Месяц назад на семинаре услышала новое для себя слово – нетократ. В голове новое словечко сразу стало рифмоваться с бюрократом, аристократом и демократом. Кто же такой этот нетократ, и с чем его едят?
Прежде чем его скушать, разложим всё по полочкам. А лучше по тарелочкам. Куда же катится мир?
Первая полочка – тарелочка. Каждый из нас мыслит и действует, исходя из имеющейся у него информации об окружающем мире. Логично? Логично.
Вторая тарелочка. Появление новой информации приводит к информационным революциям. Например, появление языка привело к возможности передавать опыт и развиваться. Возникла письменность, и сразу увеличился объем хранимой информации. Информация стала активней передаваться на большие расстояния.
Цепочку можно продолжать, тарелочки и блюда на них всё изысканнее…
В 2000 году два шведа – Александр Бард и Ян Зодерквист – написали бестселлер «NETократия: новая правящая элита и жизнь после капитализма», где сделали свои прогнозы на будущее. О том, как Интернет изменит наш мир. О результате успехов информационных технологий. «Проблема теперь уже не в отсутствии информации, а в ее переизбытке. По мере того как она становится ключевым товаром новой экономики, а мир тонет в океане хаотических информационных сигналов, все большую ценность приобретает существенное и эксклюзивное знание. В отличие от невежественных энтузиастов капитализма, нетократия прекрасно это осознает».
Таким образом, будущие нетократы – это члены компьютерных и социальных сетей, в которых циркулирует некая эксклюзивная, очищенная от мусора информация, недоступная большинству.
Кушать с такой тарелочки – попасть в такую сеть – сможет не каждый. Лишь тот, кто сам обладает знаниями или контактами, которые может предложить в качестве платежа. Это блюдо не продается! Купить себе место в такой сети за деньги будет практически невозможно, потому что деньги потеряют свое значение. Гораздо более дефицитным ресурсом в сети будет внимание. Те из капиталистов, которые не осознают, что внимание ценнее денег, станут «низшим классом, занятым возней с устаревшей, второсортной информацией».
Итак, в будущем на вершине будут находиться нетократы, способные привлекать внимание своими знаниями и связями, а внизу старый господствующий класс – буржуазия и новый низший класс – консьюмтариат (от англ. to consume – потреблять), которым будет предложен информационный мусор и реклама, регулирующая и стимулирующая потребление.
Ну, как? Вы решили стать нетократом? Тогда знайте, нетократ делает себя сам! Стать нетократом по наследству невозможно! Только те, кто способен обуздать глобальную информационную сеть и обучиться управлять новыми появляющимися формами коммуникаций, наследуют власть на Земле. Так думают авторы книги и их сторонники.
Возможно, вы не верите в нетократию? Тогда попробуйте предложить альтернативную версию. Какое блюдо приготовите нам вы?
Пока же меню получается следующим. Грядет царство нетократов, для которых главными ценностями станут связи, обмен информацией и эксклюзивность. Для этих великих и ужасных людей деньги вторичны, но и деньги они, в конце концов, тоже возьмут под контроль. Все прогрессивные тенденции современного бизнеса названы авторами нетократическими. Примерно к середине книги вы проникаетесь симпатией к нетократам, еще страниц через пятьдесят у вас возникает подозрение: «Может, и я нетократ?» – которое затем перерастает в убежденность: «Ну, конечно же, я типичный нетократ!»
Общество, которое нарисовано в книге, приходит в жизнь прямо сейчас. Каждый может задать себе вопрос – каким окажется его место во властной структуре победившей нетократии?
Каков будет ваш ответ?
Комментарии (1)