Всемирный процесс урбанизации приводит к концентрации населения в крупных городах и образованию более сложных городских систем. Согласно статистике, в 2030 году более 60% населения будут жить в городах. К этому времени двое из каждых трех человек будут горожанами. Постоянное увеличение населения и действующие законы экономики формируют особые условия для роста мегаполисов и новых агломераций.
В 2010 году число мегаполисов с общей численностью населения более 10 миллионов увеличилось до 21. В 1950 году таких городов было только 2: Нью-Йорк и Токио. Каждый из них превышает по количеству жителей многие страны. Основным двигателем возникновения таких мощных образований является формирование экономического роста. При этом перед жителями мегаполисов появляются новые проблемы и задачи, одной из которых становится давление постоянного роста городов на их инфраструктуру.
По статистическим прогнозам в 2025 году будут образованы 29 мегаполисов, при этом 23 из них будут принадлежать развивающимся странам. Возникновение мощных многонаселенных городов несет государствам экономический рост, в котором будут особенно заинтересованы бедные страны. Стремительный рост городов ожидается, прежде всего, в азиатских и африканских странах. Существенной проблемой в будущем станет хаотичность этого роста. Такая урбанизация будет выглядеть как обычное переселение бедных сельских жителей в городские трущобы. Появится множество новых мегаполисов, названий которых на данный момент мы даже не слышали.
Инфраструктура будущих мегаполисов потребует огромных инвестиций, которые будут несовместимы с их экономическим ресурсом. Неконтролируемое стремительное развитие таких городов приведет к отсутствию общей гармоничной инфраструктуры, а недостаток инвестиций обеспечит борьбу за ограниченные жизненные ресурсы, следствием чего может стать резкое расслоение на богатых и бедных. Этот неравномерный рост выглядит как одна из основных задач, стоящая перед обществом во всем мире.
Большая концентрация экономики в таких городах может привести к глобальным последствиям, когда вследствие кризиса пострадает огромное число участников этого процесса. Если, например, в Бангкоке сконцентрировано 70% экономики Таиланда, то сбой в работе такого эконом мотора неизбежно повлияет на все процессы внутри государства. В этом смысле города-мутанты будут очень уязвимы, поскольку даже не слишком масштабный природный катаклизм будет иметь серьезные последствия.
Город – это не просто населенное место, а живой организм, который постоянно изменяется. Пространство городской среды, как целостная система, несет в себе все больше функций и наполняется новой информацией. Развитие средств коммуникаций и ускорение общения приводят к тому, что потоки информации становятся наиболее важным фактором жизни города.
Поворотный момент в современной истории заключается в использовании новых революционных технологий, которые не просто расширяют возможности человека в технической сфере, но и вносят новые смыслы и иное мироощущение окружающей действительности. Появляется новая среда обитания, не свойственные человеку масштабы и модели.
Многие знаменитые деятели прошлых веков задавались целью создания городов будущего. Например, в начале 20 века миллионер Уолт Дисней разрабатывал проект такого поселения. В плане он представлял собой круг, от центра которого расходились лучами улицы и жилые районы. Город закрывался стеклянным куполом и был оснащен климатической системой управления.
Разработка целостных городских систем продолжается и в наши дни. Недостатком современных проектов является их изолированность и единичность реализации, связанная с большой стоимостью строительства. В мире строится более ста городов нового типа. Одним из самых ярких проектов по реализации концепции Города будущего является Сонгдо, который строится в Южной Корее недалеко от Сеула.
Модификация городского пространства особенно связана с необходимостью расширения личной среды обитания для каждого человека в современном городе, с улучшением экологии и его связи с природой. Городские жители во всем мире хотят и заслуживают хорошего качества жизни. Чистый воздух, питьевая вода и безопасность станут ключевыми запросами в будущем при заселении и строительстве новых городов.
Интенсивность урбанизации приведет и к социальным проблемам: результаты исследований ученых говорят о том, что жители, проживающие в многонаселенных городах, имеют повышенную склонность к депрессиям и психологическим проблемам.
Однако экологические проблемы приносятся в жертву экономическому росту, особенно характерно это для развивающихся стран. На данный момент государства заинтересованы в использовании уже созданной городской инфраструктуры, а не в строительстве новой. В результате этого растущие города оказались перенасыщены вредными производствами и продолжают развиваться в рамках старых стандартов, не рассчитанных на большие объемы населения и транспорта.
В современном мире жители всех городов страдают от постоянной нехватки времени на перемещения. Основной проблемой при этом остается мобильность транспортной системы.
Существующая транспортная инфраструктура и система управления дорожным движением рассчитана на определенный уровень автомобилизации населения, которая вместе с его численностью и мобильностью городской жизни постоянно возрастает. Низкая пропускная способность спроектированных в прошлом улиц и устаревшие методы регулирования движения не подготовлены для постоянного роста спроса на транспортное обслуживание. Наиболее радикальный и эффективный опыт оптимизации транспортной системы связан с приоритетом в развитии общественного транспорта и ограничением использования автомобилей.
Мега-город в эпоху глобальной урбанизации - это вдохновитель и разрушитель одновременно. Количество жителей мегаполисов сегодня составляет, по крайней мере, десятую часть всего городского населения земного шара. Как и большие метрополии, которые им предшествовали, эти монстры действуют как магниты для коммерции, культуры, знаний и промышленности, разрастаясь в беспрецедентных масштабах. Вне зависимости от форм, все они стоят перед социальными и экологическими вызовами.
Чтобы избежать прогнозируемого хаоса в нежизнеспособных городах в течение следующих лет местные власти, проектировщики, архитекторы и экономисты должны объединить усилия, чтобы гарантировать, что эти городские агломерации в своем развитии будут пригодны для жизни.
Комментарии (0)