Американское издание The New York Times более двух лет назад признало одним из самых умных людей Нью-Йорка известного ученого Митио Каку. Выдающийся американский физик-теоретик, японского происхождения, доктор философии и профессор теоретической физики в городском колледже Нью-Йорка провел многочисленные научные изыскания по исследованию чёрных дыр и увеличения скорости разрастания Вселенной, является основоположником теории «string», ставшая базисной моделью физики. Активно популяризирует непростые научные концепции и теории через написание книг, участие в телесериалах и телепередачах на каналах BBC, Discovery, Science Channel, ABC и History Channel, в радиопередачах на коммерческих радиостанциях и турне по миру с лекциями. Восемь книг доктора Каку стали мировыми бестселлерами. Новостные программы на каналах CBS, Fox News, CNBC, MSNBC, CNN, RT с участием Митио Каку обретают свойство уникальности и неповторимости. В документальных фильмах «Открытый Эйнштейн», «Вселенная Стивена Хокинга» и «Научная Одиссея», он попытался донести удивительный мир науки простому обывателю.
Именитый профессор, известный всему миру Митио Каку поделился в одном из интервью своим видением образовательного процесса в недалеком будущем. Доктор Каку, полагает, что в скором времени метод обучения будет основываться на интернет-технологиях, компьютерах, очков по подобные Google Glass, которые модифицируются в мини линзы, позволяющие проецировать загруженную информацию из интернета. Такой функцией обладают очки дополненной реальности, появившиеся более полугода назад на прилавках магазинов. Возможно, что спустя пару лет учащиеся начнут использовать подобные устройства при сдаче экзаменов. Им достаточно будет моргнуть, и необходимый ответ появится на линзе из интернета. Митио Каку выдвинул предположение, что благодаря такому обучению высвободятся некоторые сектора мозга, которые не будут перегружаться излишней не применяемой на практике информацией и весь потенциал направится на усовершенствование умственных способностей, развитие мышления, формирование навыков анализа и оценки, что оказывая помощь в выборе правильного решения.
Люди станут самостоятельными и независимыми, начнут брать на себя ответственность за свое образование и дальнейшую жизнь, и тогда потребность в контроле преподавателей отпадет сама собой. Общество начнет самообразовываться и накапливать необходимые знания. Физик-теоретик Митио Каку, утверждает, что совсем скоро повсеместно появятся механизмы, основанные на технологии искусственного разума, которые при запросе будут давать необходимую консультацию. Такое устройство Каку предлагает назвать «умная» стена, которая будет функционировать на базе распознания голосовых вибраций. Стоит только подойти и сделать голосовой запрос, как мгновенно на стене появится изображение ученого, который предоставит интересующую вас информацию. Приспособление «умная» стена будет применяться во всех сферах жизнедеятельности человека. Это устройство будет помогать решать простые проблемы на уровне виртуальной консультации в области образования, медицины, экономики, юриспруденции, психологии, инженерии, дизайна. Безусловно, «стена» не заменит действующих специалистов: хирурги, строители, конструкторы, кондитеры.
Дистанционное обучение в университете практикуется более десяти лет, но не все могут перестроиться и начать заниматься без преподавателя. Митио Каку считает, что система дистанционного обучения находится на стадии зарождения и требует определенной корректировки. В будущем Вузы сохранятся, но получение специализированных знаний будет опираться на применение облачной системы образования. Приоритетными станут виртуальные университеты, в которых ученики будут обучаться по индивидуальной программе, созданной ими.
Американский физик прогнозирует, что пропадет необходимость в дипломах, так как исчезнут временные и пространственные рамки в образовании. Ученый предполагает, что создадут центры сертификации, где будущие специалисты будут сдавать экзамены по специализации, обусловленной определенными навыками и компетенциями. На основании результата экзамена огласится решение о прохождении на заявленную должность. Возможно, внедрят единую оценочную шкалу, от количества баллов, которой будет зависеть занимаемое положение в обществе. Вероятней всего, университеты станут импортерами информационных услуг, но не смогут оценивать их. Среди учеников Европы, Соединенных Штатов Америки, Японии и Канады обрело популярность создание портфолио состоящее из дипломов, сертификатов и различного рода документированных свидетельств, подтверждающие заслуги, с целью предъявления его работодателю. В скором времени, такой запас регалий обретет статус основного элемента в образовательной системе, а IT-технологии сделают доступ к такому виду документов простым, понятным и ясным.
На вопрос о подходах детского онлайн образования, Митио Каку ответил, что будут интенсивно развивать безграничные, внесистемные педагогические сервисы, основанные на непосредственном участии ребенка в образовательной программе. Это интеллектуальные игры, рассчитанные на определенное временное расстояние, где дети будут обучаться в специально подготовленных виртуальных просторах прошлого и будущего, насыщенные коммуникационно-информационными возможностями. Учебные пособия начнут оснащать искусственным интеллектом, что позволит находить материалы для обучения, учитывая индивидуальные потребности ученика. Ученый констатирует, что описываемых разработок достаточное количество, но их с осторожностью постепенно внедряют.
Успешный человек будущего, по мнению Митио Каку, это креативный, инициативный, с развитым воображением и лидерскими качествами, способный добиться совершенства своего дела. Человечество перестраивается от рыночной экономики к инновационно-творческой системе. Страны способные уравновесить товарные рынки и интелектально-креативный потенциал обладают перспективой добиться успеха быстрее других. Профессор Каку, считает, что экономика основанная, только на сельском хозяйстве приведет к бедности и к ухудшению стабильности страны.
Комментируя, прогнозы футурологов о тотальной роботизации и автоматизации производственных процессов на предприятиях, которая частично уже происходит, американский ученый говорит, что людям надо будет не растеряться и своевременно переключиться на интеллектуальную сферу. Поменяются методы обучения и механизмы реализации ручной работы. На производствах рабочие места в цехах заменят роботы, появятся новые специальности в интеллектуальной сфере. Прибыльными сферами деятельности станут области биотехнологий, наноизобретений и производство искусственного интеллекта. Основной совет, который дает Каку, чтобы безболезненно переключиться на новые стандарты и системы это не быть инертным. Он рекомендует научиться брать ответственность за свою жизнь, не бояться непохожести, не опасаться в один миг поменять все и войти в грядущую эру нанотехнологий.
Митио Каку весомую долю безработицы среди молодежи связывает с устаревшими методами образования. Он констатирует, что нынешние университеты готовят будущих специалистов на несуществующие должности прошлого, обеспечивая неэффективными интеллектуальными инструментами. Владельцу бизнеса нерезонно брать на работу неквалифицированного специалиста без требуемого багажа знаний и отсутствием опыта работы. Получается замкнутый круг. Руководителю нужны специалисты, а ВУЗы не могут подготовить запрашиваемых специалистов. Поэтому в коллективе ведущих мировых корпораций преобладают специалисты в возрасте от 50 до 60 лет. Они наработали опыт, а концепция непрерывного образования делает их уникальными работниками компаний. Такие обстоятельства заставили специалистов сферы образования, кардинально пересмотреть образовательные программы по естественным наукам, которые напрямую имеют отношение к технологиям будущего.
Американский ученый, поспешил успокоить тех, кто страшиться роботизированного будущего, пояснив, что всецело заменить человеческую деятельность неспособен ни один искусственный высокоразвитый разум. Роботам не характерно образное мышление, интуиция, которая необходима фондовым брокерам. Им не присуще сознание и творческое мышление, необходимое писателям, дизайнерам, ремесленникам, художникам, скульпторам, музыкантам. Роботы не смогут выполнить физический труд, базирующийся на воображении, поэтапных изменений и творческого подхода. Человек по своей природе больше нацелен на не автоматическое исполнение, что является главным преимуществом перед автоматизированными машинами. В скором времени перестанут считать интеллектуальными специальностями программирование, проектирование, веб-дизайн.
Любой род деятельности, выбранный человеком, подразумевает нестандартность мышления, развитую интуицию, креативное решение, яркое воображение, способность к своевременной переориентации и приспособляемости в изменяющихся условиях.
В заключении, доктор Каку, на вопрос об изменениях человеческих умственных способностях связанных с развитием технологий, уверенно заявил, что будет изобретен сверхразум. Добавив, что в последующие 30-35 лет ученые создадут сверхразум, который по своим свойствам будет превосходить наилучшие умы человечества в существующих научных сферах. Недавно была изобретена карта мозга, уникальность которой заключается в детализированной сверхточной структуре. Он упростит работу специалистов в области нейрохирургии, выполняя функцию анатомического атласа, и даст возможность рассмотреть детально процессы обработки эмоций и восприятия информации мозгом. Такое изобретение значительно приблизит момент создания сверхразума и позволит совершенно спокойно без опаски модернизировать и культивировать естественные интеллектуальные познавательные процессы, нарабатывая базу знаний. Технологией ближайшего будущего Митио Каку считает изобретение чипа, который обеспечит непрерывную подачу информации напрямую в мозг.
Комментарии (1)