Пытаясь выглядеть умнее, некоторые выставляют сами себя в дурацком свете. Например, говорят заумно или делают лицо еще бесстрастнее, чем у игрока в покер.
Все больше исследований посвящается тому, как у людей формируется первое впечатление об уме собеседника и как этим впечатлением управлять. Сигналы, по которым люди судят о других, просты. Но их не так-то легко продемонстрировать в стрессовой ситуации. Об уме судят по уверенности в себе, четкой и связной речи, внимательной реакции на слова собеседников, доказывают исследования.
Кстати, уберите подальше мобильный телефон: один из важнейших и точнейших признаков интеллекта — глядеть на человека, с которым разговариваешь, уверяет Нора Мерфи, адъюнкт-профессор психологии Loyola Marymount University, за плечами которой уже шесть исследований по теме. В одном из них Мерфи наблюдала, как ведут себя люди в попытке выглядеть умнее, когда сознательно подают сигналы, по которым обычно судят об уме.
В 2007 г. 182 студента дискутировали под видеозапись с партнерами. Некоторые были заранее предупреждены, что нужно выглядеть как можно умнее. Каждый участник прошел тест на IQ.
Затем видеосъемку показывали другим участникам эксперимента и просили навскидку определить IQ спорщиков. Исследователи насчитали 28 разных тактик поведения. Но ряд черт совпал у всех, кто пытался показать себя с лучшей стороны. Они внимательно глядели на собеседника, сидели прямо, не разваливаясь на стуле, сохраняли серьезное выражение лица и пытались избегать ряда жестов. Например, не прикасались ни к своим волосам, ни к лицу. Но только первые два способа улучшали мнение об их IQ.
Зрители присваивали высшие баллы IQ еще и тем участникам, которые выглядели наиболее раскованными и уверенными. Они говорили приятным, выразительным голосом и чутко реагировали на слова собеседника, в том числе жестами и кивками, резюмирует Мерфи. Словом, секрет во внимательности и вовлеченности в беседу.
А вот те, кто стремится создать о себе преувеличенное впечатление, рискуют добиться обратного, отметили исследователи. Зрители куда точнее определяли IQ тех, кого попросили выглядеть как можно умнее, чем тех, кто не получил предварительных инструкций.
В любой организации полно людей, пытающихся выглядеть умнее, чем есть. Один менеджер как-то пытался произвести впечатление на окружающих, каждый день выучивая новый термин и активно им пользуясь с утра до вечера, вспоминает коуч Диана Бухер: «Он решил, например, что сегодня будет использовать термин “убиквитарный”, и три-четыре раза упомянул его во время совещаний». Вместо восхищения менеджер получил насмешки.
Кое-кто считает, что признак ума — говорить много и негромко. «Они прячутся за нагромождением слов, надеясь, что никто не заметит, как слабо они разбираются в теме», — говорит Лиза Д. Паркер, президент фирмы Heads Up Coaching and Consulting.
У Паркер в офисе есть часы. Порой она любит ошеломить таких людей, сообщив, сколько времени они бубнили. Совет у нее один — учиться вовремя останавливаться. Поток слов сторонние наблюдатели всегда интерпретируют как признак ненадежности и низкой самооценки, говорит коуч Джоэл Гарфинл.
Совсем другое дело — выглядеть спокойно и уверенно. Даже люди, которые двигаются быстрее окружающих, производят впечатление менее умных, утверждается в опубликованном в 2007 г. в Journal of Personality and Social Psychology исследовании.
Для некоторых проявление ума становится соревнованием, признает консультант по личному стилю Вильям Арруда: «Во время встречи они верят, что на все у них готов ответ, так что выпаливают первое, что пришло в голову».
Окружающие быстро раскусывают хитрость и считают ее проявлением ненадежности человека.
Быть естественным и отзывчивым (что воспринимается как признак ума) довольно сложно, говорит гендиректор Bates Communications, автор методики по развитию ауры лидера Сюзанна Бейтс. Нужно внимательно слушать, отвечать так, чтобы было понятно, что вы понимаете собеседника, задавать вопросы и не принимать в штыки другие точки зрения… Словом, такое не подделаешь, уверена она.
Но можно научиться такому поведению. После вуза Каролина Сандано стала специалистом по маркетингу юридической фирмы. Ее беспокоило, что коллеги могут не принимать ее всерьез из-за отсутствия юридического образования. Когда начальник спросил совета, покупать ли кое-какое программное обеспечение, Сандано накатала 30-страничный отчет, полный цифр, ученых слов и остроумно построенных фраз. «Я хотела, чтобы все поверили, что я умна», — вспоминает она. Шеф не стал продираться сквозь текст, а попросил сократить его.
Сейчас Каролина — известный на юридическом рынке Нью-Йорка топ-менеджер. Она не стесняется признаваться ни в собственном незнании, ни в неправоте. В разговорах она задает множество уточняющих вопросов и 75% времени внимательно слушает собеседника так, как будто в жизни у нее нет более важных дел.
http://www.vedomosti.ru/career/news/38412461/maskirovka-gluposti?full#cut
Комментарии (0)