Мы постоянно слышим жалобы и сами жалуемся на современную школу: она очень скучная, учат детей не тому, чему учить нужно, оценки ставят часто предвзято и несправедливо. А если вспомнить, что о школе рассказывали наши родители и сравнить со своими школьными воспоминаниями — то может показаться, что за десятки лет ничего так и не поменялось. Предприниматель и основатель фонда X-Prize Питер Диамандис, поддерживающий инновации, которые могут улучшить жизнь целого человечества, предположил, какой может стать школа будущего.
За тридцать лет Питер Диамандис основал два университета: Университет Сингулярности и Международный космический университет (InternationalSpaceUniversity, ISU). Его любимое занятие это составлять учебные планы. В настоящее время он занимается составлением новой программы: он стремится создать такую, по которой ему хотелось бы обучать своих собственных сыновей.
Основные проблемы современной школы
1. Оценки
За пять ваших ошибок учитель ставит вам «три». Таким, образом, выходит, что он из вашей «пятерки»вычитает баллы. Но ведь это ничего общего не имеет со взрослой жизнью! По меньшей мере это уменьшает мотивацию. Все по-другому в мире игр: вы стартуете с нуля и со временем «прокачиваетесь»: с каждым разом ваш счет становится все выше и выше.
2. Один на всех учитель
Традиционно в классе учитель как бы читает лекцию и возвышается над учениками, а в этот момент почти половина учеников дремлет или занимается своими делами, а половина не понимает ничего из того, что им рассказывают. А объяснить новую тему каждому ученику один преподаватель просто не в силе. Появилась такая универсальная модель с единственным на весь класс учителем, когда были редкостью люди, которые были способны преподавать.
3. Актуальность
Очень много изученного нами в школе довольно быстро забылось — так как мы ни разу это во взрослой жизни не использовали!
4. Отсутствие фантазии
Школа чем-то напоминает конвейер: программы обучения основаны на механическом выполнении заданий и запоминании и, таким образом, они убивают на корню всю оригинальность детей. А ведь великие открытия были поначалу сумасшедшими идеями. Разве есть в школах место сумасшедшим затеям? Откуда же тогда может развиваться воображение?
5. Скука смертная
Да, скучного зазубривания чисел и фактов, от рутинности уроков, от сидения в течение восьми часов за партами может пропасть желание даже у очень любознательных детей.
Главные принципы образования будущего
1. Каждого имеет свое призвание
Поражает число людей, не имеющих цели, ради чего стоит каждое утро вставать. Многие люди не знают, зачем живут. Самый ценный ресурс для человечества это увлеченность, живой и пылкий ум.
2. Любопытство
Все дети по своей сути любопытны. Но многие из них по мере взросления почему-то постепенно теряют это уникальное качество.
3. Воображение
Редкие предприниматели такие как Илон Маск воплощают свои фантазии в реальность и меняют мир. Пока еще очень мало людей способны дать волю своему воображению — а ведь это путеводная звезда человечества.
4. Критическое мышление
На нас обрушиваются каждый день дезинформация, конфликтующие идеи, запугивающие и негативные новости, претенциозные заголовки. Если человек осваивает навыки критического мышления, это помогает ему распознать в информационном шуме нужный сигнал.
5. Настойчивость
Миру требуются упрямцы, которые после провала не сдаются, и не прекращают воплощать в жизнь свои новые идеи — особенно в той области, которой они по-настоящему увлечены.
Учебные модули, которые нужно освоить ребенку будущего
Как задумывает Диамандис, программа будет основана на девяти модулях. Но они отличаются от тех временных отрезков, в конце которых учителя ставят оценки и между которыми втиснуты мпленькие каникулы. Эти модули представляют собой блоки знаний, которые станут переплетаться на протяжении всего учебного курса. В них будут использоваться самые новые технологии, подобные искусственному интеллекту, виртуальной реальности, 3D-печати, сетевым устройствам и машинному обучению. Эти курсы станут не только обучать детей навыкам, которые необходимы в новом мире, но и воспитывать в них терпеливость и оптимизм.
Модуль 1: Сторителлинг / Риторика
Одной из самых важных способностей человека будущего является умение убедительно представлять идеи, чтобы найти единомышленников и обеспечить воплощение в жизнь задумок. Этому навыку надо обучать. Как планирует Диамандис, год за годом дети станут изучать сторителлинг и ораторское искусство, преодолевать страх публичных выступлений и в итоге будут комфортно чувствовать себя в любой ситуации. В частности, он хочет демонстрировать детям презентации TED и организовывать для них конференции TEDx.
Модуль 2: Поиск увлечений
Страстная тяга к чему-либо это величайший дар самопознания. Цель современной школы - это помочь нашим детям найти и изучить их предпочтения. Питер Диамандис вспоминает, как раньше проходили уроки профориентации: папа одного из учеников рассказывал классу про профессию бухгалтера. Но в мире YouTube и виртуальной реальности, дети имеют тысячу возможностей изучать разные профессии и выбрать что-то, чему они могут посвятить свою жизнь. Питер Диамандис утверждает, что на подобных уроках ученики станут делиться своими увлечениями, к примеру, обмениваться видео или опытом VR.
Модуль 3: Эксперимент и любопытство
Эйнштейн утверждал: «У меня нет особых талантов, только страстное любопытство». Научно-техническим прогрессом движет стремление человека знать правду. Умение ставить эксперименты и задавать вопросы, как говорит Диамандис, определили успех Amazon и Google, так как они все время экспериментировали со своими услугами и продуктами. Целью этого учебного модуля станет развитие любопытства. Дети наконец-то смогут сказать учителю: «Я не знаю, давайте выясним». Модуль будет учить детей правильно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать эксперименты и собирать данные, которые приведут к достижению того или иного результата.
Модуль 4: Формирование настойчивости
Создавать что-то большое, значимое и смелое тяжело. Но невозможно бросать на полпути работу — а ведь многим из нас не хватает решимости даже завершить рутинный проект. Питер Диамандис говорит, что с раннего возраста детям надо учиться усердию и настойчивости. Однако нельзя привить ребенку эти качества, если его заставляют заниматься тем, что ему неинтересно. Необходимо учитывать его увлечения.
Питер Диамандис предлагает ориентировать детей на достижение успеха. В рамках учебного плана ученики будут изучать биографии предпринимателей, ученых и специалистов, которые добились поставленных задач. Этот модуль будет игровым. Диамандис приводит в пример международное соревнование для школьников FIRST LEGO league, в котором дети и подростки исследовали реальные проблемы, такие как безопасность пищевых продуктов, вторичная переработка, энергетика, и предлагали для них решения. Также ученики будут проектировать, собирать и программировать роботов и играть в настольные игры — это поможет научить их здоровой конкуренции.
Модуль 5: Обзор высоких технологий
В мире, где развитие техники постоянно ускоряется, человек должен понимать, как работают высокие технологии и как они делают окружающий мир лучше. Языки программирования являются, по мнению Диамандиса, новыми «лингва франка». В этом модуле ученикам будут демонстрировать передовые технологии: вычислительные устройства, сети, искусственный интеллект, цифровое производство, генную инженерию, дополненную / виртуальную реальность, робототехнику. Конечно, школьнику не придется осваивать их в совершенстве. Цель этого модуля — дать ребенку представление о том, как они работают и как можно развить их в будущем.
Модуль 6: Развитие эмпатии
Способность понять и разделить чувства другого, является одним из наиболее важных навыков для детей. Новые технологии позволяют ускорить развитие эмпатии. Виртуальная реальность — это не только видеоигры. К примеру, лаборатория Джереми Бэйленсона в Стэнфорде изучает, как VR может сделать нас лучше. С помощью VR добровольцы в лаборатории почувствовали, каково это — быть Суперменом (и принесет ли это пользу людям), коровой (чтобы уменьшить потребление мяса) и даже кораллами (чтобы узнать о загрязнении океана). По мнению Диамандиса, эти несколько глуповатые VR-сценарии могут оказаться эффективнее, чем традиционное чтение нотаций.
Модуль 7: Этика / моральные дилеммы
Дети должны решать моральные дилеммы, чтобы научиться ответственности. Для этого необходимо обсуждать с ними реальные сценарии, с которыми они могут однажды столкнуться.
Представьте себе небольшой городок на озере, в котором большая часть города трудится на одном заводе. Но эта фабрика загрязняет озеро и убивает всех его обитателей. Что делать? Закрытие завода будет означать потерю рабочих мест. Сохранение завода навредит окружающей среде. Такие задачи, по мнению Диамандиса, позволят детям научиться принимать необычные решения и увидеть мир по-другому.
Модуль 8: Чтение, письмо и счет — по-новому
Несомненно, дети должны с малых лет уметь читать, писать и считать. Мы выросли у классной доски, среди книг и тетрадей. Но эти подходы устарели: ведь у детей теперь есть интересные приложения и развивающие игры.
Учителя средней школы Джонатан Бергман и Аарон Самс в 2007 году возглавили проект по разработке «класса будущего». Ученики смотрели видеоматериалы лекций в качестве домашнего задания. В классе они обсуждали пройденное или выполняли совместные задания под руководством учителя. Преимущество таких занятий в том, что студенты могут усваивать информацию в своем собственном темпе, пересматривая или перематывая видео вперед.снова и снова просматривать видео, пока они не получат концепцию, или быстрой перемотки вперед, если информация очевидна. Учитель лишь регулирует процесс обработки знаний. 71% учителей, преподающих в этом классе, заметили улучшение оценок, а 80% сообщили об улучшении отношения детей в к учебе.
Модуль 9: Творческое выражение и импровизация
Каждый из нас имеет творческие способности. В этом модуле, по задумке Диамандиса, детям будут предлагать различные способы творческого самовыражения — от музыки до инженерии и математики. Учителя и родители будут вместе с ребенком разрабатывать уникальные уроки, благодаря таким открытым образовательным ресурсам, как YouTube и KhanAcademy.
Умение импровизировать Диамандис предлагает развить с помощью ролевых игр, в которые учитель с каждым кругом вносит новые параметры, полностью изменяя контекст сцены, а все остальные дети принимают эти условия и адаптируются под них.
Модуль 10: Программирование
Компьютерная наука открывает больше дверей для студентов, чем любая другая дисциплина в современном мире. Код лежит в основе программ, которые охватывают понятия, выходящие далеко за рамки информатики. Каждый ученик 21-го века должен знать об алгоритмах создания приложений или о принципах работы интернета. Основы программирования помогут студентам практически в любой карьере, от архитектуры до зоологии.
Модуль 11: Основы предпринимательства
Суть предпринимательства — выявление проблемы или возможности, поиск решений и работа в команде, чтобы превратить мечту в реальность. Умение «продать» идею было, по словам Диамандиса, одним из важнейших навыков в его карьере. Он упомянул школу Элон в AdAstra, где предпринимательство является основной дисциплиной: ученики создают и продают друг другу и школьному сообществу товары и услуги.
Питер Диамандис предлагает отказаться от стандартного урока предпринимательства, когда ребенок пытается продать прохожим домашний лимонад за 50 центов. Возможно, подростки будут создавать кампании на Kickstarter, Indiegogo или GoFundMe. Опыт создания продукта или услуги даст будущим взрослым инструменты, чтобы изменить мир.
Модуль 12: Языки
Знание иностранных языков в современном мире очень важно. Питеру Диамандису нравится, как китайские родители учат своих детей: они играют с ними в игры на других языках. Желание ребенка выиграть ускоряет процесс обучения.
Виртуальная реальность позволит имитировать процесс полного погружения в языковую среду, которое позволяет эффективно освоить чужую речь. На уроках иностранного языка дети будут путешествовать по другим странам с помощью VR и разговаривать с персонажами, руководимыми искусственным интеллектом, на их языке. Таким образом, культура и язык будут усваиваться наиболее эффективно.
Комментарии (0)