Чурсин Н.Н., Махортова Н.В., Омельяненко И.А.
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля,
г. Луганск
Рассматриваются социальные и образовательные следствия информатизации общества, совершенствования информационных технологий. Отмечаются негативные аспекты влияния технологий на творческие способности людей, а также важность формирования информационной экологии и информационной культуры общества.
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, образование, социальные последствия, информационная экология, информационная культура.
Постановка проблемы в общем виде. Информатизация рассматривается в настоящее время как некоторая объективная данность, к которой надо просто надлежащим образом подготовиться. Как считает В.Г. Кремень, «Успешно функционировать в инновационной экономике человек не сможет без соответствующей технологической готовности. Здесь чрезвычайно важным, а может, и главным направлением модернизации образования является его информатизация. Именно информационные технологии обеспечивают ученикам и студентам свободный доступ к разнообразной информации, работу со многими источниками информации в интерактивном режиме, формирование навыков решения разнообразных проблем на основе их всестороннего исследования и анализа, получение определенных знаний в разнообразных сферах. Только при условии информационной оснащенности учебного процесса обучающийся может быть подготовлен к восприятию и генерированию новых идей. Исходя из этого, абсолютно необходимым является обеспечение каждому ученику доступа к компьютеру, с тем чтобы по окончании школы он мог работать с ним, а каждому студенту - доступа к Интернету. Это сложная проблема, но другого пути не существует» [1].
Таким образом, информатизация общества на сегодняшний день является генеральной линией его развития, от которой оказываются существенно зависимыми многие сферы жизнедеятельности, в том числе сфера образования. Вместе с тем, как и любое явление, построенное на технико-технологической основе, информатизация характеризуется амбивалентностью, т.е. может иметь как позитивные, так и негативные следствия.
«Технические инновации, - отмечает А.В. Рунов, - в какой-то момент оказались оторванными, и весьма значительно, от нужд и запросов общества и индивида. Технические системы создавались как бы сами для себя и существовали сами по себе. Это - одна из издержек технического прогресса: чем больше технических средств создавалось, тем в большей степени, по сути - в геометрической прогрессии, - эти технические средства (при помощи человека, конечно) создавали новые технические средства, и так до тех пор, пока не становились весьма ощутимой экономической проблемой. Затраты на создание техники могли превысить отдачу от нее, причем не только в экономической сфере. Частично это происходит и сегодня: при всем том, что имеющиеся технические средства дают возможность транслировать огромное количество информации, воспользоваться ею оказывается весьма трудно. Подтверждается тезис о том, что техника в принципе не может и не должна быть доминантой в обществе, в его социокультурных, экономических и других составляющих.
В связи с информационным бумом возникла еще одна проблема: мера участия человека в информационных процессах. Длительный период он оставался в их тени, в то время как эти процессы все больше приобрели обвальный характер. Человек создавал, продавал, налаживал системы и технику, но он не участвовал в процессе взаимодействия субъектов информационного пространства. Большинство индивидов выступало только в роли пассивных потребителей той информации, которая им предлагалась на рынке информационных услуг. Не общество, в лице его граждан, регулировало информационные потоки, а, фактически, информационные потоки, причем складывающиеся нередко весьма стихийно, регулировали социальные отношения и систему взаимодействия субъектов уже всего или большей части общества. В результате, перед социумом встал вопрос о его собственном информационном обеспечении. Возникло и укрепилось убеждение, что в этой сфере деятельности людей, социальных групп, социума в целом не все в порядке, и там происходят уже не управляемые процессы. Собственно, это и сделало информационную проблему (причем в самой широкой ее постановке) приоритетным вопросом для современного мирового сообщества» [2, с.7]. Изучение негативных социальных последствий информатизации, как следует из приведенного, формирует важную научную проблему современности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых положено начало решению данной проблемы и на которые опираются авторы Исследованию процесса информатизации и ее социальных проявлений посвятили свои работы такие исследователи, как О. Тоффлер, 3. Бауман, Т. Г. Эриксен, Ж.-Ф. Лиотар, П. Друкер, А.И. Черный, Н.А. Сляднева, В.Г. Кремень, Э.П. Семенюк, В.М. Шейко и ряд других. Ими сформированы общие представления о содержании и основных направлениях информатизации, а также обозначены возникающие в ее ходе наиболее общие социальные проблемы. Именно на работы этих ученых и опирались авторы в настоящей статье.
Выделение не решенных прежде частей обшей проблемы, которым посвящается статья. Несмотря на значительный поток публикаций, освещающих социальные и образовательные аспекты информатизации, общая картина влияния информатизации на социум, а также ее отдельные важные детали, особенно касающиеся сферы образования, остаются малоисследованными. Предполагается (почти «по умолчанию»), что информатизация является безусловным благом для образовательной деятельности и необходимо делать как можно больше для ее повсеместного проникновения в эту деятельность. В то же время малоосвещенными остаются аспекты, связанные с негативными проявлениями информатизации в социальной сфере, и в частности в образовании. Исследование указанных аспектов представляет собой самостоятельную научную проблему.
Формулирование целей статьи. Настоящая работа посвящена изучению некоторых социальных и образовательных следствий информатизации общества. Это изучение существенно для педагогики информационного общества, а также для областей знания, изучающих человека.
Изложение основного материала исследования. Особенностью современного этапа информатизации общества является его глобализация. Как указывает В.Г. Кремень, «Информационное пространство, в котором предстоит работать будущему специалисту, имеет еще одну особенность: оно становится глобальным. Глобализация общества требует от многих (а в будущем потребует от каждого индивидуума) навыков перехода от жизни в локальной среде к жизни и сотрудничеству в глобальном мире. Глобализация экономики в свою очередь обусловливает необходимость знания международных стандартов, иностранных языков, освоения международных коммуникационных систем. Задача системы образования - предоставить возможность обучения подобным навыкам» [1].
Самоценным социальным результатом нового информационного режима является интенсивное накопление Интернет-ресурсов и превращение их в глобальный ресурс. Масштаб этого явления создает специфические проблемы: разработку компьютерных и социальных технологий интеграции сверхбольших информационных массивов, интеллектуализированных технологий оперирования информацией, получения выводной информации для принятия управленческих решений [3].
Каким же видится в этой связи наше будущее? Основной его чертой, как считает Дэйв Эванс, «должен стать экспоненциальный рост генерируемой и хранимой человечеством информации. Это явление футуролог называет «цифровой лавиной» (Digital Avalanche). Давайте попробуем представить себе ее масштабы. Начнем с того, что еще за 2008 г. на всем земном шаре было создано примерно 5 эксабайт информации (условно, 1 ЭБ = 10'5 байт, или 1 млрд ГБ). В ближайшие 2 года этот объем будет ежегодно увеличиваться в 6 раз, а объем корпоративных данных - в 50 раз. Если сегодня каждый житель Земли в среднем хранит 128 ГБ персональных данных, то к 2020 г. их уже будет по 130 ТБ на человека. Взрывной рост популярности видеоконтента и видеосвязи приведет к тому, что к 2015 г. месячный трафик в сетях, даже беспроводных, будет измеряться эксабайтами. К 2015 г. Google проиндексирует примерно 775 млрд страниц контента, и это еще без учета «темного Веба», скрытого от поисковых систем за корпоративными брандмауэрами, объем которого, по подсчетам Cisco, в 500 раз больше, чем открыто доступной информации. Объем знаний будет расти огромными темпами: так, сегодня мы знаем только 5% того, что нам станет известно в ближайшие 50 лет. Правда, это не означает какого-то повышения расходов на хранение типовых объемов информации: к 2029 г. за $100 можно будет купить систему хранения данных емкостью 11 петабайт (условно 1 ПБ = 10" байт, или 1 млн ГБ). Разумеется, производительность компьютеров и каналов передачи будет расти пропорционально количеству информации, а их цена - соответственно падать. К 2020 г. ПК стоимостью $1000 сравнится по вычислительной способности с человеческим мозгом, к 2030 г. - с населением небольшого города, а к 2050 г. - со всем человечеством. Еще задолго до этого, в 2020 г., к привычным нам электронным компьютерам добавятся их квантовые собратья» [4]. Правда, «...желательно еще извлекать выгоды от получаемых сведений. И если сейчас их объемы начали измеряться эксабайтами, то спустя десять лет, по прогнозам аналитиков из IDC, наступит время эпохи секстибайтов (1021)». Предлагается «загодя разучивать еще одно слово из мира цифровых технологий с нетривиальным произношением - септибайт (1024). Наступит время, и нам придется оперировать этой приставкой» [5].
«Давление» информации на общество не только само по себе создает массу технических проблем, связанных с ее хранением, поиском, фильтрацией, усвоением и использованием, но и трансформирует принципы взаимоотношения человека и знаний, им же выработанных. Как считает Ж.-Ф.Лиотар, «Вместе с гегемонией информатики предлагается и определенная логика, а следовательно, совокупность предписаний, предъявляемых к сообщениям, принимаемых как относящиеся к знанию.
Можно отныне ожидать сильной экстериоризации знания относительно "знающего", на какой бы ступени познания он ни находился. Старый принцип, по которому получение знания неотделимо от формирования (Bildung) разума и даже от самой личности, устаревает и будет выходить из употребления. Такое отношение поставщиков и пользователей знания к самому знанию стремится и будет стремиться перенять форму отношения, которое производители и потребители товаров имеют с этими последними, т. е. стоимостную форму (fomie valeur). Знание производится, и будет производиться для того, чтобы быть проданным, оно потребляется, и будет потребляться, чтобы обрести стоимость в новом продукте, и в обоих этих случаях, чтобы быть обмененным. Оно перестает быть самоцелью и теряет свою "потребительскую стоимость". Вместо того, чтобы распространяться в силу своей "образовательной" ценности или политической значимости (управленческой, дипломатической, военной), можно представить себе, что знания будут введены в оборот по тем же сетям, что и денежное обращение, и что соответствующее этому расслоение прекратит быть делением на знание/незнание, а станет, как и в случае денежного обращения, "знаниями к оплате/знаниями к инвестиции", т. е. знаниями, обмениваемыми в рамках поддержания обыденной жизни (восстановление рабочей силы, "выживание") versus кредиты знаний в целях оптимизации результативности программы» [6, с. 19, 23].
Негативным следствием этой тенденции является новый виток информационного кризиса, эскалация информационного шума. Один из источников информационного шума - тенденция размывания границ приватности в информационном пространстве, вследствие которой идет вброс профанных по характеру текстов и смыслов. Речь идет о различного рода форумах, чатах, конференциях, гостевых страницах на различных сайтах, различных формах интерактивного общения и т.п., точнее не об этих современных жанрах межличностной коммуникации как таковых, а о их стиле и содержании. Дезориентированные кажущейся анонимностью, интимностью, свободой, неконвенциональностью такого общения участники виртуальных диалогов и полилогов порой транслируют «городу и миру» такой душевный сор, который иные из них, возможно, постеснялись бы высказать, глядя в глаза реальному собеседнику. Казалось бы, что здесь столь социально опасно? Современная, чаще молодежная, тусовка, ни к чему не обязывающий стеб. Но в процессе такого общения без критического отбора и внутреннего цензора в обществе в субкультурах формируется заниженный стандарт цивилизованного общения, формируются весьма опасные тенденции душевного эксгибиционизма, отрицания аксиологических барьеров, профанность смыслов становится едва ли не нормой и даже модой [3].
Появление глобальной компьютерной сети ведет к масштабным сдвигам в культуре, к возникновению того феномена, который М. Кастельс, по аналогии с «духом капитализма» (М. Вебер), свойственным предшествующему историческому периоду, назвал «духом информационализма».
Это действительно культура, но культура эфемерного, культура каждого стратегического решения, скорее лоскутное одеяло, сшитое из опыта и интересов, чем хартия прав и обязанностей. Это многоликая виртуальная культура, как в визуальных переживаниях, созданных компьютерами в киберпространстве путем переустроения реальности. Но это и не фантазия, это действенная сила, поскольку она дает информацию для властных экономических решений в каждый момент жизни сети и осуществляет их. Но живет она недолго, она поступает в компьютерную память как сырой материал, состоящий из успехов и неудач прошлого... Любая попытка кристаллизации позиций в сети, как культурного кода в конкретном времени и пространстве, приговаривает сеть к устареванию, поскольку она становится слишком жесткой для изменчивой геометрии, которой требует информационализм».
Таким образом, «дух информационализма» представляет собой культуру перманентного «созидательного разрушения», ускоренного до скорости оптических электронных цепей, через которые проходят ее сигналы. А работа этого «духа» осуществляется над всей совокупностью социальных отношений, спроецированной на пространство глобальной компьютерной сети.
Другой вопрос, к каким последствиям для реальных социальных отношений может привести - по крайней мере, в тенденции - эта виртуальная работа [7, с.203-204].
К настоящему времени сложилось мнение, что комфортность технологий информоперирования может иметь и негативные следствия, в частности являться источником кризиса креатива.
«Современное человечество, - отмечает Н.А. Сляднева, - получило беспрецедентные преимущества для многоаспектного, комфортного оперирования информационными ресурсами».
Негативные проблемы возникают в связи с оборотной стороной нового уровня комфортности и доступности процедур информоперирования, позволяющих современному человеку вести поиск, отбор, анализ информации и генерацию на этой основе собственных текстов с минимальным участием естественного интеллекта. В наши дни можно с полной ответственностью говорить о последствиях комфортного информационного сервиса как об одной из потенциально наиболее опасных угроз интеллектуальному развитию человечества.
Речь идет о феномене или синдроме «ретранслятора информации». Суть данного феномена - в вытеснении, замене интеллектуального, творческого потребления информации различными цифровыми технологиями ее поиска, компиляции, фрагментирования, копирования, генерации новых текстов или массивов данных, имеющих все признаки семантической целесообразности, осмысленности. Современный информационный сервис позволяет получать такие информационные продукты практически при минимальном участии естественного интеллекта. Все чаще встречаются ситуации, в которых оперирующий информацией (данными, текстами, смыслами) человек может оставаться интеллектуально в этот процесс неангажированным. Креатив уступает место ретрансляции, классическая дихотомия процессов овладения знанием (продуктивное и репродуктивное познание) превращается в триаду (продуктивное познание, репродуктивное познание и ретрансляция информации).
В результате всего формируется информационно-антропологический тип человека - ретранслятора информации, обладающего минимальными навыками поиска и обработки информации, которых, тем не менее, вполне достаточно для имитации интеллектуальной деятельности, порой на вполне высоком уровне. Все большее число текстов, вводимых в информационное обращение, не содержит подлинного смыслового креатива, не обладает новизной, засоряя тем самым информационное пространство.
Массовость этих явлений может привести к интеллектуальному коллапсу. И это не антиутопия, не очередная спекуляция на «катастрофических» прогнозах. Достаточно отдать себе отчет, какое немыслимое количество людей, особенно молодежи, в каком множестве повседневных ситуаций, щелкая мышкой и перетаскивая в один файл фрагменты готовых текстов, упускает возможность обогащения собственной личности за счет глубокого усвоения этой информации, развития своих способностей за счет приобщения к творчеству, попытки интерпретации исходного знания.
В результате кумулятивного эффекта этих потерь на микроуровне обедняется совокупный креативный контент глобального человечества. В результате автоматизации (в прямом и переносном, метафорическом смыслах этого слова) актов генерации новых текстов ежечасно в мире не совершаются тысячи открытий, сотни тысяч изобретений, не рождаются миллионы новых идей, гипотез и т.п. А это уже вопрос не любви к комфорту и экономии усилий, лени, совести, легитимности данного лжетворчества или бизнеса - это проблема мирового сообщества [3]. Это прежде всего гуманитарная проблема, имеющая отношение к способности человечества различать творчество и хаотичный перебор вариантов, эгоизм и альтруизм, в конце концов, добро и зло, жизнь и смерть.
Выводы из данного исследования. Очевидно, что для предотвращения кризиса социального креатива, массового распространения «антикреативного» информационного поведения необходимы серьезные исследования, а также разработка и внедрение превентивных системных мер в науке, педагогике, в дидактике, в образовании, в формах экспертизы социальных проектов, в способах обработки и использования информационных ресурсов, в информационном законодательстве и т.п.
Не вызывает сомнений, что вышеперечисленные закономерности и новые тенденции в сфере ИР не могут не предполагать кардинальной модернизации видов профессиональной деятельности, призванных в наши дни заниматься ИР. Классические системы учреждений и организаций, группы профессий, предназначенных для создания, тиражирования, распространения, хранения, организации эффективного использования ИР, переживают кризис либо утрачивают прежние доминирующие позиции. Библиотечное дело, книжное дело, система библиографической деятельности, службы НТИ, традиционно бравшие на себя всю полноту ответственности за информационное обеспечение общества, за жизненный цикл ИР, в наши дни все в большей степени уступают позиции провайдерам, генераторам электронных ресурсов, ньюсмейкерам, самоорганизующимся в процессе создания сетевого контента представителям интернет-коммьюнити, аналитическим службам, социотехнологам, специалистам по деловой и конкурентной разведке, веб- технологам и т.п.
Современный социум со всей очевидностью не успевает прогнозировать негативные следствия собственного информационного прогресса. Назрела необходимость всерьез озаботиться состоянием информационной экологии [3]. Отдельной проблемой представляется обучение основам информационной экологии. С возникновением информационного общества связаны и новые экологические проблемы, обусловленные информационным загрязнением окружающей среды. Изучение я решение этих проблем, да и просто информированность о существовании и характере подобных проблем требует формирования особых знаний [1], а следовательно, ставит новые задачи перед системой образования.
Очевидно, что мировое сообщество еще не овладело в полной мере новыми инструментами информационного оперирования, не освоилось с реальностью глобальной информационной системы, не научилось обуздывать своеволие информационных игроков. Необходимо формирование новой культуры - информационной, новой этики - этики виртуальных коммуникаций, новых знаний и умений, обучение новым профессиям и технологиям, формирование современной информационной культуры общества и личности. Именно в этом векторе развития общества и личности можно видеть источник социального оптимизма [3]. И это также чрезвычайно важно учитывать в образовательной деятельности.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Быстрая трансформация информационного пространства требует все более интенсивных и синхронных технологическим инновациям исследований ее социальных и образовательных последствий. Предотвращение разрыва между практикой информатизации и уровнем ее гуманитарного осмысления - насущная задача дальнейших исследований.
Литература
1. Кремень В. Г. К обществу знаний - через совершенствование системы образования [Текст] / В.Г. Кремень // Социально-экономические проблемы информационного общества /Под ред. д.э.н., проф. Л. Г. Мельникова. - Сумы : ИТД «Университетская книга», 2005. - С. 34-48.
2. Социальная информатика [Текст]: учебное пособие / А.В. Рунов. - М. : КНОРУС, 2009.-428 с.
3. Сляднева Н.А. Информационные ресурсы в информационном обществе: онтологический статус и методология. [Электронный ресурс] http://www.aselibrarv.ru/datadocs/doc 912si.pdf. Заголовок с экрана.
4. Хархалис Р. Что такое «цифровая лавина» и как из-под нее выбраться? [Текст]/ Р. Хархалис //Компьютерное обозрение. - 2010. - №9 - С.50-51.
5. Мишко С. IBM Information On Demand 2010: ставка на интеллект [Текст]/ С. Мишко // Компьютерное обозрение. - 2010. - № 40. - 9 ноября. - С. 38-40.
6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. [Текст] / Ж.-Ф. Лиотар; пер с фр. - СПб : АЛЕТЕЙЯ, 1998.-160 с.
Схщноукрагнський нашональний ушверситет iMern Володимира Даля №8 (179), 4.1, 2012
7. Сидорина Т.Ю. Феномен свободы в условиях глобализации [Текст]/ Т.Ю. Сидорина, T.JI. Полянников, В.П. Филатов. - М. : РГУ, 2008. - 410 с.
М.М.Чурсин, М.В.Махортова, 1.А.Омельяненко. Про деяю сощальш та освп-ш наслщки шформатизацн
Розглядаються сощальш та осштж наслщки шформатизацн суспшьства, вдосконалення шформацшних технологш. Вщзначаються негативш аспекти впливу технолог! й на творч1 зд1бносп людей, а також важлив1сть формування 1нформац1йиоУ екологн та шформащйно! культури суспшьства
Ключов! слова: шформатизащя, шформашйш технологи, осв1та. сощалып наслщки, шформацшна еколопя, шформацшна культура
N.Chursin, N.Makhortova, I.Omel'yanenko. Some consequences of social and educational information.
We consider the social and educational consequences of informatization of the society, improvement of information technology. There have been negative aspects of the impact of technology on people's creative abilities, as well as the importance of building the information environment and information society's culture
Key words: information technology, information technology, education, social consequences, information ecology, information culture. Рецензент: д.фил.н., А.И. Атоян, ВНУ им. В. Даля, Луганск
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля,
г. Луганск
Рассматриваются социальные и образовательные следствия информатизации общества, совершенствования информационных технологий. Отмечаются негативные аспекты влияния технологий на творческие способности людей, а также важность формирования информационной экологии и информационной культуры общества.
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, образование, социальные последствия, информационная экология, информационная культура.
Постановка проблемы в общем виде. Информатизация рассматривается в настоящее время как некоторая объективная данность, к которой надо просто надлежащим образом подготовиться. Как считает В.Г. Кремень, «Успешно функционировать в инновационной экономике человек не сможет без соответствующей технологической готовности. Здесь чрезвычайно важным, а может, и главным направлением модернизации образования является его информатизация. Именно информационные технологии обеспечивают ученикам и студентам свободный доступ к разнообразной информации, работу со многими источниками информации в интерактивном режиме, формирование навыков решения разнообразных проблем на основе их всестороннего исследования и анализа, получение определенных знаний в разнообразных сферах. Только при условии информационной оснащенности учебного процесса обучающийся может быть подготовлен к восприятию и генерированию новых идей. Исходя из этого, абсолютно необходимым является обеспечение каждому ученику доступа к компьютеру, с тем чтобы по окончании школы он мог работать с ним, а каждому студенту - доступа к Интернету. Это сложная проблема, но другого пути не существует» [1].
Таким образом, информатизация общества на сегодняшний день является генеральной линией его развития, от которой оказываются существенно зависимыми многие сферы жизнедеятельности, в том числе сфера образования. Вместе с тем, как и любое явление, построенное на технико-технологической основе, информатизация характеризуется амбивалентностью, т.е. может иметь как позитивные, так и негативные следствия.
«Технические инновации, - отмечает А.В. Рунов, - в какой-то момент оказались оторванными, и весьма значительно, от нужд и запросов общества и индивида. Технические системы создавались как бы сами для себя и существовали сами по себе. Это - одна из издержек технического прогресса: чем больше технических средств создавалось, тем в большей степени, по сути - в геометрической прогрессии, - эти технические средства (при помощи человека, конечно) создавали новые технические средства, и так до тех пор, пока не становились весьма ощутимой экономической проблемой. Затраты на создание техники могли превысить отдачу от нее, причем не только в экономической сфере. Частично это происходит и сегодня: при всем том, что имеющиеся технические средства дают возможность транслировать огромное количество информации, воспользоваться ею оказывается весьма трудно. Подтверждается тезис о том, что техника в принципе не может и не должна быть доминантой в обществе, в его социокультурных, экономических и других составляющих.
В связи с информационным бумом возникла еще одна проблема: мера участия человека в информационных процессах. Длительный период он оставался в их тени, в то время как эти процессы все больше приобрели обвальный характер. Человек создавал, продавал, налаживал системы и технику, но он не участвовал в процессе взаимодействия субъектов информационного пространства. Большинство индивидов выступало только в роли пассивных потребителей той информации, которая им предлагалась на рынке информационных услуг. Не общество, в лице его граждан, регулировало информационные потоки, а, фактически, информационные потоки, причем складывающиеся нередко весьма стихийно, регулировали социальные отношения и систему взаимодействия субъектов уже всего или большей части общества. В результате, перед социумом встал вопрос о его собственном информационном обеспечении. Возникло и укрепилось убеждение, что в этой сфере деятельности людей, социальных групп, социума в целом не все в порядке, и там происходят уже не управляемые процессы. Собственно, это и сделало информационную проблему (причем в самой широкой ее постановке) приоритетным вопросом для современного мирового сообщества» [2, с.7]. Изучение негативных социальных последствий информатизации, как следует из приведенного, формирует важную научную проблему современности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых положено начало решению данной проблемы и на которые опираются авторы Исследованию процесса информатизации и ее социальных проявлений посвятили свои работы такие исследователи, как О. Тоффлер, 3. Бауман, Т. Г. Эриксен, Ж.-Ф. Лиотар, П. Друкер, А.И. Черный, Н.А. Сляднева, В.Г. Кремень, Э.П. Семенюк, В.М. Шейко и ряд других. Ими сформированы общие представления о содержании и основных направлениях информатизации, а также обозначены возникающие в ее ходе наиболее общие социальные проблемы. Именно на работы этих ученых и опирались авторы в настоящей статье.
Выделение не решенных прежде частей обшей проблемы, которым посвящается статья. Несмотря на значительный поток публикаций, освещающих социальные и образовательные аспекты информатизации, общая картина влияния информатизации на социум, а также ее отдельные важные детали, особенно касающиеся сферы образования, остаются малоисследованными. Предполагается (почти «по умолчанию»), что информатизация является безусловным благом для образовательной деятельности и необходимо делать как можно больше для ее повсеместного проникновения в эту деятельность. В то же время малоосвещенными остаются аспекты, связанные с негативными проявлениями информатизации в социальной сфере, и в частности в образовании. Исследование указанных аспектов представляет собой самостоятельную научную проблему.
Формулирование целей статьи. Настоящая работа посвящена изучению некоторых социальных и образовательных следствий информатизации общества. Это изучение существенно для педагогики информационного общества, а также для областей знания, изучающих человека.
Изложение основного материала исследования. Особенностью современного этапа информатизации общества является его глобализация. Как указывает В.Г. Кремень, «Информационное пространство, в котором предстоит работать будущему специалисту, имеет еще одну особенность: оно становится глобальным. Глобализация общества требует от многих (а в будущем потребует от каждого индивидуума) навыков перехода от жизни в локальной среде к жизни и сотрудничеству в глобальном мире. Глобализация экономики в свою очередь обусловливает необходимость знания международных стандартов, иностранных языков, освоения международных коммуникационных систем. Задача системы образования - предоставить возможность обучения подобным навыкам» [1].
Самоценным социальным результатом нового информационного режима является интенсивное накопление Интернет-ресурсов и превращение их в глобальный ресурс. Масштаб этого явления создает специфические проблемы: разработку компьютерных и социальных технологий интеграции сверхбольших информационных массивов, интеллектуализированных технологий оперирования информацией, получения выводной информации для принятия управленческих решений [3].
Каким же видится в этой связи наше будущее? Основной его чертой, как считает Дэйв Эванс, «должен стать экспоненциальный рост генерируемой и хранимой человечеством информации. Это явление футуролог называет «цифровой лавиной» (Digital Avalanche). Давайте попробуем представить себе ее масштабы. Начнем с того, что еще за 2008 г. на всем земном шаре было создано примерно 5 эксабайт информации (условно, 1 ЭБ = 10'5 байт, или 1 млрд ГБ). В ближайшие 2 года этот объем будет ежегодно увеличиваться в 6 раз, а объем корпоративных данных - в 50 раз. Если сегодня каждый житель Земли в среднем хранит 128 ГБ персональных данных, то к 2020 г. их уже будет по 130 ТБ на человека. Взрывной рост популярности видеоконтента и видеосвязи приведет к тому, что к 2015 г. месячный трафик в сетях, даже беспроводных, будет измеряться эксабайтами. К 2015 г. Google проиндексирует примерно 775 млрд страниц контента, и это еще без учета «темного Веба», скрытого от поисковых систем за корпоративными брандмауэрами, объем которого, по подсчетам Cisco, в 500 раз больше, чем открыто доступной информации. Объем знаний будет расти огромными темпами: так, сегодня мы знаем только 5% того, что нам станет известно в ближайшие 50 лет. Правда, это не означает какого-то повышения расходов на хранение типовых объемов информации: к 2029 г. за $100 можно будет купить систему хранения данных емкостью 11 петабайт (условно 1 ПБ = 10" байт, или 1 млн ГБ). Разумеется, производительность компьютеров и каналов передачи будет расти пропорционально количеству информации, а их цена - соответственно падать. К 2020 г. ПК стоимостью $1000 сравнится по вычислительной способности с человеческим мозгом, к 2030 г. - с населением небольшого города, а к 2050 г. - со всем человечеством. Еще задолго до этого, в 2020 г., к привычным нам электронным компьютерам добавятся их квантовые собратья» [4]. Правда, «...желательно еще извлекать выгоды от получаемых сведений. И если сейчас их объемы начали измеряться эксабайтами, то спустя десять лет, по прогнозам аналитиков из IDC, наступит время эпохи секстибайтов (1021)». Предлагается «загодя разучивать еще одно слово из мира цифровых технологий с нетривиальным произношением - септибайт (1024). Наступит время, и нам придется оперировать этой приставкой» [5].
«Давление» информации на общество не только само по себе создает массу технических проблем, связанных с ее хранением, поиском, фильтрацией, усвоением и использованием, но и трансформирует принципы взаимоотношения человека и знаний, им же выработанных. Как считает Ж.-Ф.Лиотар, «Вместе с гегемонией информатики предлагается и определенная логика, а следовательно, совокупность предписаний, предъявляемых к сообщениям, принимаемых как относящиеся к знанию.
Можно отныне ожидать сильной экстериоризации знания относительно "знающего", на какой бы ступени познания он ни находился. Старый принцип, по которому получение знания неотделимо от формирования (Bildung) разума и даже от самой личности, устаревает и будет выходить из употребления. Такое отношение поставщиков и пользователей знания к самому знанию стремится и будет стремиться перенять форму отношения, которое производители и потребители товаров имеют с этими последними, т. е. стоимостную форму (fomie valeur). Знание производится, и будет производиться для того, чтобы быть проданным, оно потребляется, и будет потребляться, чтобы обрести стоимость в новом продукте, и в обоих этих случаях, чтобы быть обмененным. Оно перестает быть самоцелью и теряет свою "потребительскую стоимость". Вместо того, чтобы распространяться в силу своей "образовательной" ценности или политической значимости (управленческой, дипломатической, военной), можно представить себе, что знания будут введены в оборот по тем же сетям, что и денежное обращение, и что соответствующее этому расслоение прекратит быть делением на знание/незнание, а станет, как и в случае денежного обращения, "знаниями к оплате/знаниями к инвестиции", т. е. знаниями, обмениваемыми в рамках поддержания обыденной жизни (восстановление рабочей силы, "выживание") versus кредиты знаний в целях оптимизации результативности программы» [6, с. 19, 23].
Негативным следствием этой тенденции является новый виток информационного кризиса, эскалация информационного шума. Один из источников информационного шума - тенденция размывания границ приватности в информационном пространстве, вследствие которой идет вброс профанных по характеру текстов и смыслов. Речь идет о различного рода форумах, чатах, конференциях, гостевых страницах на различных сайтах, различных формах интерактивного общения и т.п., точнее не об этих современных жанрах межличностной коммуникации как таковых, а о их стиле и содержании. Дезориентированные кажущейся анонимностью, интимностью, свободой, неконвенциональностью такого общения участники виртуальных диалогов и полилогов порой транслируют «городу и миру» такой душевный сор, который иные из них, возможно, постеснялись бы высказать, глядя в глаза реальному собеседнику. Казалось бы, что здесь столь социально опасно? Современная, чаще молодежная, тусовка, ни к чему не обязывающий стеб. Но в процессе такого общения без критического отбора и внутреннего цензора в обществе в субкультурах формируется заниженный стандарт цивилизованного общения, формируются весьма опасные тенденции душевного эксгибиционизма, отрицания аксиологических барьеров, профанность смыслов становится едва ли не нормой и даже модой [3].
Появление глобальной компьютерной сети ведет к масштабным сдвигам в культуре, к возникновению того феномена, который М. Кастельс, по аналогии с «духом капитализма» (М. Вебер), свойственным предшествующему историческому периоду, назвал «духом информационализма».
Это действительно культура, но культура эфемерного, культура каждого стратегического решения, скорее лоскутное одеяло, сшитое из опыта и интересов, чем хартия прав и обязанностей. Это многоликая виртуальная культура, как в визуальных переживаниях, созданных компьютерами в киберпространстве путем переустроения реальности. Но это и не фантазия, это действенная сила, поскольку она дает информацию для властных экономических решений в каждый момент жизни сети и осуществляет их. Но живет она недолго, она поступает в компьютерную память как сырой материал, состоящий из успехов и неудач прошлого... Любая попытка кристаллизации позиций в сети, как культурного кода в конкретном времени и пространстве, приговаривает сеть к устареванию, поскольку она становится слишком жесткой для изменчивой геометрии, которой требует информационализм».
Таким образом, «дух информационализма» представляет собой культуру перманентного «созидательного разрушения», ускоренного до скорости оптических электронных цепей, через которые проходят ее сигналы. А работа этого «духа» осуществляется над всей совокупностью социальных отношений, спроецированной на пространство глобальной компьютерной сети.
Другой вопрос, к каким последствиям для реальных социальных отношений может привести - по крайней мере, в тенденции - эта виртуальная работа [7, с.203-204].
К настоящему времени сложилось мнение, что комфортность технологий информоперирования может иметь и негативные следствия, в частности являться источником кризиса креатива.
«Современное человечество, - отмечает Н.А. Сляднева, - получило беспрецедентные преимущества для многоаспектного, комфортного оперирования информационными ресурсами».
Негативные проблемы возникают в связи с оборотной стороной нового уровня комфортности и доступности процедур информоперирования, позволяющих современному человеку вести поиск, отбор, анализ информации и генерацию на этой основе собственных текстов с минимальным участием естественного интеллекта. В наши дни можно с полной ответственностью говорить о последствиях комфортного информационного сервиса как об одной из потенциально наиболее опасных угроз интеллектуальному развитию человечества.
Речь идет о феномене или синдроме «ретранслятора информации». Суть данного феномена - в вытеснении, замене интеллектуального, творческого потребления информации различными цифровыми технологиями ее поиска, компиляции, фрагментирования, копирования, генерации новых текстов или массивов данных, имеющих все признаки семантической целесообразности, осмысленности. Современный информационный сервис позволяет получать такие информационные продукты практически при минимальном участии естественного интеллекта. Все чаще встречаются ситуации, в которых оперирующий информацией (данными, текстами, смыслами) человек может оставаться интеллектуально в этот процесс неангажированным. Креатив уступает место ретрансляции, классическая дихотомия процессов овладения знанием (продуктивное и репродуктивное познание) превращается в триаду (продуктивное познание, репродуктивное познание и ретрансляция информации).
В результате всего формируется информационно-антропологический тип человека - ретранслятора информации, обладающего минимальными навыками поиска и обработки информации, которых, тем не менее, вполне достаточно для имитации интеллектуальной деятельности, порой на вполне высоком уровне. Все большее число текстов, вводимых в информационное обращение, не содержит подлинного смыслового креатива, не обладает новизной, засоряя тем самым информационное пространство.
Массовость этих явлений может привести к интеллектуальному коллапсу. И это не антиутопия, не очередная спекуляция на «катастрофических» прогнозах. Достаточно отдать себе отчет, какое немыслимое количество людей, особенно молодежи, в каком множестве повседневных ситуаций, щелкая мышкой и перетаскивая в один файл фрагменты готовых текстов, упускает возможность обогащения собственной личности за счет глубокого усвоения этой информации, развития своих способностей за счет приобщения к творчеству, попытки интерпретации исходного знания.
В результате кумулятивного эффекта этих потерь на микроуровне обедняется совокупный креативный контент глобального человечества. В результате автоматизации (в прямом и переносном, метафорическом смыслах этого слова) актов генерации новых текстов ежечасно в мире не совершаются тысячи открытий, сотни тысяч изобретений, не рождаются миллионы новых идей, гипотез и т.п. А это уже вопрос не любви к комфорту и экономии усилий, лени, совести, легитимности данного лжетворчества или бизнеса - это проблема мирового сообщества [3]. Это прежде всего гуманитарная проблема, имеющая отношение к способности человечества различать творчество и хаотичный перебор вариантов, эгоизм и альтруизм, в конце концов, добро и зло, жизнь и смерть.
Выводы из данного исследования. Очевидно, что для предотвращения кризиса социального креатива, массового распространения «антикреативного» информационного поведения необходимы серьезные исследования, а также разработка и внедрение превентивных системных мер в науке, педагогике, в дидактике, в образовании, в формах экспертизы социальных проектов, в способах обработки и использования информационных ресурсов, в информационном законодательстве и т.п.
Не вызывает сомнений, что вышеперечисленные закономерности и новые тенденции в сфере ИР не могут не предполагать кардинальной модернизации видов профессиональной деятельности, призванных в наши дни заниматься ИР. Классические системы учреждений и организаций, группы профессий, предназначенных для создания, тиражирования, распространения, хранения, организации эффективного использования ИР, переживают кризис либо утрачивают прежние доминирующие позиции. Библиотечное дело, книжное дело, система библиографической деятельности, службы НТИ, традиционно бравшие на себя всю полноту ответственности за информационное обеспечение общества, за жизненный цикл ИР, в наши дни все в большей степени уступают позиции провайдерам, генераторам электронных ресурсов, ньюсмейкерам, самоорганизующимся в процессе создания сетевого контента представителям интернет-коммьюнити, аналитическим службам, социотехнологам, специалистам по деловой и конкурентной разведке, веб- технологам и т.п.
Современный социум со всей очевидностью не успевает прогнозировать негативные следствия собственного информационного прогресса. Назрела необходимость всерьез озаботиться состоянием информационной экологии [3]. Отдельной проблемой представляется обучение основам информационной экологии. С возникновением информационного общества связаны и новые экологические проблемы, обусловленные информационным загрязнением окружающей среды. Изучение я решение этих проблем, да и просто информированность о существовании и характере подобных проблем требует формирования особых знаний [1], а следовательно, ставит новые задачи перед системой образования.
Очевидно, что мировое сообщество еще не овладело в полной мере новыми инструментами информационного оперирования, не освоилось с реальностью глобальной информационной системы, не научилось обуздывать своеволие информационных игроков. Необходимо формирование новой культуры - информационной, новой этики - этики виртуальных коммуникаций, новых знаний и умений, обучение новым профессиям и технологиям, формирование современной информационной культуры общества и личности. Именно в этом векторе развития общества и личности можно видеть источник социального оптимизма [3]. И это также чрезвычайно важно учитывать в образовательной деятельности.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Быстрая трансформация информационного пространства требует все более интенсивных и синхронных технологическим инновациям исследований ее социальных и образовательных последствий. Предотвращение разрыва между практикой информатизации и уровнем ее гуманитарного осмысления - насущная задача дальнейших исследований.
Литература
1. Кремень В. Г. К обществу знаний - через совершенствование системы образования [Текст] / В.Г. Кремень // Социально-экономические проблемы информационного общества /Под ред. д.э.н., проф. Л. Г. Мельникова. - Сумы : ИТД «Университетская книга», 2005. - С. 34-48.
2. Социальная информатика [Текст]: учебное пособие / А.В. Рунов. - М. : КНОРУС, 2009.-428 с.
3. Сляднева Н.А. Информационные ресурсы в информационном обществе: онтологический статус и методология. [Электронный ресурс] http://www.aselibrarv.ru/datadocs/doc 912si.pdf. Заголовок с экрана.
4. Хархалис Р. Что такое «цифровая лавина» и как из-под нее выбраться? [Текст]/ Р. Хархалис //Компьютерное обозрение. - 2010. - №9 - С.50-51.
5. Мишко С. IBM Information On Demand 2010: ставка на интеллект [Текст]/ С. Мишко // Компьютерное обозрение. - 2010. - № 40. - 9 ноября. - С. 38-40.
6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. [Текст] / Ж.-Ф. Лиотар; пер с фр. - СПб : АЛЕТЕЙЯ, 1998.-160 с.
Схщноукрагнський нашональний ушверситет iMern Володимира Даля №8 (179), 4.1, 2012
7. Сидорина Т.Ю. Феномен свободы в условиях глобализации [Текст]/ Т.Ю. Сидорина, T.JI. Полянников, В.П. Филатов. - М. : РГУ, 2008. - 410 с.
М.М.Чурсин, М.В.Махортова, 1.А.Омельяненко. Про деяю сощальш та освп-ш наслщки шформатизацн
Розглядаються сощальш та осштж наслщки шформатизацн суспшьства, вдосконалення шформацшних технологш. Вщзначаються негативш аспекти впливу технолог! й на творч1 зд1бносп людей, а також важлив1сть формування 1нформац1йиоУ екологн та шформащйно! культури суспшьства
Ключов! слова: шформатизащя, шформашйш технологи, осв1та. сощалып наслщки, шформацшна еколопя, шформацшна культура
N.Chursin, N.Makhortova, I.Omel'yanenko. Some consequences of social and educational information.
We consider the social and educational consequences of informatization of the society, improvement of information technology. There have been negative aspects of the impact of technology on people's creative abilities, as well as the importance of building the information environment and information society's culture
Key words: information technology, information technology, education, social consequences, information ecology, information culture. Рецензент: д.фил.н., А.И. Атоян, ВНУ им. В. Даля, Луганск
Комментарии (0)