Концепция частного города

 

 

 

 Американский экономист Пол Ромер в 2009 году предложил идею городов-хартий под управлением корпораций.

В своем выступлении на TED Пол рассказывает про свою концепцию, в которой он фактически предлагает строить с нуля города в развивающихся странах, правительства которых погрязли в и плохих законах, коррупции и бюрократии.

Управление в частном городе окажется в руках большой компании. В нем будут созданы наиболее привлекательные условия для бизнеса и инвесторов, а управляться они станут на основе хартии, то есть договора, списка правил, которые будут наиболее благоприятными политически и экономически.

В идеях Ромера имеются труднореализуемые в нашей стране и кардинальные идеи, в частности, он хочет строить города, которые будут свободными от законодательства страны, в которой они будут находиться. Но это и не очень важно. Мы ведь можем взять только то, что именно нам подходит, верно?

Частных городов по модели Ромера так и не возникло, но имеются и классические частные города под управлением корпораций, вот некоторые из них:

 

 

 

 

Celebration

Город в США, штат Флорида, большинство земель которых принадлежат The Walt Disney Company. Население города составляет 7427 человек (это данные 2010 года).

Идея этого города возникла в голове небезызвестного Уолта Диснея, но она воплотилась в жизнь лишь после его смерти.

В 1995-м году компания Диснея разыграла первые четыреста семьдесят четыре дома в Селебрейшне, около пяти тысяч человек сражались за право быть его частью — частью большой декорации, с поддельным снегом и максимально отрегулированной жизнью.

Город Диснея — это пример частного города, пример работающей бизнес-модели, которая уже оказалась воплощена в жизнь.

 

Лаваса

Лаваса — это город, строящийся на деньги частной компании, расположенный в Западных Гхатах – горах Сахядри на западном побережье Индии. Пока не ясна судьба данного проекта, СМИ предсказывают сумрачное будущее, но это только мнение. Все дело в том, что в Индии настолько маленькие зарплаты, что только немногие могут позволить себе жить в подобном городе. Да и под вопросом качество строительства.

 

Lavasa это детище индийского предпринимателя Аджита Гулабчана — председателя строительной компании Hindustan, которая известна мега-проектами дамб и мостов.

 

Это первый в Индиигород, который строится в соответствии с принципами «нового урбанизма» — концепции города, в соответствии с которой в нем остается довольно много свободного пространства, совмещены жилая застройка и бизнес-зоны, есть разные типы социального жилья и сохранены природные лесопарки.

Инвестиции в проект составляют тридцать миллиардов долларов. Предполагаемое население триста тысяч человек.

Частный город в России?

Что у нас имеется сейчас:

В России все города находятся под управлением чиновников, которым плевать по сути как они выглядят, какая у них имеется инфраструктура и насколько комфортно его жителям жить. Чиновники получают фиксированную оплату, главная их функция «освоить» бюджет. Нет мотивации что-то хорошо делать, ведь если все хорошо, то не выделят в следующем году бюджет.

Плюсы:

— губернатор и мэр теоретически сменяются демократическими выборами.
— имеется бесплатное социальное обеспечение: школы, сады, медицина;

А теперь же посмотрим на частный город с этой стороны.

Он находится под управление мэра, который был назначен советом директоров управляющей компании. Его задачей является увеличивать прибыльность города. Он заинтересован в том, чтобы как можно больше жителей приехало в город. У него имеется мотивация поддерживать нормальную и удобную среду в городе на самом высоком уровне - чтобы город был привлекательным на фоне остальных городов. В подобном городе нет соблазна, к примеру, строить дороги на один год, так как управляющая компания не пожалеет выделять из бюджета каждый год средства на их ремонт.

Тендеры станут проходить не по самой низкой цене как это принято в госсекторе, а разумно - по соотношению цена-качество.

 

Частный город является частной территорией. На такой территории можно строить школы, где обучение будет построено по мировым методикам обучения.

Жители будут защищены перед управляющей компанией договором-хартией, который будет вступать в силу при покупке жилья в городе или при аренде коммерческой или жилой площади.

Данный список можно продолжать.

 

Минусы:

— горожанин станет платить двойные налоги: федеральный налог и налог в бюджет частному городу;
— школы и детские сады станут платными. Но по факту школы в настоящий момент только номинально бесплатные. Очень часто родители вынуждены платить за учебники, за шторы, за ремонт и так далее. Так что это только условный минус;
— в городе будут свои правила и свои штрафы за их нарушения. Но правила — только необходимая мера для того, чтобы город оказался комфортным. Можно привести в пример Сингапур, который очень жестко регламентирован, но это дало ему возможность стать самым динамично-развивающимся городом в Азии.

 

Так что назрела проблема.

Сейчас выглянув в окно, большинство из нас увидят практически одно и то же:
довольно унылую архитектуру;
Дворы, которые плотно заставлены машинами;
Очень плохую транспортную инфраструктуру;
Отвратительные автомобильные дороги и плохие пешеходные дорожки;
Отсутствие хороших современных парков и удобных прогулочных зон;
Множество визуально мусора, например, бесконечных рекламных поверхностей;
и многое, многое другое

И, кажется, государство это совершенно не волнует. Хотя, стоит признать, Москва в настоящее время очень хорошо развивается по многим показателям. Но к Москве я дальше по тексту вернусь.

Я уверен, что городская среда на нас влияет. Может так не казаться, но когда мы сталкиваетесь с ней каждый день, то начинаем посотенно приспосабливаться к плохой среде. А это очень плохо. Мы становимся безразличными. Безразличными к подъездам, ко дворам, к инфраструктуре и ко всей городской среде. Я сам был такой, пока мое первое путешествие в Европу меня не отрезвило. Я увидел, что все может быть иначе.

 

Именно по этой причине идея частного города мне показалась очень перспективной и вот по каким причинам:

 

Во-первых, реалистичность

Все мы понимаем, что государство в такой проект никогда не инвестирует, но при участии частных инвестиций он способен появиться на свет.

 

Во-вторых, необходимость

У городов не имеется конкуренции. Идея о том, что такова наша судьба — жить в плохих условиях основательно укоренилась. Необходим прецедент, который продемонстрирует, что в России можно жить иначе, это обнажит проблему.

 

В-третьих , присутствие ресурсов

— Людские ресурсы. У нас очень много талантливых людей, способных реализовать проект.

— Земельные ресурсы. У России самая большая на Земле территория, у нас имеется пространство для реализации.

— Технологические ресурсы. За последние пятьдесят лет в мире возникло много социальных, строительных и транспортных технологий. Наши города построили задолго до технологической и транспортной революции. Многие не учитывают ни современный городской трафик, ни логичную инфраструктуру, ни потребности в комфортной среде. Все это понимают, но поменять что-то очень сложно в текущих городах.

Цель проекта

 

Проекту я дал условное название «Дизайн-город». Моя цель достаточно амбициозна: Инициировать создание первого в России частного технологичного города (еще такие города принято назвать «умными»). Кто-то спросит: «А кто ты вообще такой чтобы такие цели декларировать?»

Отвечаю: я просто гражданин этой страны, который устал ждать инициативы от кого-то еще. Понимаю, что опыта в градостроительстве у меня нет (и он мало у кого есть). Есть только свой взгляд и свои идеи на этот счет.

 

Все что я буду писать дальше — это мое видение, и оно может быть ошибочным. Город — это среда сотен тысяч (или миллионов) человек и я считаю неразумным, что проект города будет создаваться силами нескольких человек. И именно поэтому я выношу этот проект на всеобщее обозрение, чтобы через диалог с обществом сформировать его.

 

Я создал цель на SmartProgress, где буду публиковать отчеты, а также группу в ВК для обсуждений.

 

Я разделил цель на этапы:

 

Собрать сообщество численностью более 50 тыс. человек.

Собрать команду единомышленников: архитекторы, инженеры, дизайнеры городской среды, предприниматели, менеджеры и т. д… Понадобиться опыт сотен людей.

Выработать принципы работы экономики города: кто в нем будет жить и какая будет работа (создать портрет жителя), как он будет зарабатывать и содержать себя.

Определить технологии, по которым будет построен город: градостроительные, инженерные, экологические и т. д.

Сформулировать хартию города: политические и социальные законы, по которым будут жить горожане.

Создать визуальную концепцию города и его устройство. Архитектура и дизайн городской среды.

Найти инвесторов и партнеров в России и/или заграницей. После формирования проекта, мы будем пробовать продвигать его в среде инвесторов. Это план максимум.

 

Порядок этапов нестрогий. Далее я подробнее раскрою каждый пункт.

 

Сообщество

 

Зачем этому проекту сообщество?

Во-первых, чтобы изучить спрос.

Во-вторых, сообщество поможет сформировать этот проект, сделать его жизнеспособным.

В-третьих, часть сообщества станет первыми жителями города.

 

Команда

 

В сообществе будут появляться лидеры. В такой проект необходимо вовлечь сотни разных специалистов, чтобы он формировался сбалансированным и жизнеспособным.

Выношу на обсуждение общественности первую бета версию проекта. Повторюсь, что все что я пишу ниже это просто мои идеи и их можно и нужно подвергать критике, но важно при этом предлагать свои идеи.

 

Например

Неправильно: Парковки во дворах — это г**но

Правильно: Парковки не для дворов, предлагаю их переносить в подвалы домов, это позволит дворы использовать для детских площадок и активного времяпровождения взрослых.

 

Дизайн-город Ver. 0.1 beta

 

Я очень долго думал о том, каким должен быть город. Ведь мало его построить, необходимо чтобы он заселялся жителями. Именно поэтому необходимо создать хорошо продуманную концепцию.

Первое, что нужно сделать — изучить конкурентов. На основе этого анализа я выдвину свою теорию.

 

Конкурентные регионы

Москва

По опыту проживания в Москве продолжительное время могу сказать, что город сильно перенаселен. Метро в часы пик и праздничные события — это как лосось на нересте. На дорогах постоянные пробки.

Несмотря на это, люди едут сюда, и даже если вы никогда не хотели переезжать в Москву, то я уверен, если ничего не делать, рано или поздно она сама придет к вам:

Чтобы этого избежать, нужно создавать новые зоны притяжения людей, т. е. децентрализовать страну.

 

В сфере IT уже появляются свои кластеры: Иннополис и Сколково. Они специализируются на привлечении и обучении различных IT специалистов. Не будем спорить об их эффективности. Просто имеем их ввиду.

Промышленное градообразующее предприятие тоже не наша история. Это совершенно другие инвестиции и задачи.

Из этого всего родилась концепция туристического города-парка. Его необходимо строить на юге России. В первую очередь из-за того, что именно в таком виде он сможет быстро обрести жизнь.

Смотрим на схему и зоны, выделенные красными тонами. Это зоны с более теплыми зимами. Точное местоположение нужно выбирать.

Дизайн-город можно построить как на абсолютно новой территории, так и на месте какой-либо заброшенной деревни.

 

Концепция города-парка объединяет в себе лучшую европейскую и американскую архитектуру, добавляет современные парковые и развлекательные зоны и приправляется щепоткой русского размаха. На выходе получаем новое место притяжения для всех, кто отправляется отдыхать на черное или каспийское побережье.

 

Для справки: В 2011 году черноморское побережье посетило порядка 11 млн. туристов (не нашел более свежую информацию). Если даже 10% этих туристов заедет в город, то для бизнеса это большое подспорье.

 

Итого получаем

 

1) Город по климату более комфортен, чем Москва или Питер. Это преимущество.

2) Хороший поток туристов. Это подспорье для развития малого и среднего бизнеса в городе: кафе, рестораны, парикмахерские, развлекательные комплексы и т. д. Все это сделает город живым.

3) Город подтянет крупный туристический сектор: гиды, туристические компании, агенты, менеджеры.

4) Параллельно появятся жители из других регионов, которые не привязаны к работе территориально: IT-специалисты, дизайнеры, менеджеры, учителя, сотрудники среднего и низшего звена.

 

Это моя теория и рассуждения. Во всяком случае, я лично не вижу перспектив у города, построенного где-то в тундре.

 

Что из себя представляет Дизайн-город?

Это город, состоящий из сот-кварталов, разделенными дорогами. Зеленые зоны — это крупные парки развлечений и отдыха.

Почему соты?

Этой осенью специалисты из Колумбийского национального университета рассчитали, что именно такой вид оптимален с точки зрения передвижения. По их расчетам даже классические кварталы проигрывают сотам в скорости передвижения на автомобилях.

 

Характеристики:

 

1. Отсутствие спальных районов.

Спальный район — самое большое зло всех российских городов. Именно такая инфраструктура создает огромные пробки из-за того, что вся работа в центре!

 

В Дизайн-городе вся инфраструктура будет вкраплена в жилую застройку: магазины, детские сады, школы, кинотеатры, небольшие поликлиники, почта, государственные учреждения и т. д. Коммерческая недвижимость будет соседствовать с жилой.

 

2. Огромные тематические парки развлечений, отдыха и спорта.

Если вы присмотритесь к схеме выше, вы увидите, что каждый кластер окружен 2 крупными парками. В этих парках будут располагаться спортивные объекты, аттракционы, аквапарки.

 

3. Каждый район будут иметь свой дизайн-код.

Оформление коммерческой недвижимости будут регламентировано. Никаких красных баннеров поперек дороги.

 

4. Пешеход важнее автомобиля.

Город снова должен стать для людей. Поэтому во дворы заехать будет невозможно. Дворы будут местом тихого отдыха и прогулок с детьми. Парковки подземные под домами жильцов.

 

5. Общественный транспорт.

Трамваи по кольцевым и радиальным дорогам. Например, такой, made in Russia:

6. Не высотное строительство

Город не должен быть высоким. Это всегда создает большую транспортную нагрузку. Пусть высотки строят в Японии, у них выхода нет. Они живут на маленьком острове. Или китайцы, у них численность высокая. Мы же обладаем громадными площадями и небольшой численностью. Даже европейцы, имея небольшие площади, не строят высокие города. Историческая часть Питера также отличный пример.