Частный город — это максимально автономный город, в котором управление берет на себя крупная частная компания (управляющая компания). Такой город легитимный и полностью подчиняется федеральным законам РФ, но вводит дополнительные правила, чтобы поддерживать на его территории порядок и высокий уровень комфорта проживания, не свойственный государственным городам. Жители платят абонентскую плату за проживание на его территории. Размер платы (своеобразного налога) зависит от стоимости приобретаемого/арендуемого жилья. Системы правопорядка и судов в городе государственные, но медицина и образование полностью или почти полностью частные и могут быть субсидированы управляющей компанией.

Почему я продвигаю идею частного города?

Мы живем в то время, когда почти все услуги в городе предоставляет бизнес. Каждый день мы ходим в магазины, которые открыл для нас бизнес; потом мы идем в рестораны или кафе, которые построил бизнес; после этого мы идем в кинотеатр или парк аттракционов, созданный бизнесом. Почти везде и всюду нас окружает бизнес. Да и многие из нас, так или иначе, работают на частный бизнес или сами являются им.

 

А что в государственном секторе?

Образование.

Это та основа, которая заложена в нас и будет закладываться в наших детях. Каждый из нас понимает, что в образовании сейчас остаются либо патриоты, либо те, кому просто больше некуда идти работать. Хорошие учителя за те деньги, которые им платят, работать не хотят. Профессия учителя дискредитирована. Это даже власть не скрывает и открыто говорит: «Хотите зарабатывать — идите в бизнес». Добавим к этому высокий уровень бюрократии и волокиты, которые не позволяют внедрять современные системы обучения. И на запрос общества в стране стали появляться частные школы и детские сады. Ну а те, кто могут позволить — отправляют детей в частные школы Англии.

Медицина.

Здесь все то же самое. Но бизнес уже давно на это среагировал. Во многих крупных городах открыты десятки частных медицинские центров и лабораторий. Из государственных больниц врачи уходят туда. И если у человека есть возможность, он всегда идет в частную клинику. Для среднего класса это сейчас вполне доступно.

Ну а если денег нет, то готовьтесь к хамству и отсутствию современного сервиса городской больницы.

Частный бизнес сейчас стал проникать и в другую социальную инфраструктуру: появляются платные дороги, частные управляющие компании в ЖКХ, частный общественный транспорт.

Все это ответ общества на неспособность государства создавать современную инфраструктуру и управлять ее.

И кульминацией этого ответа может стать город во главе частной компании, которая как раз берет роль управления в городе. Ту роль, которую сейчас исполняют неэффективные меры, будет взята в более умелые руки.

Всегда ли бизнес эффективен и рационален?
 

Нет. Бизнес можно разделить на 2 категории:
— тех, кто хочет быстро срубить кеш, не заботясь о качестве
— тех, кто развивает клиентский сервис и совершенствует продукт, попутно зарабатывая деньги

И во главе управляющего частного города должен стоять тот, кто умеет отличать одних от других. Его задача — задавать рамки работы малого и среднего бизнеса. В этом случае город будет развиваться гармонично и эффективно.

 

Правовой статус

Можно ли с текущим законодательством построить частный город в России?

Об этом поговорим с юристом Андреем Строкиным. Примечательно то, что Андрей сейчас участвует в строительстве частного коттеджного поселка под Владивостоком и хорошо знаком с нюансами в этой области.

Интервью

1. Можно ли на территории РФ строить частный город, управление которого будет в руках частной компании?

Строительство частного города на территории Российской Федерации не запрещено, так как прямого запрета в законодательстве страны на данное действие нет.

Есть сложный путь и простой, но первый дает больше преимуществ:

Представители частной компании могут законным способом быть избраны/назначены в органы государственной власти и органы местного самоуправления. После чего смогут принимать законы, утверждать Правила землепользования застройки и осуществлять управление построенным городом. Однако данный способ по понятным причинам трудоемкий.

Простой путь для достижения поставленной цели:

Имея земельный участок в собственности и получив градостроительный план в органах местного самоуправления, разработав для себя генеральный план застройки можно смело приступить к началу строительства. Для строительства объектов на данном земельном участке необходимо получить разрешение на строительство, в случаи, если оно требуется для данного объекта.

Строительство может осуществить единственный застройщик за собственные средства, либо с учетом привлеченных средств (соинвесторов, дольщиков). Так как большая часть территории остается в собственности частной компании (дороги, коммуникации, ограждения и др.) частная компания получает право устанавливать свои правила поведения на территории частного города (размер арендной платы за проезд, проживание, размещение рекламы и др.). С целью не утраты собственного влияния частная компания может сдавать свои объекты капитального и некапитального строительства, а так же земельные участки в аренду с указанием их целевого использования, а так же регистрировать совместные юридические лица с большей долей частной компании в уставном капитале.

Так должны выглядеть современные города

2. Можно ли вводить свои правила (не законы) в таком городе?

Частные компании могут обладать возможностью утверждению определенных правил поведения для проживающих граждан и работающих юридических лиц на территории частного города в силу договорных обязательств.

3. Может ли такой город брать арендную плату за проживание на его территории и включать их в коммунальные платежи?

Возможность взимания частной компанией с граждан и юридических лиц каких-либо платежей, например арендной платы за проезд, проживание, размещение рекламы и др. может быть предусмотрена в принятых нормативно-правовых актах органов власти, либо заключенных с гражданами и юридическими лицами договорами на управление городом.

4. Можно ли в правовом поле регламентировать правила застройки для бизнеса? К примеру, хочет предприниматель поставить автомойку-сарай. Город ему говорит: сарай нельзя, делай современное здание, которое впишется в окружающий архитектурный стиль.

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (ст.32 Градостроительного Кодекса РФ). Поэтому собственник земли вправе сам распоряжаться ей и может нарушать правила города, но не законы муниципального района. Чтобы обладать всеми правами на построенные объекты на территории частного города необходимо либо сдавать землю в аренду, либо быть дольщиком/соинвестором здания.

Вывод

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: частный город на территории РФ строить можно. По понятным причинам такой город должен соблюдать требования действующего законодательства страны, но правила свои он может внедрять. Условно: владелец ресторана может установить запрет на вход с собакой и указывать любые цены в меню, государство на это не влияет, но в то же время он не может не впустить человека в инвалидной коляске, т. к. это противоречит конституции.

Планировка города

Чем принципиально будет отличаться частный город помимо того, что он будет под управлением бизнеса? Предлагаю вашему вниманию мою концепцию и видение. Это не окончательная версия и любой из вас может внести свои идеи.

Дизайн-город

В основе лежит концепция "нового урбанизма", когда ключевые объекты инфраструктуры города располагаются в пешей доступности (10 мин. ходьбы).

В городе не будет центра и не будет спальных районов, застройка смешанная. Это исключит основную причину пробок в городах — маятниковую миграцию. Каждый гексагон (ячейка города) имеет почти все необходимое: жилые районы, коммерческую недвижимость, школу, сады, небольшие парки, спортивные площадки.

Этот город будет в первую очередь ориентирован на пешеходов и велосипедистов, и только затем на автомобилистов. Для тех, кто сейчас задался вопросом «Почему?», советую к прочтению книгу Яна Гейла «Города для людей». Этой темы я буду касаться подробнее в следующих статьях.

Здания в городе спроектированы по принципу кварталов, это позволяет отделить приватную территорию (двор) от общественных самой формой здания. В планировании на основе микрорайонов из-за отсутствия такого разграничения жители ставят заборы, что не добавляет городу удобства и создавая агрессивную среду «свой-чужой».

Планировка города выполнена в виде гексагонов. О том, почему выбрана именно эта форма я писал в первой статье. Вкратце — математическая модель показывает, что такая форма создает меньше пробок, даже по сравнению с классическими кварталами.

Второй плюс — эта форма не позволяет развивать большие скорости в городе из-за частых поворотов, повышая при этом безопасность жителей.

Также такая форма дает косвенное преимущество — с психологической точки зрения улицы с бесконечно уходящей к горизонту дорогой кажутся очень длинными и рутинными, ходить по ним хочется меньше, чем те, где человек видит в конце улицы дома.

Посмотрим на один отдельно взятый гексагон (кластер):

Его диаметр — один километр. Население десять тысяч человек.
Застройка малоэтажная (в среднем 4-5 этажей).
По периметру располагаются:

— офисы и коворкинги
— общепит (кафе, рестораны)
— отели
— развлечения (бары, ночные клубы)
— медицинские центры
— школы

Это сделано не случайно.

Во-первых, ключевая инфраструктура находится вблизи к дорожной сети, поэтому если, к примеру, вы приехали из другой точки города в медицинский центр, нет необходимости идти вглубь гексагона.

Во-вторых, если мы делаем город туристическим, то подобный подход позволит избавить жителей от толп туристов, которые бы заходили вглубь гексагона, а также оградит от шума ночной жизни города (бары и ночные клубы, главные транспортные потоки).

 

Внутри периметра гексагона уже более нужна жителям инфраструктура, которая располагается в основном на первых этажах зданий:

— аптеки

— спортивные площадки

— продуктовые магазины, кулинарии

— мастерские (по пошиву одежды, к примеру)

— тренажерные залы

— парикмахерские, салоны красоты

— скверы

и прочее

 

На трех сторонах гексагона имеются остановки общественного транспорта. Из каждой точки кластера расстояние до ближайшей остановки не будет превышает пятьсот метров.

 

Сквозное движение автотранспорта в гексагоне невозможно, но можно с внешней стороныподъехать к каждому дому. Внутренние дворы будут отданы под детские площадки, под беседки и благоустройство. В них сможет заехать только спецтехника в случае ЧП. Почти все дома оборудованы будут подземными паркингами. Учитывая малоэтажное строительство, подобный подход покроет полностью нужды жителей в парковках.

В центре гексагона расположена одна крупная пешеходная дорога, которая соединяясь с соседней, создает большую пешеходную зону. Это самый важный туристический маршрут, который станет соединять все парковые зоны.

 

Город спроектирован так, что каждый район-гексагон имеет доступ как минимум к одному крупному парку (центральные районы к двум).

 

Если посмотреть на схему города то можно заметить что е имеется четко прослеживаемой и повторяемой многократно схемы расстановки зданий. Это тоже совсем не случайно. Я убежден, что именно таким образом должна выглядеть жилая среда для людей. Именно таким образом формируются старые города и они, как практика показывает, наиболее комфортные. В подобных кварталах очень легко найти необходимый дом, так как форма всех зданий разнообразна, но при этом улицы логично выстроены и не превращены в лабиринт тупиков и несвязных улиц. А если мы создаем город для роботов, то вполне можно сделать таким образом, как в известном многим «Проекте Венера»:

 

То, что очень красиво выглядит, не всегда выглядит хорошо с высоты человеческого роста.

 

ИТ на службе у жителей

Какие технологии мы сможем встроить в город для того, чтобы он был эффективным,  логичным и современным?

Единое городское приложение «Горожанин»

Мое предложение — это снизить максимально бюрократические проволочки при проживании в частном городе при помощи единых городских приложений. Их можно создать на основе технологии блокчейн для того, чтобы обезопасить от подтасовок данные жителей.

Приложение «Горожанин» даст возможность:

— очень быстро переехать из одного кластера в другой;
— оплачивать все виды коммунальных услуги один клик;
— отслеживать траты ТСЖ или Управляющей компании, например, на капитальный ремонт (что было в доме сделано и из каких материалов);
— найти новую работу;
— получать оповещения о разных крупных мероприятиях в городе.

Умный переезд

Я убежден, что первые жители практически не будут покупать квартиры. Ведь формат города совершенно новый. Что будет с ним через год или через пять лет? Поэтому станет развиваться практика аренды коммерческих помещений и жилья. А если не понравится — то всегда можно уехать.

Аренда — это самый гибкий формат проживания в городе. Можно всегда очень быстро поменять локацию и перебраться поближе к работе. Но переезд влечет всегда  множество побочных действий: найти саму квартиру, если имеется ребенок – нужно устроить его в новый детский сад или в школу, перевезти все вещи и переоформить документы.

В приложении «Горожанин» надо просто лишь указать кластер, в который вы хотите переехать и вы встаете в очередь на проживание в данном  кластере автоматически. При этом само приложение учитывает факторы наличия в детском саду или школе места, ближайшие объекты инфраструктуры, вами заданные как важные.

Как только необходимая квартира найдена — мы переоформляем в один клик документы на новое место, и ребенок уже автоматически зачислен в детский сад или школу и вам предлагаются услуги перевозки в нужную квартиру ваших вещей.

ЖКХ с легкостью

Меня все время утомляет необходимость ходить по квартире и фиксировать показания счетчиков. В настоящее время уже имеются счетчики, к которым можно по WiFi подключиться. И почему же тогда их значения не передавать в городское приложение и один раз в месяц лишь нажимать кнопку «Оплатить»? Это очень удобно и очень быстро. Никакой больше нет в почте макулатуры. Для старшего поколения, безусловно, можно оставить и привычный вариант с квитанциями.

Единое городское приложение «Транспорт»

В этом приложении вы можете:
— посмотреть где ваш автобус едет в реальном времени и вывести сразу подсказку успеваете ли вы дойти до остановки и сесть на нужный автобус или вам необходимо ждать следующего;
— увидеть карту транспортной инфраструктуры в городе;
— очень быстро найти для аренды свободный велосипед;
— арендовать машину каршеринга.

Единое городское приложение «Недвижимость»

В данном приложении вы будете всегда в курсе строительства новых объектов в городе. Узнаете стадию готовности и сумеете определиться заранее с переездом в лучшую квартиру. Узнаете, что недалеко от вашего дома через три месяца будет открыт бассейн, а через несколько недель еще маленькая поликлиника.

Это будет возможным, лишь потому что частный город будет в курсе ввода новых объектов на своей территории и именно он станет давать разрешение малому и среднему бизнесу начинать в городе свою работу.

А какие вы в своем городе хотели бы ИТ технологии ?

Сказка специально для скептиков

Если вы дочитали статью до конца и уже собрались писать комментарий такой как, к примеру, «Это полная утопия», «Такого города в России никогда не построят », то притормозите пока.

Я вам расскажу одну очень интересную сказку.

Жил однажды один бизнесмен В.С. У него имелся крупный бизнес на территории России со своим производством и с годовой выручкой двадцать один миллиард рублей в год. И вот как-то он собрался личные деньги вложить в строительство маленького города. Ни много ни мало — девять миллиардов рублей и еще планирует вложить как минимум тринадцать. Вот такая вот у него была мечта, понимаете?

Получается, что это не сказка и реально существует вышеописанный город . Вот вам, господа, и утопия.

Этот проект я делаю на тот случай, когда появится еще подобный  человек или несколько людей. В данном случае у этих людей будет уже  готовая концепция, нашим сообществом созданная и будет уже сформированный спрос на подобный «товар».

Именно спрос рождает предложение, а не наоборот. И данный  спрос на комфортную среду мы с вами формируем. И пока застройщики возводят хлам по технологиям 90-х, а мы его покупаем, то ничего не изменится, можете поверить.