В любом коллективе может завестиcь тот, кто способен идти по головам ради своих целей. При этом руководитель может не догадываться, какую змею он пригрел. Есть ли среди ваших сотрудников кто-то, соответствующий этому описанию? Если да, то вот несколько способов борьбы с ними.
Мы все сталкиваемся с ними – и ненавидим их. Офисные задиры. Подлые коллеги. Те, кто явно задирает нас или плетет свою интригу исподтишка. Мы говорим себе, что рано или поздно задира будет поставлен на место. Однако он неожиданно для нас получает продвижение. Он получает назначение на лакомую должность. Как такое может быть? Почему на рабочем месте подлецы оказываются первыми в очереди за признанием? И есть ли какая-то разумная стратегия, как вести себя в офисе с неприятными людьми?
Садоводы часто ищут растения, такие как плющ, которые могут выносить избыток влаги, засуху и другие невыносимые условия. Таким образом, садоводы получают здоровый урожай, даже если другие растения погибают, - пишет Ванесса Эдмондс, президент RIMSolutions, в своем блоге на LinkedIn «Почему руководители принимают сторону офисных подлецов». Проблема в том, что по мере того, как эти выносливые растения размножаются, они закрывают солнце другим, более нежным цветам, таким как фиалки, которые чахнут и погибают.
«Подобно выносливым растениям, офисные подлецы (сплетницы, глупышки, провокаторы, манерные мальчики и другие раздражающие типы) могут заслужить симпатии руководителя благодаря положительному ценному вкладу», - пишет Эдмондс. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Managerial Psychology, отрицательные персонажи в офисе регулярно получают положительные оценки от руководителей и достигают более высоких позиций в карьере. Исследователи пришли к выводу, что они с удовольствием прибегают и даже злоупотребляют своими способностями устанавливать контакт и оборачивать обстоятельства в свою пользу, и вызывают симпатии у тех, кто находится выше на служебной лестнице». Дело не в том, что руководители сознательно продвигают людей с не самой хорошей репутацией среди коллег. Возможно, начальники даже не догадываются об этом. «Если вы руководите людьми и хотите оценить свою лояльность к смутьянам, - пишет она, - ответьте себе на эти вопросы. Если вы отвечаете «да», то смутьяны вам симпатичны».
Вы ненавидите жалобщиков? Офисные жалобщики всегда на виду, они просят вас вмешаться и рассудить конфликт между сотрудниками. Они не хотят или не могут решить проблему самостоятельно, - пишет она. – Задиры, наоборот, не причиняют начальнику никаких неудобств. Они третируют коллег без свидетелей, и их чутье позволяет им сохранять спокойствие и уверенность, и – что важнее всего – они искренне удивляются, когда вы пытаетесь приструнить их, когда на них кто-то жалуется.
Вам нравится лояльность? Как выносливые растения, задиры надежны, когда все остальные покинут вас. Они коварны и знают, что каждый раз, когда их жертвой становится «некомпетентный жалобщик», они расчищают себе место в ряду незаменимых… и они правы. Они всегда на вашей стороне, и обычно не требуют многого взамен. Поэтому вы немедленно вознаграждаете их продвижением или повышением. Возможно, вы слышали, как они отзывались негативно о коллегах, раз или два, но убеждаете себя, что объект это заслужил или что подобное поведение – единичный случай.
И даже если руководитель знает о неблаговидных поступках такого сотрудника, он не перестает иметь с ним дело. «Как садовник выбирает наиболее выносливые растения для лучшего урожая, так и руководители часто принимают удивительные решения оставить задиру в коллективе, несмотря на протесты жертв их злоупотреблений, - объясняет Эдмондс. – В конце концов, задиры лучший показатель жизнеспособности организации, по крайней мере, в краткосрочной перспективе». В долгосрочной перспективе это может быть совсем другая история. «Задиры, в первую очередь, работают на себя, а не на вас. Они манипулируют вами, чтобы пробиться наверх, - пишет Эдмондс. – Если у них появится возможность подсидеть вас, они пойдут и на это. И тогда уже вы станете жертвой их интриг и притеснений. Их невозможно контролировать, как и рост листвы: вы не сможете остановить их, потому что сами же в течение долгого времени были их адвокатом».
«В любом коллективе всегда есть человек, которого ничем не исправишь – ни тренингами, ни состраданием. Его эгоистичные проявления будут вызывать беспокойство, напряжение у всего коллектива, портить рабочую атмосферу, несмотря на попытки руководства воздействовать на него,- пишет Соня МакДональд, управляющий директор и основатель LeadershipHQ. – Если в вашем коллективе есть кто-то, кто соответствует этому описанию, не паникуйте. Есть несколько шагов, которые можно предпринять, чтобы сгладить ситуацию».
1. Подтвердите собственную ценность. Одна из тактик офисных интриганов состоит в том, чтобы продвигаться вперед, дискредитируя работу других. Вы эксперт в своей сфере и знаете ценность своей работы, так что когда кто-то из коллег будет пытаться принизить ваши заслуги, найдите союзников. Оглянитесь вокруг и обратитесь к людям, которым доверяете, заручитесь их поддержкой.
2. Оставляйте коммуникацию открытой. Часто в офисе затеваются разговоры ни о чем, которые отвлекают от работы и порой раздражают, но прекращать общение с такими людьми – плохой ответ. Если обращаются к вам, ответьте кратко и лаконично. Помните, что самовлюбленные люди любят быть в центре внимания, и они выстраивают коммуникации так, чтобы самим выглядеть в лучшем свете. Разговор может быть просто отвлекающим маневром – не попадайтесь в ловушку. Будьте начеку и двигайтесь вперед.
Комментарии (0)