Клиодинамика: история как математическая наука

Защитники «клиодинамики» утверждают, что с использованием научных методов можно пролить свет на события прошлого. Ученые-историки в свою очередь не могут с ними согласиться.

ВИТКИ НАСИЛИЯ

Иногда действительно кажется, что история повторяется. После Гражданской войны в США, например, страну захлестнула волна насилия, вызванная национальными и классовыми возмущениями, пик которой пришелся на 1870 год. Междоусобные распри вновь разгорелись около 1920 года, когда в связи с повсеместными бунтами, массовыми забастовками рабочих и подъемом антикоммунистических настроений люди стали думать о том, что революция неизбежна. Ближе к 1970 году массовые беспорядки вновь охватили страну и выражались в ожесточенных столкновениях, студенческих демонстрациях, политических убийствах и террористических актах.

Для Петра Турчина, изучающего популяционную динамику в Университете Коннектикута в Сторрсе, появление трех пиков политической нестабильности в США с интервалом в приблизительно 50 лет, начиная с Гражданской войны, вовсе не является простым совпадением. Турчин работает над этой темой на протяжении последних 15 лет. Взяв за основу математические методы, он однажды смог вычислить сложные характерные для лесных экосистем циклы «хищник-жертва» и применил их к истории человечества. Сделав анализ исторических документов, отражающих экономическую деятельность, тенденции демографического развития и вспышки насилия в США, Турчин пришел к выводу о том, что страну ожидает новая волна массовых беспорядков. По его мнению, пик возмущений придется на 2020 год и приобретет масштаб, подобный волнениям 1970 года. При этом Турчин надеется, что беспорядки не приобретут масштаб событий 1870 года.

Подход Питера Турчина, называемый им «клиодинамикой» в честь греческой музы истории Клио, является частью общественного направления, связанного с попытками изучения истории с применением научных методов познания, путем обнаружения и моделирования широких общественных сил, которые, по мнению Турчина и его коллег, формируют человеческие социумы. Это своего рода попытка показать, что история не является лишь рядом случайных событий.

Большая часть ученых-историков относится к клиодинамике с глубоким скептицизмом. Ученые склонны рассматривать историю как сложный клубок случайностей, человеческих причуд и ни на что не похожих ситуаций, которые никогда не сможет отследить ни одна приблизительная «наука об истории». Роберт Дарнтон, специалист по культурной истории в Гарвардском Университете в Кембридже (штат Массачусетс), писал в своей статье в 1999 году: «После целого века теории, начиная от марксизма, социального дарвинизма и заканчивая структурализмом и постмодернизмом, многие ученые-историки утратили веру в общие законы».

Многие полагают, что такой феномен как политическая нестабильность должен изучаться путем составления подробного изложения событий и фактов – и поиском особенностей и закономерностей, при этом, не забывая о том, что каждая вспышка возникла в определенное время в определенном месте. Дэниэл Сечи, изучающий историю раннего нового времени в Университете Манчестера, говорит: «Мы во всяком случае делаем то, что может быть сделано, а не стремимся что-либо сделать после того, как уже ничего сделать нельзя. У нас просто слишком мало информации, необходимой для того, чтобы идентифицировать значимые циклы».

Тем не менее, используя нелинейные математические соотношения, моделирование взаимосвязи тысяч миллионов индивидуумов, а также информационные технологии по сбору и анализу огромной базы исторических данных, Турчин и его коллеги пришли к выводу о том, что пришло время вновь обратиться к общим законам. Для некоторых ученых предмет клиодинамики не так прост. Джозеф Балбулия, изучающий эволюцию религии в Университете Виктории в г.Веллингтон Новой Зеландии, говорит о том, что историкам необходимо оставить привычку думать, что можно просто указать на определенный набор случаев и утверждать, что эти наблюдения чем-то схожи.

От экологии к истории

Периоды массовых беспорядков и волнений происходили в США с интервалом в приблизительно 50 лет.

Турчин разработал принцип клиодинамики в период кризиса среднего возраста, как он в шутку его называет: шел 1997 год, ему исполнилось 40 лет и он пришел к мысли о том, что все экологические вопросы о популяционной динамике уже давно имеют свои ответы. Следующей задачей на его пути являлась история, вероятно, отчасти потому, что его отец, русский компьютерщик Валентин Турчин, также интересовался существованием общих законов, по которым живут социумы. (Турчин старший был изгнан из Советского Союза в 1977 году в основном из-за своих статей диссидентского характера о первопричинах тоталитаризма. После изгнания он со своей семьей переехал в США).

Петр Турчин объясняет: «Поиск закономерностей, похожих примеров вовсе не является тем новым, чем интересна клиодинамика. Историки проделали значительную работу по соотнесению такого феномена как политическая нестабильность с политическими, экономическими и демографическими переменными. Новым является масштаб», – Турчин и его коллеги систематически собирают исторические сведения, распространяющиеся не только на века, но и на тысячелетия, – «а так же математический анализ взаимодействия переменных».

Периоды массовых беспорядков и волнений происходили в США с интервалом в приблизительно 50 лет.

При анализе долгосрочных тенденций общественного развития сторонники клиодинамики делают акцент на четырех основных переменных: численности населения, социальной структуре, государственной мощи и политической нестабильности. Каждая переменная измеряется несколькими способами. Например, социальная структура зависит от таких факторов, как состояние здоровья населения, которое в свою очередь можно оценить при помощи различных индикаторов, включая статистические данные средней продолжительности жизни населения, имущественное неравенство определяется путем соотношения доходов богатых и бедных слоев общества. Выбор подходящих данных может быть весьма трудным, т.к. зачастую очень сложно найти информацию по существу вопроса. Исследователи признают тот факт, что ни один индикатор не является идеальным. Несмотря на это, они стараются свести проблему к нулю путем выбора по крайней мере двух индикаторов переменной.

Используя все доступные источники информации – исторические базы данных, архивы газет и этнографические исследования – Турчин и его коллеги накладывают эти данные на временную прямую и, определив те или иные тенденции, надеются обнаружить исторические параллели и события, что позволит делать прогнозы о том, что нас ждет в будущем. Например, если наблюдается рост уровня коррупции и приостановление политического сотрудничества, можно говорить о неизбежности периода нестабильности и жестокости. Анализ подобного рода позволяет исследователям отследить порядок, по которому возникают эти изменения. В этом случае появляется шанс выделить соотношения и найти причинно-следственные связи.

Бесконечные циклы

Когда Турчин и его коллеги – Сергей Нефедов из Екатеринбургского Института истории и археологии и Андрей Коротаев из Российского государственного гуманитарного университета – оптимизировали методологию клиодинамики, они обнаружили две доминирующие тенденции, преобладающие в ситуациях политической нестабильности. Первая тенденция, называемая ими вековым циклом, распространяется на два или три столетия. В начале этого цикла наблюдается относительно эгалитарное общество, в котором спрос и предложение труда приблизительно равны. Со временем численность населения растет, предложение труда превышает спрос, наблюдается возникновение элиты и, соответственно, падение уровня жизни основной части населения. В определенный момент элиты становится так много, что ее члены начинают бороться за власть между собой. Возникает политическая нестабильность, что в итоге приводит к коллапсу. И цикл начинается вновь.

При этом исследователи обнаружили и другую тенденцию, которая в свою очередь накладывается на вековой цикл. Этот более краткосрочный цикл продолжительностью в приблизительно 50 лет охватывает примерно два поколения. Турчин называет его циклом «отцов и детей»: поколение отцов яростно реагирует на возникающую социальную несправедливость, устраивает революцию и гражданскую войну, ужасы которой настраивают поколение детей на поддержание стабильности любой ценой. Однако, следующее поколение, не имеющее личного опыта жизни, при высокой нестабильности готово вновь заварить революционную кашу. Турчин сравнивает этот цикл с пожаром в лесу, который разгорается и выжигает все дотла, и, когда накапливается достаточное количество подлеска, цикл начинается вновь.

Эти два взаимосвязанных цикла, говорит он, соответствуют нестабильным ситуациям по всей Европе и Азии, начиная с V века до н.э. Оба этих цикла описывают резкое падение Римской республики и ее переход к Римской империи в I веке до н.э. Подобные сценарии, по его мнению, происходили также в Древнем Египте, Китае и России, и так же объясняют тот факт, почему именно в этот момент в истории произошло восстание в Египте, в результате которого неожиданно была захвачена власть действующего в то время президента Хосни Мубарака. В это время египетская экономика росла, а число бедных жителей являлось одним из самых низких показателей среди развивающихся стран, поэтому вполне разумно было ожидать стабильности власти. За десятилетие до революции, как бы то ни было, в стране в четыре раза увеличилось число выпускников с неопределенной перспективой – индикатор перепроизводства элиты, и, следовательно, как утверждает Турчин, надвигающейся беды.

«Многие историки потеряли веру в общие законы»

Турчин применил этот метод к таким историческим загадкам, как рост религиозных направлений. Им было предложено несколько моделей развития событий. Одна из них заключается в том, что число верующих растет по линейному закону, когда неверующие люди вдруг «видят свет». Другая модель предполагает то, что число верующих увеличивается в геометрической прогрессии, как число заболевших при контакте с инфицированным больным. Используя несколько независимых индикаторов, Турчин отследил обращение в Ислам жителей Ирана и Испании в средние века, и обнаружил, что данные подходят под модель последействия. Используя подобные технологии, он также показал, что эта модель описывает распространение христианства в I веке н.э., а также распространение мормонства после Второй мировой войны.

Клаудио Чиоффи-Ревилла, специалист в области компьютерной социологии в Университете Джорджа Мэйсона в г. Фэрфакс, штат Вирджиния, относится к клиодинамике с одобрением и воспринимает ее как естественное дополнение к сфере его исследований: построение моделей с использованием компьютерного агентного моделирования. Чиоффи-Ревилла и его команда разрабатывают модель, которая сможет отследить эффект сегодняшних климатических изменений в Великой рифтовой долине Восточной Африки, густонаселенной территории, находящейся во власти засухи. Модель заключается в том, что группа цифровых агентов, олицетворяющих домохозяйства, взаимодействует между собой согласно правилам сезонной миграции и этнических союзов. Исследователи отметили тот факт, что распределение труда и уязвимость перед засухой возникает спонтанно. При этом ученые надеются со временем научиться предсказывать такие вещи, как потоки беженцев и заранее определять возможные очаги возникновения конфликтов. Чиоффи-Ревилла считает, что клиодинамика может усилить эту модель, обеспечив цифровых агентов правилами, извлеченными из исторического опыта.

Мировые тенденции

Другим сторонником клиодинамики является Джек Голдстоун, директор Центра глобального управления в Университете им. Джорджа Мейсона, а также член Специальной комиссии по политической стабильности, которая была сформирована Центральным разведывательным управлением США с целью оценки и объяснения уязвимости государств мира в отношении политической стабильности. Голдстоун занимался поиском похожих сценариев при изучении революций и пришел к выводу о том, что Египет ждет еще несколько лет борьбы между радикалами и центристами. По его мнению, создание организационной инфраструктуры и восстановление стабильной ситуации в Египте займет около 5-10 лет. «Быстрое разрешение конфликта возможно, однако это бывает крайне редко», - говорит он. «Как правило, построение нового государства занимает около 10 лет, или больше».

Тем не менее, Голдстоун предупреждает о том, что клиодинамика применима лишь при обозначении общих тенденций. «При изучении некоторых аспектов истории, научный или клиодинамический подход может быть вполне уместен и плодотворен», - говорит он. Например, «при обозначении периодичности и масштабов того или иного явления – количества смертей в различных военных сражениях, количества жертв в природных катастрофах, количества лет, необходимых для восстановления государства – мы наблюдаем следующую закономерность: высокую частотность в малых масштабах и низкую частотность в больших масштабах, которую можно выразить в определенной математической формуле». «И все же, когда речь заходит о предсказании определенных исторических событий, таких как Промышленная революция или же о биографии определенного человека, например, Бенджамина Фраклина», - говорит он, - «наилучшим вариантом остается традиционный исторический подход сбора информации от очевидцев».

Экономист Герберт Гинтис, занимающийся изучением эволюции социальных систем в Университете Массачусетса в г.Амхерст, также сомневается в том, что клиодинамика может предсказывать определенные исторические события. И все же он считает, что некоторые закономерности и причинно-следственные связи, обнаруженные при помощи этого метода, могут помочь политикам извлечь уроки и избежать ошибок, которые могут привести к беспорядкам. Он проводит параллель с авиацией: «Вы, конечно же, не можете предсказать, упадет самолет или нет, однако инженеры создали черные ящики. Они их тщательно изучают и узнают причину авиакатастрофы. Именно поэтому сегодня число подобных крушений намного меньше, нежели было раньше».

Как бы то ни было, ни один из вышеизложенных доводов не смог смягчить скептический настрой историков. Слабым местом любой попытки что-либо предсказать, полагаясь на тенденцию, говорит Сечи, является существенный недостаток исторических данных. Письменные упоминания о некоторых фактах могут быть случайным образом сохранены или же уничтожены: в 1922 году, например, во время Гражданской войны в Ирландии сражение в здании четырех судов в Дублине привело к пожару, уничтожившему в итоге весь Ирландский документальный архив. Как правило, говорит Сечи, исторические данные касаются конкретных деталей. «Мы можем с точностью сказать, каковы были цены на зерно в нескольких городах на юге Англии в средние века», - говорит он, - «но мы не можем рассказать о том, как жили в то время обычные люди».

На данный момент ведется напряженная работа по устранению подобных прорех в исторической ткани. Харви Уайтхаус, антрополог из Оксфордского университета, курирует возведение базы данных относительно ритуалов, социальной структуры и конфликтных ситуаций во всем мире, начиная с самых ранних записей. Это огромный труд, включающий в себя работу ученых-историков, археологов, религиоведов, социологов и даже нейробиологов. Чтобы завершить эту работу потребуется несколько десятилетий, с учетом необходимого финансирования. Тем не менее, Уйатхаус убежден в том, что данное исследование также дополнит подход Турчина, пролив свет на те факты, которые послужили причиной вспыхнувших политических беспорядков. Например, он утверждает, что одним из факторов возникновения подобной жестокости является отождествление индивидуума с той или иной политической группировкой. Одним из способов подобного отождествления являются особые ритуалы, особенно запугивающие или причиняющие боль, вызывающие, таким образом, некие эмоции, которые, в свою очередь создают образ общих воспоминаний.

«У людей складывается такое впечатление, что самое глубокое понимание их собственной истории так же понятно окружающим их людям», - говорит Уайтхаус, изучивший в своем еще не опубликованном исследовании слияние индивидуальностей в революционных группировках ливийского города Мисрата в декабре прошлого года. В данном исследовании также принял участие его коллега, антрополог из Оксфордского университета, изучающий гражданские войны – Брайан Маккуин. Он говорит о том, что, как только наблюдается подобное слияние, люди тут же готовы бороться и умирать во имя группы. Более того, если прогнозы Турчина относительно беспорядков в США в 2020 году являются верными, Уайтхаус предполагает, что в ближайшие годы будет наблюдаться рост количества подобных группировок в США.

Турчин не может сказать, что за группы это могут быть, за что они могут бороться и в какой жестокой форме это будет выражаться. Предыдущие всплески несогласия не были связаны с какой-либо конкретной идеей, говорит он. При этом он уже наблюдает предупреждающие знаки социальной борьбы, включая излишнее количество выпускников и растущее неравенство. «Неравенство практически всегда является негативным фактором для общества», - говорит он.

Турчин настаивает на том, что избежать всплесков жестокости невозможно так же, как и вспышек кори. При этом по тому же принципу, как можно избежать эпидемии при помощи вакцинации, жестокость так же можно предотвратить, если извлечь уроки из истории – если правительство США, скажем, создаст больше рабочих мест для выпускников или же предпримет какие-либо действия по уменьшению социального неравенства.

И все же, революция является скорее всего лучшим, если не единственным, средством борьбы с социальным напряжением. Ввиду своего возраста Гинтису удалось наблюдать большинство конфликтных ситуаций в США, в результате которых свои права получили женщины и афроамериканцы. Как известно, элита отдала власть большинству, и то лишь в связи с тем, что, находясь под давлением, ей было нужно восстановить порядок после периода массовых беспорядков. «Я не боюсь восстаний», - говорит он. «Поэтому сейчас мы именно там, где мы есть».

http://www.nature.com/news/human-cycles-history-as-science-1.11078