Откуда берется чувство юмора. Пять версий

Как это ни смешно, но юмор по-прежнему остается для ученых загадкой. Реакция на шутку представляет собой сложнейший эмоционально-нейрохимический процесс, который до сих пор нельзя однозначно объяснить.

1

Божий дар или мистика

Чтобы понять, откуда берется чувство юмора, необходимо разобраться с его производной – смехом. Именно с этого начинаются все теории, посвященные этой теме.

«Всё очень просто: высшие мозговые функции левого полушария декодируют игру слов и/или забавную визуальную картинку в структурную информацию, которая поступает в «творческое» правое полушарие. - Рассказывает американский невролог Уильям Фрай, - Здесь-то эмоциональная (лимбическая) система осуществляет релизы соответствующих химических веществ, которые резко улучшают настроение, заставляя нас смеяться».

Всё это, конечно, так, соглашаются другие теоретики юмора, но вопрос заключается в том, как лимбическая система распознает, что это – смешно, и насколько смешно.

Раймонд Смуллян, автор знаменитой книги «Планета без смеха», в этой связи сказал, что современные разгадки, почему «это – смешно, а это – нет», являют собой психологические головоломки, которые до сих пор не нашли разумного объяснения. Мол, самые разные ученые, долго и нудно рассуждая на эту тему, в конце концов констатируют, что «юмор – этой божий дар или необъяснимая тайна, связанная с мистикой».

2

Ассоциативное мышление

Ближе всех к разгадке феномена юмора подошли сторонники теории ассоциативного мышления. Они считают, что ироничная подача информации представляют некий протест против отклонения от общественной нормы. «У каждого из нас имеется психологический негатив, накопленный в результате жизненного опыта, - делится знаниями Раймонд Смуллян. - Например, ваша жена устраивает необоснованные истерики на почве ревности. Значит, есть все основания того, что у вас вызовет смех рассказ о другой женщине, которая по этой же причине сделала глупость».

Случилось кораблекрушение. Спасся только один мужчина, которого еле живого выбросило волной на рифы. А там оказалась его жена, которой тоже посчастливилось выбраться

- И где же ты, идиот, был целый вечер? – кричит она, - ведь пароход утонул еще днем!

В результате имеющихся параллелей анекдот покажется невероятно смешным мужчине, женатому на ревнивой жене, но может быть совершенно непонятен холостому человеку. Да и лучше расскажет его тот, который сам оказывался в аналогичной ситуации.

3

Юмор как среда обетования

Иными словами, мы смеемся над тем, что нам понятно из негативного жизненного опыта. Этот опыт используют профессиональные юмористы, подбирая соответствующие темы. Если же их рассказать в другой среде обетования, эффект может быть обратным. Американец Сет Бенедикт Грэм в книге «Культурный анализ русско-советского анекдота», признался, что многие солдатские шутки и смешные истории из жизни военнослужащих Российской Армии ему непонятны. Например, он задается вопросом, почему русские смеются над этим:

- Товарищ прапорщик, а можно телевизор посмотреть?

- Можно, только не включайте.

4

Юмор это настройки

Ученые давно уже определили, что мозг представляет собой биологическую вычислительную машину с огромным объемом памяти. В подсознании также закодирован алгоритм, сопоставляющий полученную информацию с некими эмоциональными настройками: с грустными, нейтральными или смешными. Считается, что они формируются либо из личного опыта, или передаются генетически.

Например, детские шалости вызывают у взрослых улыбки, так как связанны с отцовским и материнским инстинктом. Особенно это смешно, когда реальность совмещается со сказками.

Мама говорит девочке:

— Если ты не будешь есть манную кашу, я позову Змея Горыныча!

— Мам, неужели ты думаешь, что он будет её есть?

Эти же настройки заставляют нас реагировать на ситуацию, высказывая уместную шутку. При этом скорость реакции и остроумие опять-таки связаны с имеющейся мозговой базой данных.

5

Юмор как борьба

Юмор также представляет социальный механизм, с помощью которого выстраиваются отношения между людьми. «Мы часто смеемся над другими членами общества, - пишет Раймонд Смуллян, - хотя с классической точки зрения это зачастую не является шуткой. С помощью такого вербального общения осуществляется самоутверждение в социальной иерархии». Дело в том, что статус того, кто – смешон, понижается. И напротив, тот, кто высмеивает, уверен в своем превосходстве.

Делается это, например, в борьбе за женское внимание. Учитывая то, что смех связан эмоционально-нейрохимически с центрами удовольствия, то юмор стал оружием современных дуэлянтов.

«Я люблю мужчин с чувством юмора, потому, что с ними не скучно», - так или примерно так ответит 99% женщин.

Кроме этого, шутят и затем, чтобы выбиться в лидеры, привлекая к своей персоне внимание. Иронизируют порой просто так – из-за эволюционного закона, согласно которому выживает сильнейший индивидуум. Иначе говоря, смеются над слабыми. В этих случаях предметом злой иронии чаще всего являются физические недостатки и неправильное поведение в обществе другого человека, говорит Раймонд Смуллян.

http://russian7.ru/2014/11/otkuda-beretsya-chuvstvo-yumora-5-versijj/