Ученые из Лондонской школы бизнеса совместно с коллегами из Университета Джорджии задались целью изучить феномен "дружбы" в социальной сети Facebook. Исследователи утверждают, что ответ на этот вопрос мог бы многое рассказать о жизни и характере человека, и даже о том, богат он или беден, в сытой или голодной стране живет, и о многом другом.
Какое-то конкретное, так называемое "совершенное" число друзей не едино и зависит от страны. Ученые также полагают, что число друзей может зависеть от того, насколько человек успешен, мобилен, как часто меняет место жительства. Или, например, что число друзей может говорить о социальном статусе. Так, например, многие знаменитости считают признаком хорошего тона завести в Facebook несколько тысяч "друзей", чтобы показать, насколько они интересы людям, и ощущать себя нужными.
Некоторые люди хотели бы иметь в соцсетях только нескольких близких друзей, а другие заводят сотни, причем преимущественно едва знакомы с ними. Каждый выбирает себе определенную стратегию сети – способ общения с окружающим миром. Шигехиро Оиши, профессор психологии в Университете колледжа искусств и наук в Вирджинии, и Селин Кесебир из Лондонской школы бизнеса предсказали, что широкая, но мелкая стратегии сети – то есть, когда у человека множество неблизких "друзей", является оптимальной для людей, живущих мобильно и в экономически выгодных условиях. А узкая, но глубокая – когда друзей мало, но они "настоящие", с другой стороны, была бы оптимальной, если люди живут на одном месте, а экономические условия там не столь благоприятны. Оиши и Кесебир изучили преимущества каждой стратегии, их статья опубликована в журнале Psychological Science.
В эпоху Facebook, утверждают они, многие американцы сделали выбор в пользу широкой, но мелкой сетевой стратегии. Тем не менее, кросс-культурные исследования показали, что наличие у американцев множества друзей не всегда позитивно воспринимается за пределами Соединенных Штатов – представителей других стран раздражает желание американцев называть друзьями всех и каждого и "хлопать по плечу". А одна из важнейших причин, почему американцы предпочитают крупные социальные сети, заключается в том, что американцы мобильны и экономически успешны. "Во времена процветания маловероятно, что друзьям действительно потребуется помощь – на лечение, еду, жилье, на покрытие больничных счетов или оплату других важных вещей. Дружить в "широкой сети" просто и не хлопотно, - утверждает профессор Оиши. - Но в тяжелые времена иметь много друзей становится "не по карману", и можно понести огромные затраты – и временные, и ресурсные. И круг знакомств резко сужается".
Оиши и Кесебир обнаружили, что иметь небольшую социальную сеть с глубокими связями между друзьями тоже по-своему выгодно - друзья, пусть и из соцесетей, скорее всего, смогут выручить в трудный момент.
Ученые решили провести исследование и посмотреть, насколько такое представление справедливо для реального мира. Они привлекли 247 американцев для участия в интернет-опросе. Участникам было предложено разделить своих друзей в Facebook на очень близких, близких и далеких. Для того чтобы получить представление о стратегии участников, исследователи предложили им представить себе, что все затраченные на друзей время, энергию и деньги будут составлять 60 очков. И попросили участников опроса распределить эти очки среди всех трех типов друзей. Результаты оказались любопытными и не такими уж неожиданными. Тем не менее, исследователи говорят, что стратегии социальной сети могут открыть о людях больше, чем кажется.
Oishi и Kesebir утверждают, что их исследования позволили подтвердить важность социально-экономических факторов - таких, как мобильность и экономическую безопасность - в определении наиболее адаптивных сетевых стратегий.
«В нынешних реалиях экономического спада в Соединенных Штатах наблюдается и уменьшение мобильности населения. Меняется также и стратегия социальных сетей, она теперь чаще может переходить от широкой, но мелкой к узкой, но глубокой. И все это действительно происходит сейчас в стране, известной принципом: лучшая сила - это сила слабых связей.
Instagram портит аппетит?
Исследователи из Университета Бригама Янга (США) полагают, что частый просмотр изображений еды в социальных сетях (например, в Instagram) делает потребление еды менее приятным. Так что, если друзья любят регулярно постить снимки своих трапез, вы рискуете испортить себе аппетит.
Согласно исследованию, у человека, который слишком часто смотрит на фото чужой еды, возникает ощущение, что он ее уже попробовал, а следовательно, при реальном потреблении пищи появляется эффект пресыщения, и вкусовые ощущения снижаются. Проще говоря, можно сказать о пищевой скуке: блюдо уже не кажется желанным и интересным, потому что пропал эффект новизны. Если в течение целого дня смотреть на фото салата, то этот же салат во время обеда покажется менее вкусным.
По словам профессора из Университета Бригама Янга Джеффа Ларсона (Jeff Larson), можно говорить о чрезмерном воздействии изображений еды в социальных сетях на чувство насыщения, а значит, при повторной встрече с объектом нет особой радости. То есть, первый кусок торта кажется нам куда более приятным, чем пятый.
В ходе эксперимента 232 человека просматривали в социальных сетях фотографии разных типов еды. Половина участников просматривала 60 фотографий сладких продуктов: тортов, трюфелей и шоколада. Другая половина смотрела на 60 фотографий соленых продуктов: чипсов, соленых крендельков, картофеля фри. По окончании эксперимента всем участникам предложили отведать соленый арахис и описать, насколько он им понравился. Те, кто просматривал изображения соленых продуктов, в меньшей степени испытали радость от потребления соленого арахиса. При этом, изображений арахиса в испытании не было – для снижения вкусового восприятия было достаточно смотреть на другую соленую пищу.
Просите друзей почаще размещать в Instagram фото шоколадных конфет которые они ели. Это, вероятно, поможет избавиться от «шоколадной» зависимости
Исследователи заключили: если человек желает сохранить аппетит и остроту вкусового восприятия, то ему лучше не смотреть на фотографии продуктов. В то же время, изображения в Instagram можно использовать и в терапевтических целях. Например, при слабости к шоколаду надо чаще просматривать изображения этого продукта, тем самым уменьшая радость от потребления сладости. При этом авторы исследования подчеркивают, что эффект проявляется только при просмотре разных изображений одного типа еды. То есть, чтобы снизить вкусовое восприятие, надо просмотреть множество фотографий, например, с шоколадом, а не сотню раз смотреть на одно и то же фото.
В этом отношении меньше всего повезло тем, у кого много друзей, фотографирующих свою еду. Если же у вас всего 1-2 друга, которые делают снимки трапез, то вы не рискуете испортить себе аппетит.
Эффект толпы действует и в Твиттере
За последние 10 лет социальные сети изменили способы коммуникации людей. Анализируя социальные сети, такие как Твиттер, а также торговлю на фондовом рынке, исследователи из Института Нильса Бора (Дания), увидели, что некоторые события в обществе провоцируют одинаковое поведение, сходную реакцию у больших групп незнакомых между собой людей. Их объединяет только наличие аккаунтов в Твиттере. Кроме того, что существуют общие черты активности в Твиттере и на фондовом рынке.
Целью исследования было понять – как именно функционируют социальные сети. Преимущество Твиттер в том, что он объединяет более 200 миллионов пользователей по всему миру, которые пишут короткие сообщения о непосредственных переживаниях и впечатлениях. То есть, Твиттер можно рассматривать как датчик социальных настроений. Ученым это дает возможность изучать динамику поведения личности в толпе.
Эффект толпы характерен даже для незнакомых людей, связанных лишь тем, что они все – пользователи Твиттер
Исследователи разработали программу, которая позволяет постоянно следить за активностью пользователей в сети. Так, удалось зафиксировать периоды стабильной активности, когда не было резких скачков. Но как только происходит некое событие, люди сразу реагируют на него, и происходит кратковременный скачок в интенсивности общения. Авторы исследования поясняют: именно социальные сети побуждают незнакомых друг с другом людей сходным образом реагировать на внешний раздражитель.
Ученые также изучили активность в Твиттере 100 международных брендов, и отметили, что этом случае тоже отмечаются спокойные периоды, перемежающиеся краткими взрывами активности.
Таким образом, исследователи заключают, что поведение человека в социальных сетях можно сравнить с поведением в толпе – когда внешнее событие вдруг заставляет всех бурно реагировать. И важно, что схожие поведенческие шаблоны используют люди, которые не видят друг друга, а объединены только тем, что пользуются одной соцсетью.
Анализ поведения людей в социальных сетях позволяет ученым создавать системы, которые могли бы объяснять и предсказывать человеческую активность не только в социальных сетях, но и в других сообществах. Так, проанализировав активность трейдеров на фондовых рынках, ученые пришли к выводу, что они подвержены тем же циклам, что и Твиттер: есть длительные периоды стабильной работы, а после возникают настоящие взрывы активности, начинается лавина продаж. Словом, фондовый рынок подвержен тому же эффекту толпы, и в этом отношении он почти не отличается от Твиттера, заключают исследователи.
http://rnd.cnews.ru/liberal_arts/sociology/news/line/index_science.shtml?2012/12/24/513914
http://http://rnd.cnews.ru/liberal_arts/psychology/news/line/index_science.shtml?2013/10/08/545549
http://http://rnd.cnews.ru/liberal_arts/sociology/news/line/index_science.shtml?2013/10/10/545817
Комментарии (0)