История китайского приложения WeChat позволяет понять, как изменятся в будущем мессенджеры и социальные сети.
Юй Хуэй, четырехлетний неугомонный шанхайский ребенок, типичный представитель, как это любят называть, маркетологи «цифрового поколения». Около года назад она стала общаться через китайский сервис для обмена сообщениями WeChat со своими родителями. Пока что Юй еще слишком маленькая, чтобы иметь свой собственный мобильный телефон. Вместо мобильника у нее есть игрушка под названием Mon Mon – устройство, которое соединяется с приложением WeChat через облако. В животе этой мягкой игрушки находится микрофон, помогающий родителям Юй Хуэй не соскучиться без разговоров и песен дочери. Когда девочка получает входящее сообщение, ее игрушка светится.
Ее мама, как и большая часть взрослого населения страны, пользуется по работе не электронной почтой, а WeChat. Это приложение имеет много функций — такие как бесплатные видеозвонки и групповые чаты, новостной сервис и удобную отправку больших медиафайлов. Приложение предусматривает сервис для рабочих целей похожий на американский Slack. Кроме того, чтобы обмениваться с новыми знакомыми контактами мама Юй Хуэй намного чаще использует камеру смартфона, чтобы сканировать коды WeChat QR, чем традиционные визитные карточки. Отец Юй Хуэй при помощи приложения всего в несколько касаний рассчитывается в обычных магазинах и оплачивает покупки онлайн, делит счет в ресторане между друзьями и платит по коммунальным счетам. Без каких-либо затруднений он может заказать такси и оплатить его, заказать билеты в театр или доставку еды, забронировать билеты в отпуск или записаться на прием к доктору, и для этого он даже может не покидать мир WeChat.
Как сказал один американский венчурный инвестор, в Китае «любое взаимодействие человека и окружающего мира происходит при помощи WeChat, с самого раннего утра и до поздней ночи». Именно такой статус хаба всей интернет-активности и платформы, через которую пользователи получают доступ к прочим сервисам, подталкивает Facebook и остальных обитателей Кремниевой долины все внимательнее наблюдать за деятельностью WeChat. Их зависть вполне ясна и очевидна. Люди, чья жизнь проходит одновременно на Западе и в Китае, постоянно жалуются, что они как будто вновь оказываются в прошлом без привычного им WeChat.
Из всех достоинств и сервисов больше всего, наверное, впечатляет то ощущение полностью безналичной экономики и воплощение мечты о веке интернета. Благодаря WeChat китайский потребитель за целый день может не испытывать необходимости доставать пластиковые карты или купюры. На сегодня это самая лучшая демонстрация того, как будущее мобильного интернета в Китае определяется во всех сферах жизни.
Это только один из примеров, так как в Китае вообще используется больше смартфонов, чем где бы то ни было в мире. Пользователей мобильного интернета в Китае больше, чем вместе взятых в Америке, Бразилии и Индонезии. Многие из них перешли из эпохи до интернета напрямую к его мобильной разновидности, пропустив при этом эпоху персональных компьютеров. Примерно половина всех онлайн-продаж в Китае приходится на мобильные устройства, тогда как в США эта доля едва достигает трети. Иначе говоря, чтобы WeChat появилось и развивалось, были созданы отличные условия: бизнес-модели, построенные вокруг мобильных устройств, новые технологии, и самое важное – клиенты, которые готовы к чему-то новому.
Сервис, известный внутри страны как Weixin, пять лет назад был запущен компанией Tencent, занимающейся социальными сетями и онлайн-играми. На сегодняшний день это приложение одно из самых популярных в мире месседжеров с аудиторией более семисот миллионов человек. Более трети всего времени, которое пользователями проводят в мобильном интернете, приходится на WeChat. Примерно каждый пользователь открывает приложение около десяти раз в день и более.
Разработчики WeChat постарались сделать все возможное, чтобы их приложение было удобным. Если, например, телефон потрясти, то можно среди пользователей найти новых друзей. Если направить телефон на телевизор, то приложение сможет распознать текущую программу и найти других пользователей, смотрящих то же самое. В прошлом году на китайский Новый год CCTV, государственная телекомпания Китая, предлагала призы в миллионы долларов наличными тем пользователям WeChat, кто в нужный момент по сигналу потряс телефоном. За все шоу участники сделали это 11 миллиардов раз, и в какой-то момент это делали одновременно 810 млн пользователей.
Что еще важнее, более половины пользователей WeChat привязали свою банковскую карту к приложению. Это очень большое достижение, если учитывать уровень общего недоверия в китайском обществе и уровень мошенничества, киберпреступности и вредоносных действий в интернете. Пусть и используя знакомый всем бренд, а также обеспечение нужные меры безопасности и аутентификации, Tencent сумели привлечь публику к своему продукту. В то же время продуктам с Запада, например, таким как Snapchat и WhatsApp, еще только предстоит убедить пользователей доверить им свои финансы. Чуть лучше это сумела японская Line (недавно разместившая свои акции на Токийской и Нью-Йоркской биржах) и южнокорейской KakaoTalk (одним из главных инвесторов которой является Tencent), но и им еще очень далеко до успехов китайской платформы.
Одно приложение на все случаи жизни
Как же у Tencent получилось достичь таких успехов с WeChat по сравнению с конкурентами? Отчасти ответ на этот вопрос заключается в особенностях местного рынка. В отличие от большинства пользователей на Западе, многие китайцы имеют по несколько устройств, и им сразу понравилось приложение, которое позволяет объединить под одной цифровой личностью все эти устройства. В Америке мессенджеры имели могучего соперника в виде недорогих базовых тарифов, в которые входили SMS-сообщения. В то же время в Китае текстовые сообщения стоили довольно дорого, так что пользователи очень быстро перешли на бесплатные приложения для общения. Электронная почта же вообще не получила в Китае такого распространения, как во всем остальном мире – в основном потому, что интернет сюда пришел довольно поздно – так что путь мессенджерам был открыт.
Но еще более важная причина популяризации WeChat - это способность Tencent к инновациям. Многие китайцы ранее пользовались QQ – это платформа для обмена сообщениями на ПК, которая тоже создана в Tencent и в которой до сих пор зарегистрировано более 800 миллионов пользователей. QQ была калькой ICQ (первый в своем роде сервис для обмена сообщениями из Израиля). Через некоторое время китайский аналог смог развиваться самостоятельно. Почуяв приближение эры мобильного интернета, руководство Tencent поручило нескольким командам разработку мессенджера только для смартфонов. Команда, работавшая над QQ, представила что-то похожее на их продукт для ПК, а другая команда (коллектив одной недавно купленной Tencent фирмы) продемонстрировала Weixin. Когда запустили новое приложение, пользователи QQ получили возможность легко перенести в него свои старые контакты.
Еще один прорыв случился пару лет назад, когда сервис запустил кампанию, называвшуюся «Красный пакет», в ходе которой пользователи WeChat могли отправить друзьям и родным электронные деньги в китайский Новый год вместо наличных в красном конверте, как это было принято. Конни Чан из венчурного фонда Andreessen Horowitz признает, что компания поступила очень грамотно, когда превратила эту традицию дарения в увлекательную игру. Также компания предложила пользователям объединяться в группы для обмена деньгами, часто в случайных количествах (если вы отправите три тысячи юаней тридцати друзьям, они непременно получат по сто юаней каждый, сумму для каждого решает само приложение). В свою очередь, это привело к взрывному развитию групповых чатов. За этот год более четырехсот миллионов пользователей (как в группах, так и индивидуально) отправили 32 миллиарда денежных перевода за период празднования Нового года.
Энтузиазм, с которым пользователи WeChat приняли платформу, делает их ценными для Tencent в такой степени, о какой не может даже мечтать ни один из конкурентов. Спустя годы планомерных инвестиций компания наконец начала получать ощутимую и постоянно увеличивающуюся прибыль от WeChat. В то время у других бесплатных мессенджеров проблемы с прибылью, WeChat за прошлый год сумел заработать около $1,8 млрд, как подсчитал Дункан Кларк, специалист пекинской консалтинговой фирмы BDA. По данным банка HSBC, если учитывать текущие оценки технологических компаний, WeChat может уже стоить более $80 млрд.
Больше половины прибыли приносит сфера онлайн-игр, в которой Tencent – крупнейший разработчик в стране – особенно сильна. Еще одним драйвером роста является онлайн-торговля. Компания берет комиссию при покупке в любом из 10 млн магазинов (среди которых и некоторые знаменитости), у которых есть официальные аккаунты в приложении. Когда пользователи привязывают свои банковские карты к WeChat Wallet, они совершают больше покупок, чем, к примеру, американцы при оплате пластиковыми картами. Три года назад мало кто делал покупки в WeChat, но теперь примерно треть всех пользователей регулярно оплачивают свои покупки в интернете напрямую через приложение. Круг замкнулся: все больше брендов и компаний открывают официальные аккаунты, и это привлекает еще больше покупателей.
31 марта 2017 в Москве состоится конференция по технологиям в финансовой отрасли FinTech Russia, которая соберет на одной площадке ключевых представителей российского финтеха.
Деловая программа мероприятия построена на кейсах и инструкциях от пионеров-практиков. Неформальную часть программы представляет FinTech Show: во время фуршета вы послушаете выступления создателей новых технологий.
Зависимость пользователей от платформы представляет собой бесценный источник информации об их предпочтениях и слабостях. Это, в свою очередь, повышает интерес к WeChat со стороны рекламодателей, которые хотят привлечь внимание нужной аудитории настолько точно, насколько это возможно. Мало кто сможет получить больше пользы от расцвета рекламы в соцсетях, чем WeChat, уверены специалисты инвестиционного банка Goldman Sachs. Когда компания BMW запускала первую рекламу на странице WeChat Moments (аналоге ленты новостей в Facebook) для ограниченного круга пользователей, люди стали негодовать, но только те, кто хотел узнать, почему не получил эту рекламу. Даже несмотря на то, что Tencent вводил таргетированную рекламу в Moments крайне осторожно и плавно, официальный аккаунт компании получает миллионы отзывов ежедневно.
Самый полезный урок, которые западные компании могут почерпнуть из истории успеха WeChat, состоит в том, что компании, которые работают над решением всех проблем мобильного интернета, в конечном счете завоюют любовь пользователей и рекламодателей. Смартфон – это великое изобретение, но даже он может вызывать недоумение. Люди по всему миру начинают уставать от бесчисленного множества приложений с раздражающими уведомлениями и обновлениями. В WeChat все эти вопросы решены.
Более известные конкуренты WeChat с Запада относятся к его успеху с немалой долей зависти. Один из топ-менеджеров, руководитель Facebook Messenger Дэвид Маркус, заявляет об этом прямо. Он называет WeChat по-настоящему «вдохновляющим». План Маркуса по превращению мессенджера в платформу, на которой люди могут общаться с компаниями и делать покупки, кажется уже знакомой.
Даже энтузиасты признают, что культура использования мобильных устройств на Западе отличается, и полностью повторить успех WeChat с его размахом и превосходством в глазах пользователя вряд ли удастся. В Китае все началось до того, как экосистема приложений вышла на первое место, как в Америке и Европе. Западные пользователи привыкли пользоваться множеством разных приложений в интернете, а не одним. Чтобы убедить их выбрать для этого единый хаб, придется очень постараться.
Точно так же призрачны шансы Facebook на то, чтобы переманить серьезную часть аудитории WeChat в Китае. Дитя Кремниевой долины отлично себя чувствует на многих рынках благодаря своей известности и эффекту нетворкинга. Это сильно мешает планам глобальной экспансии WeChat (не считая эффектной рекламной кампании с участием футболиста Лионеля Месси). Однако то же самое правило вступит в силу, если Facebook придет на рынок Китая, что может произойти уже в этом году или в следующем. «У нас огромное преимущество в плане количества функций и узнаваемости бренда, — заявил один из топ-менеджеров Tencent — в Weixin попросту реализовано больше функций суперприложения, чем в Facebook».
Действительно, WeChat уже показал свои силы в условиях конкуренции. Многие китайские гиганты бизнеса преуспели только потому, что государство мешало работе местных конкурентов и блокировало приход иностранных игроков. В этом плане история Tencent тоже уникальна. Компания сдержала натиск извечного соперника Alibaba нескольких ее продуктов. Самым очевидным соперником WeChat сейчас является WhatsApp. И хотя Facebook, как и Twitter, в Китае заблокированы, препятствий развитию WhatsApp никто не чинил. Причины расцвета WeChat просты и коммерчески оправданы: он решает проблемы пользователей и постоянно преподносит им что-то новое. Это приложение изменит мобильный интернет для всех – в том числе и тех, кто живет за пределами Китая, потому что западные компании пытаются копировать рецепт успеха.
Комментарии (0)