии и других странах отцам предоставляют отпуск по уходу за ребенком, а также развивают инициативы для защиты отцовства.
Вопрос, как обеспечить гендерное равенство, является одним из центральных в деятельности ОЭСР. Организация планирует продолжать деятельность в сфере улучшения инструментов «гендерно-чувствительного бюджетирования», учитывающую данный аспект на каждом этапе процесса планировании бюджета. Целью ее является уход от «негендерных» расходов, повышение эффективности программ государства за счет выявления гендерно-диспропорциональных итогов бюджетных расходов. Благодаря гендерному бюджетированию можно будет выяснить не только объем денежных средств, истраченных на женщин и мужчин, но и продемонстрировать, как именно это реализовалось. Иными словами, гендерное бюджетирование поможет повысить прозрачность и подотчетность расходов с доходами.
Эксперты ОЭСР отмечают, что, на первый взгляд, бюджет кажется гендерно-нейтральным механизмом. Невзирая на это, нельзя не учитывать тот момент, что государственные налоги и расходы различным образом воздействуют на женщин и мужчин из-за отличий в социально-экономических статусах. Бюджетирование, став гендерно-чувствительным, не потребует отдельного ведения дел для женщин и мужчин. Оно не предполагает радикальных перемен в имеющихся бюджетных процедурах. И все же оно стремится к учету гендерных аспектов и повышению эффективности государственных программ за счет использования бюджетных средств с соблюдением гендерного баланса. Для гендерно-чувствительного бюджетирования требуется более адресное распределение бюджета. Оно учитывает уточнения, относительно того, какие именно статьи расхода в большей мере ориентированы на женщин или на мужчин. Не забывают и о том, где обнаружен ведущий дисбаланс, а также где требуется сократить разницу в показателях между представителями различных полов.
В ОЭСР плохо относятся к тому, что гендерно-чувствительное бюджетирование в настоящее время ввели менее, чем в половине стран, являющихся членами организации. Среди них: Бельгия, Франция, Финляндия, Израиль, Мексика, Корея, Норвегия, Швеция, Словакия, Испания. В Докладе Организации отмечается, что практики подобного бюджетирования применяют чаще всего на национальном уровне. На региональном же и местном уровнях оно наблюдается лишь в 40 и 46 процентах случаев соответственно ОЭСР (речь идет о членах ОЭСР).
При этом в некоторых странах удалось достичь немалых успехов в части учета в бюджетном процессе гендерных аспектов. В Австрии приняли поправки к Федеральной конституции, закрепляющие обязанность государственных властных органов любых уровней обеспечить в бюджетном управлении гендерное равенство. Испанским законодательством установили необходимость проведения гендерного анализа для всякой программы бюджетного расхода. Норвежское министерство финансов разработало руководство для всех министерств, в котором учитываются гендерные аспекты в процессе анализа бюджетов органов исполнительной власти.
Устранив гендерное неравенство в любых областях общественной жизни, можно снизить социальную напряженность, обеспечив стабильность государственной финансовой системы, используя при этом женский потенциал. Ведь в настоящее время у женщин есть объективные препятствия к реализации их способностей не только при получении образования, но и в профессиональном труде. Вопрос о том, как обеспечить гендерное равенство, имеет комплексный характер. Чтобы найти возможности его решения, уже задействовали ряд рабочих органов ОЭСР: Комитет по государственному управлению, Комитет по содействию развитию, Комитет по политике в сфере образования, Комитет по промышленности, инновациям и предпринимательству, Комитет по труду, занятости и социальным вопросам и другие.
Проблемами аспектами содействия гендерному равенству занимается не только ОЭСР, но и Всемирный банк, ООН, МВФ, МОТ, ЮНЕСКО. В рамках Европейского Совета создали Европейский институт гендерного равенства и Европейскую комиссию по вопросам гендерного равенства. Тем временем в России игнорируют вопросы гендерного равенства. Поэтому здесь невозможно обеспечить учет интересов каждой социальной группы. Невозможно заняться и таким бюджетным планированием, которое сократило бы гендерный разрыв и увеличило бы включенность в социальную жизнь женщин. Все это существенно ослабляет конкурентоспособность отечественной экономики.
Комментарии (0)