В искусстве конфликт отцов и детей возвращается ежегодно. Неожиданно оказывается, что отцы любят всяческое старье, а дети – просто ерунду. Казалось бы, так было испокон веков, поколение родителей ни за что не могло угадать, чем именно заинтересуются их дети, а что вообще за искусство принимать не станут. Но иногда стоит все же попытаться.
Средненькие творцы
Технологии сильно влияют не только на производство и быт, но и на искусство. С появлением магнитофонов мы стали меньше петь. С усилением гитар микрофонами появились разнокалиберные ВИА, а музыка стала менее мелодичной. Создали компьютерщики аудиоредакторские и графические программы – и стали создавать картинки и музыку те, кто ранее об этом и не помышлял. Количество творцов стало больше, а качество – наоборот, меньше.
Но ранее о не очень-то качественном творчестве все-таки забывали. Теперь же все эти подделки под искусство хранятся в интернете в потрясающем изобилии. А мусор этот не так уж и безвреден, как кажется. Он не только, подобно сорняку, заглушает редкие крупицы настоящего творчества, но еще и приучает слушателей и зрителей воспринимать за норму дурной вкус.
Можем ли мы в итоге рассуждать о деградации искусства. Совсем нет. На самом деле, в определенном возрасте каждый из нас создавал стихи. Но мы всегда знали им цену. Мальчики рисовали танки, девочки – принцесс, Пушкин – ножки и шаржи. Этот процесс не мешал никому. Дурной вкус всегда преобладал над утонченным. Конечно, импровизаторов в кабачках всегда было гораздо больше, нежели великих композиторов. Серьезной угрозой стали возникшие недавно технические возможности: реально агрессивное вторжение в искусство халтуры, подмена творчества подделками. Сможет ли искусство остаться прежним? Вряд ли!
Новые законы для новой жизни
Наше время – дни великого кризиса, стартовавшего примерно столетие назад и редкого в человеческой истории. Многовековые базы искусства, философии, религий и наук просто обрушились. Но это не гибель, а просто перелом к обновлению всего мира.
Появление новых технологий является лишь симптомом этих перемен. Поводом для возникновения импрессионизма стала появившаяся фотография, причина же была гораздо глубже. Тогда многие художники пытались уходить от слепого подражания, стремясь к поиску внутренней сути за внешним подобием. Вот почему в картинах рисунок начал уступать свое место игре форма и цветов. В абстракционизме же он ушел окончательно и бесповоротно. Да и в симфонической музыке мелодия стала отступать, уступая место гармонии, драматургии и оркестровке. Аналогичная история произошла в двадцатом веке и во всех остальных видах искусства и даже в цивилизации в целом.
Футурологи планеты отмечают некие общие векторы будущих перемен. Этот объективный процесс, развивается стремительно и неудержимо, не зависит ни от кого. Подобные тенденции не отменить усилием воли. Многие из них проявляются, в том числе, и в искусстве.
Скажем, от индустриального общества мы переходим к информационному. Если перевести эту фразу на бытовой язык, то можно сказать, что физический труд в массовом порядке заменяется на умственный, а более глобально – мы создаем мир, который будет доставлять нам радость. Ярчайшим образцом индустриальной методики в архитектуре стали «хрущевки» в спальных районах страны. Конечно, детали грядущей архитектуры нам пока неизвестны, но уж точно она окажется лучше этого примера.
Глас народа несет истину?
В общие перемены внес свою лепту, конечно же, и интернет. Предсказать его возникновение не мог почти никто, даже идей подобных не появлялось. Однако, однажды ворвавшись в нашу жизнь, он не перестает ее переворачивать во всех направлениях. Скажем, сильно переменилось отношение к национальному достоянию. Сейчас на сайтах доступны произведения любых народов и стран. В любую минуту каждый из нас может зайти и посмотреть или послушать все, что ему хочется в настоящий момент. Главное – это не местожительство, а качество продукта.
Все чаще рядовые зрители высказываются на различных интернет форумах более объективно и интересно, нежели члены профессиональных жюри. Поэтому вероятно, что вскоре «призы зрительских симпатий» окажутся важнее экспертных приговоров. А это может сильно повлиять на направление искусства, и необязательно к лучшему. Ведь мнение большинства далеко не всегда оказывается верным.
Все к услугам пытливых!
В противовес «голосу толпы» начала развиваться практика заочного обучения. Невероятное количество школ и студий, курсов и разнообразных гуру предлагают нам помощь в овладении различными навыками и профессиями, среди прочего и художественным мастерством. Как и в реальности, это по большей части попахивает шарлатанством.
Но благодаря интернету желающие могут принимать участие в любых мастер-классах и брать уроки у вполне реальных мастеров. Футурологи называют это «переходом от институциональной помощи – к опоре на свои силы». Общаясь с миром, мы можем не только учиться, но и выставлять на всеобщее обозрение собственные работы.
В восприятии небывалого разнообразия прекрасного мир стал единым. Некоторые государства даже начали проводить ежегодно открытые кинофестивали в сети интернет. В их рамках всем желающим демонстрируются новые фильмы, выпущенные их студиями. Практика участия зрителей в режиме on-line в общем действии стала привычной. Все больше появляется ролевых игр, в ходе которых участники непрерывно сочиняют сценарии и разыгрывают спектакли.
Теоретики называют это «карнавальной театрализацией». В реальности все становится красочным и ярким, драматическим и невероятно интересным представлением. Сами игроки становятся его авторами, режиссерами и исполнителями. Принимают участие в подобном действе жители разных уголков планеты. Они уже начали выплескиваться и в обычное пространство. Появились перформансы и флэшмобы, о которых мы раньше в принципе не знали. Главное же – личное участие каждого в общем карнавале.
Со стопроцентной гарантией в наши дни можно быть уверенным лишь в одном: искусство станет очень и очень разнообразным. Более того, оно долго будет непривычным. А учитывая дальнейшее развитие техники, можно сказать, что скучно не будет никому!
Комментарии (0)