Порой достаточно вспомнить то, что вызывает неприятные эмоции, в другом контексте, ведь воспоминания, кажется, переписываются всякий раз, когда мы к ним обращаемся.

Невролог Даниэла Шиллер из Медицинской школы больницы «Маунт-Синай» (США) убеждена: воспоминания не оставляют неизменные физические следы в мозге. Вместо этого они формируют конструкции, которые могут восстанавливаться снова и снова. Соответственно, можно научиться блокировать нежелательные эмоции, которые испытывают некоторые люди, вызывая в памяти травматические события, и тогда хронический источник изнурительной тревоги превратится в обыкновенное невинное воспоминание.

Представление о том, что эмоциональную составляющую памяти можно изменить путём добавления новой информации или вызовом воспоминания в другом контексте, оспаривает точку зрения, господствовавшую в неврологии на протяжении всего последнего века, а в культуре и того дольше (см. любые мемуары). Всегда говорили о постоянстве памяти и о важности этого постоянства для самосознания личности.

Постоянный поток информации может создать проблемы с развитием нервной системы. (Фото Pop! Studio Photography.)

Слова об ускоряющемся ритме современной жизни давно стали общим местом. Чтобы этот ритм почувствовать, даже не обязательно жить в городе: достаточно просто иметь выход в Интернет, и насыщенная современная жизнь сама придёт к вам в виде социальных сетей. Может показаться, что человек, у которого в руках нет ни одного гаджета, позволяющего «общаться и быть в курсе», попросту бездарно тратит время. С этой точкой зрения на страницах журнала Perspectives on Psychological Science полемизируют психологи из Университета Южной Калифорнии (США). Авторы статьи анализируют комплекс данных, посвящённых так называемой дефолтной нервной сети. Учёные давно знают, что мозг активен даже тогда, когда он, на первый взгляд, ничем не занят; этот феномен назвали активностью по умолчанию, или дефолтной активностью. Впоследствии удалось выяснить, что при отсутствии внешних раздражителей, заданий, дел и т. п. мозг как бы обращается внутрь себя. Дефолтная нервная сеть включается на вопросах «Кто я?», «Почему я это сделал?», «Что бы я сделал, если бы?..», то есть активность по умолчанию занимается интроспекцией и самосознанием. Дальнейшие исследования показали, что индивидуальные различия в дефолтной активности сопровождаются различиями в социальном поведении, в эмоциональных реакциях человека в ответ на социальные контакты, в самооценке (естественно), в моральных убеждениях и даже в способностях к учёбе и запоминанию. На последнем авторы делают особый акцент, указывая на то, что в современном образовании от человека требуется максимальное внимание, обращённое к внешним вещам. А вот «витание в облаках» очевидным образом порицается как препятствующее учёбе. Но в действительности, по мнению психологов, такие «сеансы невнимательности» помогают человеку созреть, понять своё место в мире и обрести практические навыки. То есть тот, кто беспрерывно общается и впитывает информацию, становится в итоге более беспомощным в жизни, чем витающий в облаках мечтатель. Погружённость в собственные мысли можно сравнить со сном: в обоих случаях мозг занимается переработкой информации и адаптацией психики к новым впечатлениям. Только во время «сна наяву» эту работу выполняет та самая дефолтная сеть. Исследования показали, что у детей, которые имеют возможность отвлекаться на посторонние размышления, лучше обстоят дела с мотивацией к учёбе: они успешнее выполняют тесты по пройденному материалу, эффективнее планируют будущее и меньше тревожатся. Учёные рекомендуют организовывать учебный процесс так, чтобы ученики имели время на бездумный отдых, могли отвлечься от социально-учебной текучки: в этом случае и материал будет лучше усвоен, и нервная система сформируется как надо. То же самое касается взрослых людей. По мнению учёных, сеансы бездумного времяпрепровождения помогают выработать моральные критерии и вообще понять, как реагировать на других. Постоянный вал информации, которому человек особенно легко поддаётся в молодости, не столько способствует быстроте мысли и умению общаться, сколько, наоборот, давит и то и другое. Словом, не стоит воспринимать приступы мечтательности как бесполезное времяпрепровождение — наоборот, благодаря этому время и умственные ресурсы используются с большей эффективностью. Впрочем, нельзя сказать, что эти выводы стали такой уж неожиданностью: конструкторы нового прекрасного информационного мира забыли усовершенствовать одну деталь — человеческий мозг, который эту информацию должен усваивать. Подготовлено по материалам Association for Psychological Science.

http://earth-chronicles.ru/news/2013-06-17-45588
http://compulenta.computerra.ru/archive/psychology/691468/