Как Америка подавляет способность молодого поколения сопротивляться


Как правило, именно молодое поколение является двигателем демократических преобразований. Дабы препятствовать этому, правящая элита Америки создала целый ряд социальных институтов, целью деятельности которых является подчинить молодежь и сломить их дух сопротивления.

Молодые американцы, в принципе, как и пожилое поколение, похоже, уже смирились с мыслью о том, что они являются винтиком в руках корпоратократии и бессильны что-либо сделать с этим. В 2010 г. Институт Гэллапа проводил опрос среди жителей США на тему: «Как вы думаете, будет ли в состоянии Система социального обеспечения выплачивать вам пособие, когда вы уйдете на пенсию?». 76% респондентов в возрасте от 18 до 34 лет дали отрицательный ответ. Тем не менее, несмотря на отсутствие уверенности в действенности программ социальной защиты, лишь немногие из них требовали ввести справедливую систему налогообложения, при которой «богатые платят больше». Большинство, по-видимому, давно свыклись с тем, что из их зарплат на социальное обеспечение удерживают непомерный процент, хотя они и не верят в эффективность таких действий.

Каким же образом американское общество подавляет способность молодого поколения сопротивляться?

1. Образование в кредит. Огромные долги и страх, который они порождают, являются умиротворяющей силой.

На сегодняшний день в Соединенных Штатах Америки две трети выпускников колледжей и свыше 62% выпускников государственных университетов имеют задолженность перед банками по кредитам на образование. В среднем сумма кредита, взятого на оплату обучения, составляет $25000, однако в отдельных случаях может достигать порядка $100,000. Пребывая на таком жизненном этапе, когда противостоять власти легче всего, поскольку нет еще семейных обязательств, многие молодые люди не желают бороться по той простой причине, что боятся потерять работу и оказаться не в состоянии погасить постоянно увеличивающуюся задолженность. Получается порочный круг: кредит на образование подавляет активизм, а политическая пассивность, в свою очередь, делает более вероятным то, что студенты будут воспринимать этот кредит как неотъемлемую часть жизни.

2. Психопатологизирование поведения и медицинские средства подавления несогласия

В 1955 г. Эрих Фромм, авторитетный психоаналитик, сторонник антиавторитарных взглядов, писал: «Сегодня психиатрия, психология и психоанализ грозят стать инструментом манипулирования человеком». Фромм умер в 1980 г., тогда же Американская психиатрическая ассоциация добавила в свою диагностическую «библию» (на тот момент это было DSM-III – Руководство по диагностике и статистике психических расстройств, 3-е издание) новое психическое нарушение, выявленное у детей и подростков и получившее название «вызывающее оппозиционное расстройство» (ВОР). Общие симптомы ВОР включают в себя следующее: «часто активно игнорирует или отказывается выполнять просьбы взрослых», «не желает следовать правилам» и «намеренно поступает назло другим людям».

Многим из величайших общественных деятелей Америки, включая Саула Алинского (1909 – 1972), легендарного организатора и автора знаменитой книги «Правила для радикалов», сегодня непременно бы поставили диагноз «вызывающее оппозиционное расстройство». Вспоминая о своем детстве, Алинский как-то сказал: «Я никогда и не думал ходить по траве, пока не увидел знак с надписью «По траве не ходить!». Именно в тот момент мне захотелось истоптать ее всю». Сегодня самыми популярными лекарственными препаратами в Соединенных Штатах являются сильнодействующие успокоительные и нейролептические средства (например, Оланзапин и Рисперидон); прибыль от их продажи в 2010 г. составила $16 миллиардов. Главной причиной тому, согласно еженедельному международному медицинскому журналу JAMA: The Journal of the American Medical Association, является то, что многие дети, принимающие нейролептики, имеют диагноз «непсихотические психические расстройств» (сюда же относится и ВОР).

3. Школы, в которых обучают податливости и покорности, а не демократии

31 января 1990 года на вручении премии «Учитель года» (г. Нью-Йорк) лауреат Джон Тейлор Гатто в своей речи сделал ошеломительное заявление: «Истина заключается в том, что в школах на самом деле не учат ничему, кроме повиновению приказам. В учебных заведениях работают тысячи гуманных и неравнодушных учителей, однако их отдельные вклады губит абстрактная логика системы, которой они не в силах противостоять». Проблема обязательного образования как средства построения авторитарного общества широко обсуждалась еще поколение назад, но сейчас данную тему редко кто поднимает.

В стенах школьного класса детей учат быть пассивными и управляемыми, выполнять чужие распоряжения, всерьез воспринимать поощрения и наказания власть имущих, беспокоиться о несущественных вещах, кроме того, им внушают, что они бессильны каким-либо образом повлиять на ситуацию. Учитель может читать лекции о демократии, но школы сами по себе не являются демократическими местами, поэтому ни о какой демократии и речи быть не может.

4. «Ни одного отстающего ребенка» и «Гонка к вершине»

Корпоратократия нашла способ, как сделать и без того авторитарные школы еще более авторитарными. Американская двухпартийная система привела к войнам в Афганистане и Ираке, Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА), Патриотическому акту (Акт «О сплочении и укреплении Америки путем обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму» 2001 г.), Войне с наркотиками, Спасению Уолл-стрит и таким принципам образовательной политики, как «Ни одного отстающего ребенка» и «Гонка к вершине». Эти принципы, по сути, являются тиранией стандартизированного тестирования, которая вызывает у детей страх, что недопустимо для сферы образования в демократическом обществе. Страх вынуждает учеников и преподавателей постоянно фокусировать свое внимание на требованиях создателей тестов; он угнетает любознательность, подавляет критическое мышление, недоверительное отношение к власти, а также проявление сопротивления нелегитимной власти. В более демократическом и менее авторитарном обществе эффективность деятельности преподавателя можно было бы оценить не стандартизированными тестами, одобренными корпоратократией, а просто расспросив учеников, родителей и других людей о том, воодушевляет ли учитель детей быть более любознательными, побуждает ли их учиться самостоятельно, мыслить критически, проявлять недоверительное отношение к власти и оказывать ей сопротивление, если она окажется нелегитимной.

5. Без бумажки ты букашка, или Cтыдно быть необразованным

Результаты социологического опроса, проведенного в США в 2006 г., показали, что 40% детей, которые учатся в первом-третьем классах, читают каждый день, однако в четвертом классе количество таких учеников составляет всего 29%. Несмотря на антиобразовательное влияние обычной школы, дети и их родители, благодаря активной пропаганде, все чаще начинают думать, что ненависть к школе означает неприязнь к обучению в целом. В Соединенных Штатах так было не всегда. Марк Твен очень четко подметил: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование». В начале ХХ века число тех, кто оканчивал среднюю школу, достигало не более 6%. Сегодня же из общеобразовательных учебных заведений каждый год выпускается около 85% американцев, что не есть хорошо, по словам президента США Барака Обамы: «Бросая школу, вы бросаете на произвол судьбы не только себя, но и свою страну».

Чем больше американцы учатся, тем больше политически невежественными они становятся и тем меньше способны противостоять правящему классу. В 80-90-х гг. XIX ст. американские фермеры, не имея даже школьного образования, организовали Популистское движение, из которого впоследствии сформировалась Народная партия, получившая на президентских выборах 1892 г. 8% голосов. Она доказала свою состоятельность, продемонстрировав передовые политические идеи, стратегии и тактики, которые отсутствуют у нынешнего «хорошо образованного» поколения. Сегодня американцев, у которых нет диплома о высшем образовании, считают «лузерами»; тем не менее, Гор Видал и Джордж Карлин, самые проницательные и красноречивые критики корпоратократии, никогда не учились в колледже, а Карлин вообще ушел со школы после девятого класса.

6. Большой брат следит за тобой, или Нормализация контроля

Людей, которые боятся, что за ними наблюдают, легче контролировать, и начинается такой контроль с самого раннего возраста, впоследствии становясь обычным делом. Родители пристально следят за успеваемостью своего чада, регулярно проверяют файлы на его компьютеры и страницы в социальных сетях. Некоторые отслеживают местонахождение ребенка при помощи GPS в мобильном телефоне, а другие вообще устанавливают в доме видеонаблюдение. В результате такой «тотальной слежки» дети вырастают неуверенными в себе. Они становятся настолько нерешительными и боязливыми, что не могут даже устроить дома вечеринку во время отъезда родителей, тогда что уж тут говорить об организации демократического движения и борьбы против радара власти?!

7. Телевидение

В 2009 г. международная аналитическая компания Nielsen Company сообщила, что просмотр телевизора в Соединенных Штатах достиг небывало высокого уровня, включая все «три экрана»: телевизор, компьютер/ноутбук и мобильный телефон. В среднем американский ребенок тратит на просмотр телевизионных программ, фильмов, Интернет, мобильный телефон, плееры и прочие технологии (не считая тех, которые нужны по учебе) по восемь часов в день. Многие прогрессивные деятели обеспокоены сосредоточением контроля над содержанием средств массовой информации в руках крупных корпораций, однако сам факт просмотра телевизора, независимо от контента, уже является главным усмиряющим средством (работники частных тюремных учреждений признали, что предоставление заключенным возможности просмотра кабельного телевидения – лучший способ контролировать их поведение, который, к тому же, позволяет экономить на заработной плате охранников).

Телевидение – это мечта, ставшая реальностью для авторитарного общества: люди преимущественно смотрят то, что выгодно тем, у кого есть деньги. Телевизионные программы, основанные на страхе, заставляют людей еще больше бояться и не доверять друг другу, что весьма хорошо для правящей элиты, которая придерживается принципа «разделяй и властвуй». Телевидение изолирует людей, не дает им объединяться для борьбы против власти; более того, любая передача, которую показывают по телевизору, действует на зрителя как гипноз: мозговые волны замедляются, и человек становится не в состоянии мыслить критически.

8. Религиозный и потребительский фундаментализм

Абсолютно все разновидности фундаментализма сужают фокус и подавляют способность мыслить критически. Некоторые прогрессивные деятели любят называть фундаменталистские религии «опиумом для народа», однако они очень часто пренебрегают умиротворяющей природой потребительского фундаментализма.

Потребительский фундаментализм разрушает уверенность человека в себе и собственных силах, делая его полностью зависимым от других, в частности от правящей элиты, которая диктует свои условия и заставляет людей принимать решения в угоду власти, а не себе. Фундаменталисткая потребительская культура узаконивает рекламу, пропаганду и все виды манипуляции сознанием человека, включая ложь; а когда общество признает ложь и манипулятивность легитимными, оно уничтожает способность людей доверять друг другу и создавать демократические движения.

Пожалуй, это далеко не все аспекты американской культуры, нацеленной на то, чтобы подчинить молодежь и подавить их сопротивление власти. Комплекс пищевой промышленности помогает развивать эпидемию детского ожирения, депрессии и пассивности. Тюремная индустрия держит «под контролем» молодых людей, выступающих против авторитаризма. Как сказал Ральф Уолдо Эмерсон, один из величайших мыслителей и писателей США: «Все в этом мире является одновременно верным и неверным. Волна зла одинаково омывает все общественные институты».

http://muz4in.net/news/kak_amerika_podavljaet_sposobnost_molodogo_pokolenija_soprotivljatsja/2014-03-20-35595