На радиостанции «Говорит Москва» в числе гостей недавно побывала доктор психологических наук Ольга Гулевич. На основе интервью с ней была подготовлена статья о психологических аспектах поведения толпы, об управлении ей, и о массовых движениях протестов в РФ.
– Существует такая область, как «психология масс»? В чем суть ее знаний?
– Да, есть ряд исследований по изучению поведения групп людей, как правило, довольно больших. Они осуществляют одинаковые действия в течение небольшого промежутка времени. Начало изучению было положено еще в 19 веке, во время революций во Франции, когда психолог Гюстав Лебон заинтересовался людьми, массово выходящими на восстание. Для него такое человеческое поведение не имело рационального зерна. Поэтому он стал искать ответ на вопрос – что именно происходит с людьми в этот момент. У Лебона появились последователи, которые описывали в своих теориях поведение толпы. Так появилась новая ветвь в науке – «психология массового поведения».
В данном случае толпа – это люди, собравшиеся в одном месте, движимые одинаковыми интересами, но не имеющие четко обозначенной общей цели. Такая масса людей может сложиться и из случайных прохожих, которые увидели, например, концерт на какой-либо площади города и остановились посмотреть на действо. В других обстоятельствах, толпа может быть и функционирующей, например граждане, которые собрались вместе, чтобы высказать мнение, что их не устраивают действия исполнительной власти в тех или иных вопросах.
Но традиционное изучение поведения толпы в 60-70-х гг. 20 века ушло на второстепенный план, и появилась новая область – «психология коллективного поведения». Это совершенно другая динамика действий. Здесь как раз уместен второй пример толпы – недовольные граждане.
В такой схеме люди объединены общей целью. Они собрались вместе для того, чтобы исправить неудовлетворяющую их ситуацию. Они совершают какие-то действия для достижения результатов. При этом их активность не обязана быть массовой. В борьбе за устранение несправедливости каждый член толпы может заниматься своим делом: кто-то собирает подписи, другой пожертвования, третий агитирует и т.д. Но такие мероприятия могут быть и массовыми, те же акции протестов, митинги и т.д. Такое поведение носит в себе гораздо больше рациональности, нежели описанное Гюставом Лебоном.
– Проще говоря, массовое и коллективное поведения – это совершенно разные понятия?
– Именно. Точнее сказать, коллективное поведение не обязано быть массовым, а массовое поведение не обязано быть коллективным.
– Что именно изучается психологами в данной области? Как и по каким причинам люди собираются? Чем объясняется их поведение?
– Если говорить об изучении толпы по теории Лебона, то ученых интересует, что происходит с людьми в тот момент, когда они оказываются в толпе, каким образом меняется их поведение, эмоциональное состояние.
Два психолога в разное время углубленно изучали эту теорию. У каждого из них были практически противоположные мнения об изменениях в человеке в момент попадания в толпу. Лебон утверждал, что поведение меняется в корне. Человек забывает о моральных и культурных ценностях, не смотрит на себя со стороны, не задумывается о своих действиях и не желает нести за них ответственность. В общем, делает то, что самостоятельно не делал бы в других условиях. Кроме этого, человек легко поддается внушению, перестает рассуждать логически, а лишь подвергается воздействию различных утверждений и, не осмысливая информацию, соглашается с ней. Именно по этой причине есть некоторые уловки, с помощью которых лидеры толпы воздействуют на сознание человека. Речи политиков, общественных деятелей или лидеров движений во время различных акций и пикетов не несут в себе доказательной базы, а лишь утверждения. Люди следуют им и подражают, выкрикивая лозунги, которые не всегда понятны им самим. Это отличный пример того, насколько сильно человеческий разум подвержен воздействию извне. При такой схеме есть еще один существенный факт – человеческое настроение может меняться с очень высокой частотой и скоростью, так как оно передается от одного участника акции другому. Вместе с настроением можно изменить и поведение массы.
Другой ученый, Олпорт, немного позже утверждал, что человек не перестает «чувствовать» себя, что каждая толпа и ее поведение зависит от конкретных людей, попавших в нее.
Это две принципиально разные крайние модели поведения. И именно между ними строятся все схемы поведения толпы, изучаемые современной психологией.
– Какими способами ученым удается изучать массовое поведение? Опираетесь ли вы на повествования людей, побывавших в толпе, анализируете ли речь?
– В самом начале изучения данной области, Лебон и ученые, которые вслед за ним стали глубоко вникать в психологию толпы, ссылались на личные наблюдения, анализировали свидетельства современников. Все выводы напрямую зависели от личного мнения автора о теории. Лебон не приветствовал толпы, отмечал иррациональность подобных действий, соответствующим был и результат. В бытность Олпорта (60-70 гг. 20 века) начались исследования с интервьюированием участников различных массовых мероприятий после окончания акций. В экспериментальных условиях невозможно добиться подлинных результатов исследований и увидеть реальное поведение людей в массе.
– Существуют ли выделенные виды толп и массового поведения?
– Да. Четыре основных вида, при этом каждая толпа может превращаться из одной в другую. О двух из них мы уже говорили – первый, окказиональный вид толпы, когда люди случайно собираются на городской площади, проходя мимо и увидев концерт какой-то группы или исполнителя. Здесь есть общий интерес, эмоции, но нет цели. Такая толпа практически не создает совместных действий, не внушаема и расходится по окончании концерта. Второй вид, который обсуждался – это действующая толпа. Здесь люди выражают общие интересы, их действия направлены на разрешение проблемы, из-за которой они все собрались. Третий вид толпы – конвенциональный. Типичные примеры – футбольный матч или концерт. Здесь толпа собирается по поводам, запланированным заранее. Четвертый вид – экспрессивные толпы. Как пример – карнавал, куда люди пришли, чтобы проявить эмоции. Наибольший интерес у психологов вызывают действующие толпы: панические, стяжательные и агрессивные.
– Существуют ли способы управлять панической толпой?
– Если толпа приобретает действующий характер, то влияние извне крайне затруднительно, что в первую очередь касается панических толп. Здесь нет лидера, за которым люди могут следовать, каждый за себя, отдельно, бежит от опасности, не замечая других. Иногда такими толпами пытаются управлять с помощью армии, но это не относится к психологическому воздействию. Можно пытаться влиять сменой ритма, но это почти невозможно. Здесь необходимо, чтобы в толпе появилось некоторое количество людей, способных управлять собственными эмоциями и обладающих некоторыми знаниями о панике. А по сути, достаточно лишь начать выкрикивать какой-то ритм движения, чтобы толпа подхватила действие.
– Существуют ли исследования по изучению соц.сетей? Ведь по сути это та же толпа.
– В интернете отсутствуют признаки, характеризующие толпу, поэтому психологи не занимаются их изучением. Люди находятся на расстоянии друг от друга, обычно не имеют объединяющих интересов, целей или эмоций. Но общение в социальных сетях может стать началом массового поведения, так как здесь возможна координация действий, обмен информацией, которые могут объединить действия для помощи или сопротивления кому-либо.
– По каким критериям можно распознать коллективное поведение?
– Существует несколько принципов. Один из руководителей международной исследовательской группы по изучению коллективного поведения, Ван Зомерен, фиксирует три основных фактора, по которым можно понять, что речь идет о подобной активности. Первый – гнев в отношении того, кто является источником проблемы. Вторая – убеждение в факте, что подобное коллективное движение поможет устранить проблему. Третья – четкое верование в то, что человек принадлежит к группе, на которой негативно сказывается проблема.
– Каждый из этих трех факторов может действовать по отдельности?
– Вполне. И связь между этими факторами двухсторонняя.
В случае, когда проблемой коллективной толпы является некая общественная несправедливость и неравенство, то каждый из факторов основывается на том, что человек признает существование проблемы. Остальное зависит от того, насколько ярко выражен может быть у данного человека гнев, коллективная производительность и социальное неравенство. Например, возьмем индивида со слабой коллективной идентичностью – ему неважно какое место он занимает в целом в обществе. Но его целью является получение личной выгоды, поэтому он может стать участником коллективной толпы ради собственных целей, которые могут быть достижимы таким образом, пусть он и будет в какой-то степени безнравственным.
Если же человек остро зависим от социальной идентичности, и видит себя как часть некоего общества, то он будет стремиться к тому, чтобы повысить уровень данной группы. Таким образом, возможен вариант, когда данный индивид включит коллективный гнев, а тот в свою очередь запустит эмоции. Здесь человек принимает участие в коллективном движении из-за гнева к тем, кого он считает виновником проблемы и неравенства. Злость может даже перекрывать веру в собственные силы, в эффективность действий, но это не останавливает человека от подключения к толпе.
Что касаемо людей с развитой коллективной производительностью, то они действуют и в отсутствии особой злости.
В случае, когда состоялась коллективная акция, например митинг, коллективу удалось заставить власти что-либо изменить, благополучная акция умножает производительность участников и усиливает идентичность. Это движет людей ко все новым изменениям.
– По какому принципу строится социальная идентичность человека?
– Это глубокая характеристика. Зависимость может возникнуть в детстве, когда человек учится разделять людей по гендерным признакам. В юношестве начинают формироваться определенные идентичности по идеологическим признакам и принадлежности: профессия, религия, политика и т.д. Но при постоянном участии в коллективных толпах может появиться новый тип идентификации, который ранее не имел значения.
– Что меняется, если человек проявляет регулярную активность в коллективных действиях?
– Именно таким образом появляются устойчивые группы, обладающие сильной социальной зависимостью, и их целью являются изменения в социуме. Они так и называются – социальные движения. В России такие группы особенно интересны, потому как их цель – это реальное влияние на ситуацию, активистам важно выражение собственной идеи и позиции, при этом одним из важных требований участников является оставаться положительным героем.
Развитие подобных групп является циклическим. В начале выражаются общие цели, главные лидеры и интересы, объединяющие участников. Далее изыскиваются сторонники, определяется стратегия. В конечном итоге группа развивается, растет и становится частью государства. Конечно, влияние извне здесь неизбежно и группа распадается насильственно либо по причине решения проблемы.
– Существует ли средний срок жизни подобных коллективных движений?
– Определенного срока нет. Все зависит от времени существования проблемы и насколько она актуальна в данный период. Это может быть и пара месяцев и несколько десятков лет. Если существующая проблема крайне важна для общественности, то и движение возникнет максимально быстро и существовать оно будет долго.
– Существуют ли возможности трансформации того или иного общественного движения?
– Любое движение возможно с помощью вовлечения сторонних людей. Здесь связь напрямую зависит от интересов граждан, от актуальности проблемы, от возможности и эффективности группы в достижении цели. Крайне важно наличие выраженного лидера, целей и некоторых достигнутых результатов. Будущее таких групп зависит от общей активности всех ее участников.
– В нашей стране подобная активность обычно принимается гражданами отрицательно. Есть ли этому объяснение?
– Россияне привыкли двигаться по собственному пути. Обычно личная польза и выгода от участия в коллективных движениях настолько мала для них, что большинство не видят смысла в фигурировании, ведь это может негативно сказаться на общем представлении окружающих. Одиночное стремление не имеет эффективности, по их мнению, как и большинство коллективных действий. В России вообще слабо развита социальная идентичность. Нас больше волнуют трудности и проблемы, связанные с участием в акциях подобного рода. Отсюда и гнев, который подпитывается подобными утверждениями, а со временем перевоплощается в агрессию и ненависть. Таким образом, провоцируется коллективная активность, а вслед за ней непоправимые последствия – гражданские войны, бунты, и т.д. И после того, как ситуация налаживается путем стороннего вмешательства и успокаивается – гражданину кажется, что в последствиях виноват он. Здесь возникает мысль, что гораздо удобней ничего не делать. Это замкнутый круг, где люди лично отказываются от собственного влияния на общественную ситуацию и живут от крайности до крайности. В данном случае важно одно – верить в собственные силы, в возможность влияния на происходящее, и желание действовать мирным путем.
Комментарии (0)