Как правило, именно молодое поколение является двигателем демократических преобразований. Дабы препятствовать этому, правящая элита Америки создала целый ряд социальных институтов, целью деятельности которых является подчинить молодежь и сломить их дух сопротивления.
Молодые американцы, в принципе, как и пожилое поколение, похоже, уже смирились с мыслью о том, что они являются винтиком в руках корпоратократии и бессильны что-либо сделать с этим. В 2010 г. Институт Гэллапа проводил опрос среди жителей США на тему: «Как вы думаете, будет ли в состоянии Система социального обеспечения выплачивать вам пособие, когда вы уйдете на пенсию?». 76% респондентов в возрасте от 18 до 34 лет дали отрицательный ответ. Тем не менее, несмотря на отсутствие уверенности в действенности программ социальной защиты, лишь немногие из них требовали ввести справедливую систему налогообложения, при которой «богатые платят больше». Большинство, по-видимому, давно свыклись с тем, что из их зарплат на социальное обеспечение удерживают непомерный процент, хотя они и не верят в эффективность таких действий.
Каким же образом американское общество подавляет способность молодого поколения сопротивляться?
1. Образование в кредит. Огромные долги и страх, который они порождают, являются умиротворяющей силой.
На сегодняшний день в Соединенных Штатах Америки две трети выпускников колледжей и свыше 62% выпускников государственных университетов имеют задолженность перед банками по кредитам на образование. В среднем сумма кредита, взятого на оплату обучения, составляет $25000, однако в отдельных случаях может достигать порядка $100,000. Пребывая на таком жизненном этапе, когда противостоять власти легче всего, поскольку нет еще семейных обязательств, многие молодые люди не желают бороться по той простой причине, что боятся потерять работу и оказаться не в состоянии погасить постоянно увеличивающуюся задолженность. Получается порочный круг: кредит на образование подавляет активизм, а политическая пассивность, в свою очередь, делает более вероятным то, что студенты будут воспринимать этот кредит как неотъемлемую часть жизни.
2. Психопатологизирование поведения и медицинские средства подавления несогласия
В 1955 г. Эрих Фромм, авторитетный психоаналитик, сторонник антиавторитарных взглядов, писал: «Сегодня психиатрия, психология и психоанализ грозят стать инструментом манипулирования человеком». Фромм умер в 1980 г., тогда же Американская психиатрическая ассоциация добавила в свою диагностическую «библию» (на тот момент это было DSM-III – Руководство по диагностике и статистике психических расстройств, 3-е издание) новое психическое нарушение, выявленное у детей и подростков и получившее название «вызывающее оппозиционное расстройство» (ВОР). Общие симптомы ВОР включают в себя следующее: «часто активно игнорирует или отказывается выполнять просьбы взрослых», «не желает следовать правилам» и «намеренно поступает назло другим людям».
Многим из величайших общественных деятелей Америки, включая Саула Алинского (1909 – 1972), легендарного организатора и автора знаменитой книги «Правила для радикалов», сегодня непременно бы поставили диагноз «вызывающее оппозиционное расстройство». Вспоминая о своем детстве, Алинский как-то сказал: «Я никогда и не думал ходить по траве, пока не увидел знак с надписью «По траве не ходить!». Именно в тот момент мне захотелось истоптать ее всю». Сегодня самыми популярными лекарственными препаратами в Соединенных Штатах являются сильнодействующие успокоительные и нейролептические средства (например, Оланзапин и Рисперидон); прибыль от их продажи в 2010 г. составила $16 миллиардов. Главной причиной тому, согласно еженедельному международному медицинскому журналу JAMA: The Journal of the American Medical Association, является то, что многие дети, принимающие нейролептики, имеют диагноз «непсихотические психические расстройств» (сюда же относится и ВОР).
3. Школы, в которых обучают податливости и покорности, а не демократии
31 января 1990 года на вручении премии «Учитель года» (г. Нью-Йорк) лауреат Джон Тейлор Гатто в своей речи сделал ошеломительное заявление: «Истина заключается в том, что в школах на самом деле не учат ничему, кроме повиновению приказам. В учебных заведениях работают тысячи гуманных и неравнодушных учителей, однако их отдельные вклады губит абстрактная логика системы, которой они не в силах противостоять». Проблема обязательного образования как средства построения авторитарного общества широко обсуждалась еще поколение назад, но сейчас данную тему редко кто поднимает.
В стенах школьного класса детей учат быть пассивными и управляемыми, выполнять чужие распоряжения, всерьез воспринимать поощрения и наказания власть имущих, беспокоиться о несущественных вещах, кроме того, им внушают, что они бессильны каким-либо образом повлиять на ситуацию. Учитель может читать лекции о демократии, но школы сами по себе не являются демократическими местами, поэтому ни о какой демократии и речи быть не может.
4. «Ни одного отстающего ребенка» и «Гонка к вершине»
Корпоратократия нашла способ, как сделать и без того авторитарные школы еще более авторитарными. Американская двухпартийная система привела к войнам в Афганистане и Ираке, Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА), Патриотическому акту (Акт «О сплочении и укреплении Америки путем обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму» 2001 г.), Войне с наркотиками, Спасению Уолл-стрит и таким принципам образовательной политики, как «Ни одного отстающего ребенка» и «Гонка к вершине». Эти принципы, по сути, являются тиранией стандартизированного тестирования, которая вызывает у детей страх, что недопустимо для сферы образования в демократическом обществе. Страх вынуждает учеников и преподавателей постоянно фокусировать свое внимание на требованиях создателей тестов; он угнетает любознательность, подавляет критическое мышление, недоверительное отношение к власти, а также проявление сопротивления нелегитимной власти. В более демократическом и менее авторитарном обществе эффективность деятельности преподавателя можно было бы оценить не стандартизированными тестами, одобренными корпоратократией, а просто расспросив учеников, родителей и других людей о том, воодушевляет ли учитель детей быть более любознательными, побуждает ли их учиться самостоятельно, мыслить критически, проявлять недоверительное отношение к власти и оказывать ей сопротивление, если она окажется нелегитимной.
5. Без бумажки ты букашка, или Cтыдно быть необразованным
Результаты социологического опроса, проведенного в США в 2006 г., показали, что 40% детей, которые учатся в первом-третьем классах, читают каждый день, однако в четвертом классе количество таких учеников составляет всего 29%. Несмотря на антиобразовательное влияние обычной школы, дети и их родители, благодаря активной пропаганде, все чаще начинают думать, что ненависть к школе означает неприязнь к обучению в целом. В Соединенных Штатах так было не всегда. Марк Твен очень четко подметил: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование». В начале ХХ века число тех, кто оканчивал среднюю школу, достигало не более 6%. Сегодня же из общеобразовательных учебных заведений каждый год выпускается около 85% американцев, что не есть хорошо, по словам президента США Барака Обамы: «Бросая школу, вы бросаете на произвол судьбы не только себя, но и свою страну».
Чем больше американцы учатся, тем больше политически невежественными они становятся и тем меньше способны противостоять правящему классу. В 80-90-х гг. XIX ст. американские фермеры, не имея даже школьного образования, организовали Популистское движение, из которого впоследствии сформировалась Народная партия, получившая на президентских выборах 1892 г. 8% голосов. Она доказала свою состоятельность, продемонстрировав передовые политические идеи, стратегии и тактики, которые отсутствуют у нынешнего «хорошо образованного» поколения. Сегодня американцев, у которых нет диплома о высшем образовании, считают «лузерами»; тем не менее, Гор Видал и Джордж Карлин, самые проницательные и красноречивые критики корпоратократии, никогда не учились в колледже, а Карлин вообще ушел со школы после девятого класса.
6. Большой брат следит за тобой, или Нормализация контроля
Людей, которые боятся, что за ними наблюдают, легче контролировать, и начинается такой контроль с самого раннего возраста, впоследствии становясь обычным делом. Родители пристально следят за успеваемостью своего чада, регулярно проверяют файлы на его компьютеры и страницы в социальных сетях. Некоторые отслеживают местонахождение ребенка при помощи GPS в мобильном телефоне, а другие вообще устанавливают в доме видеонаблюдение. В результате такой «тотальной слежки» дети вырастают неуверенными в себе. Они становятся настолько нерешительными и боязливыми, что не могут даже устроить дома вечеринку во время отъезда родителей, тогда что уж тут говорить об организации демократического движения и борьбы против радара власти?!
7. Телевидение
В 2009 г. международная аналитическая компания Nielsen Company сообщила, что просмотр телевизора в Соединенных Штатах достиг небывало высокого уровня, включая все «три экрана»: телевизор, компьютер/ноутбук и мобильный телефон. В среднем американский ребенок тратит на просмотр телевизионных программ, фильмов, Интернет, мобильный телефон, плееры и прочие технологии (не считая тех, которые нужны по учебе) по восемь часов в день. Многие прогрессивные деятели обеспокоены сосредоточением контроля над содержанием средств массовой информации в руках крупных корпораций, однако сам факт просмотра телевизора, независимо от контента, уже является главным усмиряющим средством (работники частных тюремных учреждений признали, что предоставление заключенным возможности просмотра кабельного телевидения – лучший способ контролировать их поведение, который, к тому же, позволяет экономить на заработной плате охранников).
Телевидение – это мечта, ставшая реальностью для авторитарного общества: люди преимущественно смотрят то, что выгодно тем, у кого есть деньги. Телевизионные программы, основанные на страхе, заставляют людей еще больше бояться и не доверять друг другу, что весьма хорошо для правящей элиты, которая придерживается принципа «разделяй и властвуй». Телевидение изолирует людей, не дает им объединяться для борьбы против власти; более того, любая передача, которую показывают по телевизору, действует на зрителя как гипноз: мозговые волны замедляются, и человек становится не в состоянии мыслить критически.
8. Религиозный и потребительский фундаментализм
Абсолютно все разновидности фундаментализма сужают фокус и подавляют способность мыслить критически. Некоторые прогрессивные деятели любят называть фундаменталистские религии «опиумом для народа», однако они очень часто пренебрегают умиротворяющей природой потребительского фундаментализма.
Потребительский фундаментализм разрушает уверенность человека в себе и собственных силах, делая его полностью зависимым от других, в частности от правящей элиты, которая диктует свои условия и заставляет людей принимать решения в угоду власти, а не себе. Фундаменталисткая потребительская культура узаконивает рекламу, пропаганду и все виды манипуляции сознанием человека, включая ложь; а когда общество признает ложь и манипулятивность легитимными, оно уничтожает способность людей доверять друг другу и создавать демократические движения.
Пожалуй, это далеко не все аспекты американской культуры, нацеленной на то, чтобы подчинить молодежь и подавить их сопротивление власти. Комплекс пищевой промышленности помогает развивать эпидемию детского ожирения, депрессии и пассивности. Тюремная индустрия держит «под контролем» молодых людей, выступающих против авторитаризма. Как сказал Ральф Уолдо Эмерсон, один из величайших мыслителей и писателей США: «Все в этом мире является одновременно верным и неверным. Волна зла одинаково омывает все общественные институты».
Комментарии (0)