Академия Салмана Хана — первая и чуть ли не единственная онлайн-школа, которая распространяет знания бесплатно и абсолютно для всех. Ее создатель, американский педагог Салман Хан записал около 2800 видеоподкастов с лекциями по физике, химии, биологии и многим гуманитарным предметам. Когда Хана попросили предсказать изменения, которые произойдут в мировом образовании через 50 лет, он нарисовал совершенно фантастическую картину образования будущего.
Учебное пространство
Первому изменению вряд ли понадобится целых 50 лет — скорее всего, все будет по-новому уже лет через 10. Коренным образом изменится пространство, в котором мы учимся. В большинстве университетов мира сегодня все четко: перед студентами стоит лектор, студенты сидят в ряд друг за другом, записывают лекцию слово в слово, а в конце семестра они должны сдать экзамен по этому предмету.
Через 10 лет все будет по-другому! От пассивной модели мы перейдем к модели активной или, другими словами, креативной. Аудиторию уже нельзя будет назвать аудиторией в полном смысле слова, это будет скорее просто пространство, а еще лучше — место для разработки проектов, где передвигаться можно будет совершенно свободно.
Главная идея заключается в том, что сейчас все университетские ресурсы тратятся только на пассивное получение студентами информации от профессора. Но придет время, когда студент будет самостоятельно исследовать, как были открыты интегралы, дифференциалы и квантовая физика. Эти знания каждый сможет получить, никуда не торопясь и работая в удобном для себя темпе. Учась, большую часть времени нужно будет строить, создавать и исследовать: и речь идет не только о сфере технологий. По этой же схеме можно учиться рисовать картины, сочинять сонаты, ставить танцы. Главное — креатив и собственное открытие новой информации.
Очень важную роль в этом процессе будут играть технологии: все знания, которые мы получаем по классической схеме «профессор — студенты», могут быть гораздо более полезными, если они получены по схеме «студент наедине с собой».
Знания — двигатель современности
Если перемотать историю на пару столетий назад, мы увидим, что основная часть общества занималась физическим трудом. Чуть менее многочисленный слой общества занимался умственным трудом. А самая малочисленная прослойка общества обеспечивала его инновациями, искусством и творчеством: именно эти люди занимались настоящей наукой, делали революционные открытия и открывали новые горизонты.
Потом наступила индустриальная революция, где все дело сделали технологии. Из-за автоматизации многих процессов производства человеческий физический труд стал уже не таким востребованным, что для индустриального общества совершенно закономерно. Таким образом, сектор физического труда сократился, поэтому все больше людей стали заниматься умственным трудом. Технологии, кстати, подарили массу ресурсов той верхней прослойке творческих, прогрессивных людей, продвигающих науку и искусство вперед.
К 2060 году эта схема примет совсем экстремальный вид: необходимость физического труда практически сведется к нулю, особенно в развитых странах: людям нужно будет разве что заниматься спортом. Многие задачи в сфере умственного труда смогут выполнять машины — например, заполнять документы. Таким образом, освободится масса свободного времени у людей, которые смогут посвятить себя созданию инноваций. Поэтому к 2060 году основой общества станет именно креативный класс.
Именно поэтому новые учебные пространства, где люди будут заниматься самостоятельными исследованиями и разрабатывать свои собственные проекты, будут отвечать потребностям времени.
Важны не оценки, важны проекты
Раз уж в новых аудиториях студенты будут выбирать свой собственный темп обучения, сама структура образовательного процесса тоже изменится. Сейчас в большинстве университетов все курсы можно охарактеризовать емким словом «сидячие». 12 или даже 13 лет люди проводят за школьной партой, потом поступают в университет — а это еще 4 сидячих года. При этом главный критерий успеха — это то, как вы за эти 17 лет усваиваете материал. Ваши знания измеряют оценками, но и здесь все относительно: если вы учились на одни пятерки, это совершенно не значит, что вы все поняли и можете полноценно оперировать своими знаниями в будущем.
Все придет к тому, что каждый будет учиться в своем ритме и не будет необходимости подстраиваться под других сокурсников. Новая образовательная модель будет базироваться не на оценках, а на личных достижениях, причем они могут быть совершенно разными: можно, например, разобраться в методах матанализа, научиться играть по нотам или серьезно заняться квантовой физикой. Конечно, и через 50 лет знания нужно будет проверять: это будут устные экзамены, практические задания. Успех студента может зависеть и от того, как конкретно на практике он применил полученную информацию.
«Сейчас все университетские ресурсы тратятся только на пассивное получение студентами информации от профессора. Но придет время, когда студент будет самостоятельно исследовать, как были открыты интегралы, дифференциалы и квантовая физика».
Что особенно важно — время сидения за компьютером в поисках знаний зависит только от самого студента будущего. И при этом к информации можно будет возвращаться сколько угодно: и когда вам исполнится 40 лет, и все 50. Ведь окончание университета не значит, что в 22 года надо перестать учиться. При таком подходе ваши личные достижения, которые вы будете подпитывать все новыми знаниями, будут постоянно оставаться на очень высоком уровне. Если вы научились, например, играть по нотам, вы будете уверены, что в любой момент сможете воспользоваться этим умением. А если у вас 3 по матанализу после окончания университета — непонятно, можете ли вы эти знания использовать вообще. Собственно, даже если у вас стоит 5 за этот самый матанализ — это очень относительная оценка ваших реальных знаний.
Основной акцент в новой системе будет делаться на креатив и на проекты. А в креативной сфере невозможно судить о человеке по оценкам: реальный вес будет иметь портфолио проектов, которые вы сделаете и, возможно, реализуете во время учебы.
Я могу изобрести робота, который будет сам готовить тосты; может быть, я напишу картину или создам инновационную программу для компьютера. И работодателей уже не будет интересовать, какие у меня оценки и сколько времени я просидел на лекциях: они спросят, что я создал за время обучения и что действительно позволяет причислить меня к креативному классу.
Роль преподавателя
Преподаватель из лектора, говорящего одно и то же из года в год, превратится в наставника, почти персонального тренера. Роль преподавателя значительно возрастет, а главное — преподавание перестанет быть изолированным родом деятельности. В нынешней классической системе есть аудитория, есть 20—25 студентов и есть преподаватель, который стоит перед ними и что-то рассказывает.
А зачем, собственно, через 50 лет все еще делить студентов по аудиториям? Я бы предпочел видеть 70—75 студентов в одной аудитории, и сразу несколько профессоров могли бы там работать одновременно. Студенты смогут получить знания сразу от трех преподавателей, у каждого из которых есть свои сильные стороны и свой бесценный опыт. Таким образом, от модели «один преподаватель — многим студентам» мы перейдем к схемам «много преподавателей — многим студентам, сами студенты — другим студентам, наконец, студенты — преподавателям». Все будет совершенно интерактивным: никакого пассивного восприятия и чтения одних и тех же лекций год за годом! Профессия преподавателя, таким образом, станет гораздо более престижной — и в плане оплаты труда, и в плане восприятия обществом.
Глобальная меритократия
Наконец, самое приятное мое предсказание. Так как расходы на преподавание академических дисциплин снизятся почти до нуля, студентам, в общем-то, будет нужен только интернет, уровень образования на планете вырастет до 99%. Мы уже очень близки к этому, если посмотреть на развитые страны; но развивающиеся государства пока сильно отстают. Только представьте: если мы придем к этим 99% — это вызовет глобальные позитивные изменения и в сфере здравоохранения, и в экономике, и в международной политике.
Сама идея того, что студенты со всего мира получат доступ к любым качественным образовательным ресурсам, означает, что когда-нибудь мы обязательно придем к глобальной меритократии — общественной системе, при которой все лучшие должности занимают самые талантливые люди независимо от их происхождения, социального статуса и материального положения.
Таковы мои предсказания насчет изменений в образовании через 50 лет. А вообще я верю, что все вышесказанное станет реальностью уже через 10–15 лет.
http://theoryandpractice.ru/posts/4063-salman-khan-kakim-budet-obrazovanie-v-2045-godu
Учебное пространство
Первому изменению вряд ли понадобится целых 50 лет — скорее всего, все будет по-новому уже лет через 10. Коренным образом изменится пространство, в котором мы учимся. В большинстве университетов мира сегодня все четко: перед студентами стоит лектор, студенты сидят в ряд друг за другом, записывают лекцию слово в слово, а в конце семестра они должны сдать экзамен по этому предмету.
Через 10 лет все будет по-другому! От пассивной модели мы перейдем к модели активной или, другими словами, креативной. Аудиторию уже нельзя будет назвать аудиторией в полном смысле слова, это будет скорее просто пространство, а еще лучше — место для разработки проектов, где передвигаться можно будет совершенно свободно.
Главная идея заключается в том, что сейчас все университетские ресурсы тратятся только на пассивное получение студентами информации от профессора. Но придет время, когда студент будет самостоятельно исследовать, как были открыты интегралы, дифференциалы и квантовая физика. Эти знания каждый сможет получить, никуда не торопясь и работая в удобном для себя темпе. Учась, большую часть времени нужно будет строить, создавать и исследовать: и речь идет не только о сфере технологий. По этой же схеме можно учиться рисовать картины, сочинять сонаты, ставить танцы. Главное — креатив и собственное открытие новой информации.
Очень важную роль в этом процессе будут играть технологии: все знания, которые мы получаем по классической схеме «профессор — студенты», могут быть гораздо более полезными, если они получены по схеме «студент наедине с собой».
Знания — двигатель современности
Если перемотать историю на пару столетий назад, мы увидим, что основная часть общества занималась физическим трудом. Чуть менее многочисленный слой общества занимался умственным трудом. А самая малочисленная прослойка общества обеспечивала его инновациями, искусством и творчеством: именно эти люди занимались настоящей наукой, делали революционные открытия и открывали новые горизонты.
Потом наступила индустриальная революция, где все дело сделали технологии. Из-за автоматизации многих процессов производства человеческий физический труд стал уже не таким востребованным, что для индустриального общества совершенно закономерно. Таким образом, сектор физического труда сократился, поэтому все больше людей стали заниматься умственным трудом. Технологии, кстати, подарили массу ресурсов той верхней прослойке творческих, прогрессивных людей, продвигающих науку и искусство вперед.
К 2060 году эта схема примет совсем экстремальный вид: необходимость физического труда практически сведется к нулю, особенно в развитых странах: людям нужно будет разве что заниматься спортом. Многие задачи в сфере умственного труда смогут выполнять машины — например, заполнять документы. Таким образом, освободится масса свободного времени у людей, которые смогут посвятить себя созданию инноваций. Поэтому к 2060 году основой общества станет именно креативный класс.
Именно поэтому новые учебные пространства, где люди будут заниматься самостоятельными исследованиями и разрабатывать свои собственные проекты, будут отвечать потребностям времени.
Важны не оценки, важны проекты
Раз уж в новых аудиториях студенты будут выбирать свой собственный темп обучения, сама структура образовательного процесса тоже изменится. Сейчас в большинстве университетов все курсы можно охарактеризовать емким словом «сидячие». 12 или даже 13 лет люди проводят за школьной партой, потом поступают в университет — а это еще 4 сидячих года. При этом главный критерий успеха — это то, как вы за эти 17 лет усваиваете материал. Ваши знания измеряют оценками, но и здесь все относительно: если вы учились на одни пятерки, это совершенно не значит, что вы все поняли и можете полноценно оперировать своими знаниями в будущем.
Все придет к тому, что каждый будет учиться в своем ритме и не будет необходимости подстраиваться под других сокурсников. Новая образовательная модель будет базироваться не на оценках, а на личных достижениях, причем они могут быть совершенно разными: можно, например, разобраться в методах матанализа, научиться играть по нотам или серьезно заняться квантовой физикой. Конечно, и через 50 лет знания нужно будет проверять: это будут устные экзамены, практические задания. Успех студента может зависеть и от того, как конкретно на практике он применил полученную информацию.
«Сейчас все университетские ресурсы тратятся только на пассивное получение студентами информации от профессора. Но придет время, когда студент будет самостоятельно исследовать, как были открыты интегралы, дифференциалы и квантовая физика».
Что особенно важно — время сидения за компьютером в поисках знаний зависит только от самого студента будущего. И при этом к информации можно будет возвращаться сколько угодно: и когда вам исполнится 40 лет, и все 50. Ведь окончание университета не значит, что в 22 года надо перестать учиться. При таком подходе ваши личные достижения, которые вы будете подпитывать все новыми знаниями, будут постоянно оставаться на очень высоком уровне. Если вы научились, например, играть по нотам, вы будете уверены, что в любой момент сможете воспользоваться этим умением. А если у вас 3 по матанализу после окончания университета — непонятно, можете ли вы эти знания использовать вообще. Собственно, даже если у вас стоит 5 за этот самый матанализ — это очень относительная оценка ваших реальных знаний.
Основной акцент в новой системе будет делаться на креатив и на проекты. А в креативной сфере невозможно судить о человеке по оценкам: реальный вес будет иметь портфолио проектов, которые вы сделаете и, возможно, реализуете во время учебы.
Я могу изобрести робота, который будет сам готовить тосты; может быть, я напишу картину или создам инновационную программу для компьютера. И работодателей уже не будет интересовать, какие у меня оценки и сколько времени я просидел на лекциях: они спросят, что я создал за время обучения и что действительно позволяет причислить меня к креативному классу.
Роль преподавателя
Преподаватель из лектора, говорящего одно и то же из года в год, превратится в наставника, почти персонального тренера. Роль преподавателя значительно возрастет, а главное — преподавание перестанет быть изолированным родом деятельности. В нынешней классической системе есть аудитория, есть 20—25 студентов и есть преподаватель, который стоит перед ними и что-то рассказывает.
А зачем, собственно, через 50 лет все еще делить студентов по аудиториям? Я бы предпочел видеть 70—75 студентов в одной аудитории, и сразу несколько профессоров могли бы там работать одновременно. Студенты смогут получить знания сразу от трех преподавателей, у каждого из которых есть свои сильные стороны и свой бесценный опыт. Таким образом, от модели «один преподаватель — многим студентам» мы перейдем к схемам «много преподавателей — многим студентам, сами студенты — другим студентам, наконец, студенты — преподавателям». Все будет совершенно интерактивным: никакого пассивного восприятия и чтения одних и тех же лекций год за годом! Профессия преподавателя, таким образом, станет гораздо более престижной — и в плане оплаты труда, и в плане восприятия обществом.
Глобальная меритократия
Наконец, самое приятное мое предсказание. Так как расходы на преподавание академических дисциплин снизятся почти до нуля, студентам, в общем-то, будет нужен только интернет, уровень образования на планете вырастет до 99%. Мы уже очень близки к этому, если посмотреть на развитые страны; но развивающиеся государства пока сильно отстают. Только представьте: если мы придем к этим 99% — это вызовет глобальные позитивные изменения и в сфере здравоохранения, и в экономике, и в международной политике.
Сама идея того, что студенты со всего мира получат доступ к любым качественным образовательным ресурсам, означает, что когда-нибудь мы обязательно придем к глобальной меритократии — общественной системе, при которой все лучшие должности занимают самые талантливые люди независимо от их происхождения, социального статуса и материального положения.
Таковы мои предсказания насчет изменений в образовании через 50 лет. А вообще я верю, что все вышесказанное станет реальностью уже через 10–15 лет.
http://theoryandpractice.ru/posts/4063-salman-khan-kakim-budet-obrazovanie-v-2045-godu
Комментарии (0)