Уже через десять-пятнадцать лет роботизация и активная информатизация серьезно перевернут рынок труда.Через пять лет очевидные перемены окажутся реальностью, а кто-то станет безработным уже завтра.
Вскоре в вузах начнется новая волна поступления, и миллионы выпускников будут вынуждены определиться, чем они всю жизнь будут заниматься. Но уже в настоящий момент ясно, что часть из них никогда не смогут найти работу по специальности и не будут успешными в карьере. Это неизбежность, которую нельзя изменить. Через двадцать-двадцать пять лет мы непременно получим поколение тех, кто никогда не сумеет найти работу. Рейтинги вузов, «популярные» профессии, специальности, бывшие когда-то стабильным «крайним случаем», — все это еще вчера стало неактуальным. Мир меняется намного быстрее, чем вы читаете данный текст, и прямо в настоящий момент многие из нас становятся все менее нужны цифровой экономике будущего.
В начале было любопытство
Исследование Boston Consulting Group, посвященное перспективам развития России до 2025 года, показало, что в большинстве вузов высшее образование потеряло в качестве, хотя и приросло в количестве, то есть распространилось массово (хотя это даже обывателю видно невооруженным глазом). При этом почти 91% работодателей говорят о нехватке у выпускников практических знаний.
Попробуем ответить на вопрос, как подобное вообще возможно. Все дело в том, что в современные вузы поступает уже «бракованный материал» - то есть люди, которые совершенно не умеют учиться, они получают высшее образование ради корочек, чтобы избежать армии, просто из-за того, что так необходимо и так за них решили родители. Эти студенты не заинтересованы в профессии, которую получают, они не понимают, кем хотят работать после получения диплома.
Начинается все с тотального провала в системе дошкольного и школьного образования. Одни из наиболее малооплачиваемых сотрудников в стране — это учителя младшей школы и воспитатели дошкольных учреждений. А именно им мы доверяем будущее наших детей. Все, что они заложат в ребенка, с ним останется навсегда. Все, что они испортят, уже никогда никто не исправит. Это подлинные вершители судеб, и зачастую у них есть возможность оказывать влияние на ребенка даже намного больше родителей, которые порой не могут или не желают углубляться в образование и воспитание.
В свою очередь каждый ребенок имеет «программу» самообучения, заложенную генетикой. Эта программа действует до момента полового созревания, а потом она выключается. Учителя отлично знают, что после того, как «тестостерон пошел в кровь», научить большинство людей чему-либо совсем новому почти невозможно. После условных двенадцати лет продолжают активно развиваться и учиться только те дети, кому еще до школьных лет заложили установки на непрерывное обучение и не успели в младших классах уничтожить их. Подобных людей, к несчастью, меньшинство. Большинство же просто боится задавать окружающему миру и самим себе вопросы и пытаться искать ответына них. «Почемучку» уничтожили в начале в семье: «Перестать задавать свои дурацкие вопросы! Мама устала!». Затем добили в младшей школе: «Вам сказали отступить две клеточки! Значит две клеточки! Потому что! Ты что самый умный? Сейчас пойдешь за родителями!».
В итоге: средняя школа, старшая школа, вуз — это все просто социальная передержка для большинства населения страны. Самые лучше и продуктивные для обучения годы потрачены впустую.
Из таксиста в программисты
Если бы нам в настоящее время потребовалось набрать студентов для шести МФТИ, пяти «Бауманок» и нескольких МИФИ, мы бы просто не нашли достаточного количества абитуриентов. Широкая сеть вузов получает молодых людей, которые не умеют учиться и не имеют элементарных навыков к самостоятельному получению знаний. При этом обучение в высшем учебном заведении устроено изначально по принципу 30/70, где 70% учебного материала остается на самостоятельное изучение.
BCG в уже упомянутом исследовании утверждает, что по достижении двадцати пяти лет большинство полностью перестает учиться, а повышение квалификации носит формальный характер.
Мода на онлайн-образование — это чаще пиар и она не может изменить ситуацию коренным образом. Видеолекции Массачусетского технологического института или Высшей школы экономики не сделают из таксиста программиста, как бы грубо это ни звучало.
За последние 3 года сотрудники Superjob провели более пятисот профориентационных мероприятий в высших учебных заведениях и колледжах, и мы наблюдаем: большинство студентов очень мало знает о своей будущей профессии, не в состоянии назвать даже десяток компаний, где их знания окажутся востребованы. Они не знают, как правильно искать работу после окончания, какую зарплату и за что они смогут получать. У молодых людей имеются совсем оторванные от жизни «хотелки» по поводу будущего места работы и зарплаты. Так что мы имеем архаичную государственную систему образования без ясных целей, понятных тем, кому это особенно важно, — родителям завтрашних специалистов и самим молодым людям.
Спрос на качество образования и кадровый голод
В российском обществе нет моды и спроса на качественное образование. При этом в маленьком Сингапуре, например, практически каждая семья озабочена тем, чтобы ребенок получил самое лучшее образование из возможных. Здесь существует культ образования, и государство это всячески поддерживает. В России же образование катастрофически недофинансировано.
Любопытный факт. В 2018-2020 годах из федерального бюджета на образование планируется выделять 663 млрд, 653 млрд и 668 млрд рублей соответственно. По отношению к объему ВВП доля расходов раздела «Образование» в 2017-2018 годах равняется 0,7%, в 2019-2020 годах — 0,6%. Дальше следим за руками. В наступившем году Минфин при нынешнем порядке цен на нефть планирует получить около двухтрлн рублей дополнительных нефтегазовых доходов, которые будут направлены на финансирование образования в странах, которые ввели санкции против России. Мы будем пополнять наши резервы путем закупок валюты. Наверное, в этом есть глубокий экономический смысл, но этот смысл понятен только очень продвинутым экономистам.
В настоящий момент мы имеем колоссальный кадровый голод, например, в области информационных технологий и огромный пласт людей, занятых в отраслях, которые попадают под процессы автоматизации и роботизации. Кто же будет строить экономику новой цифровой России?
Уже сегодня мы имеем бомбу замедленного действия. В условиях цифровой экономики огромная часть населения страны неконкурентоспособна, и пропасть между высококвалифицированными и остальными будет расти дальше.
Хорошо образованные и постоянно повышающие свой уровень, а следовательно, востребованные специалисты, будут становиться богаче. А тот, кто не востребован сегодня в компаниях-лидерах, завтра сможет надеяться только на государственное пособие. Так, мы приходим к выводу: в будущем оставаться конкурентоспособным, необходимы совершенно новые навыки, которыми не обладают машины. Иметь работу в будущем становится привилегией, право на труд — одним из элитных прав.
Проблема, с которой мы сталкиваемся уже сегодня, не уникальна, это глобальный вызов. Разниться будут только страновые масштабы. Искать решение нужно было еще вчера. Эксперименты по внедрению базового безусловного дохода — это поиск одного из путей, подходящий компактным европейским странам.
Отсрочкой маргинального взрыва в российских условиях могут стать ограничение трудовой миграции, снижение пенсионного возраста, увеличение сроков отпуска по уходу за ребенком. На это необходимы серьезные бюджетные средства. Где их взять? Не знает никто. Ни в России, ни в США, ни в ЕС.
Что можно сделать сейчас?
1. Прописать цели образования, понятные любому первокласснику, без всяких «дорожных карт» на 600 страниц. Сделать качественное образование модным во всех слоях общества, а не только у 5% элиты и сочувствующих.
2. Расстандартизировать школьную программу: перейти к контролю результатов обучения, сосредоточившись на индивидуальных результатах каждого ученика. Благо современные технологии уже это позволяют делать.
3. Ввести в школах и вузах обязательные курсы профориентации, но сделать упор не на конкретную профессию (в этом нет большой пользы), а на поиск своего места в жизни, на установку на постоянное совершенствование и грамотное поведение на рынке труда.
4. Кардинально увеличить финансирование дошкольного образования и младшей школы, в первую очередь в части зарплат воспитателей и учителей. И в соответствии с этим повысить требования к специалистам.
Комментарии (0)