По информации агентства «Интерфакс», за подписью замминистра культуры РФ Владимира Аристархова подготовлен проект «Основ государственной культурной политики». Ключевой принцип новых «основ» — Россия не Европа, а уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к Западу, ни к Востоку.
По мнению разработчиков документа, сохранение единого культурного кода россиян требует отказа от государственной поддержки культурных проектов, навязывающих чуждые обществу нормы. Вот с этого места хотелось бы поподробнее.
Чтобы избежать когнитивного диссонанса, очень хотелось бы знать, подрываю я основы культурного кода своей страны, если хочу для нее:
• Чтобы она обладала таким же мощным военным потенциалом, что и страны северо-атлантического сообщества;
• Таким же передовым экономическим и научно-техническим потенциалом;
• Таким же эффективным государственным и муниципальным менеджментом;
• Таким же комфортом городской среды, высоким качеством жизни среднего класса и уровнем социальной защиты населения в целом;
• Такими же креативными кластерами и т. п.
Какие культурные коды, отличающие нас от европейцев, хочет законсервировать в россиянах заботливый минкульт? Обратимся за ответом к методике билингвального анализа и рассмотрим, как на самом деле мы и западные народы понимают такие важнейшие понятия, как «семья», «воспитание», «государство», «общество», «успех», «забота», «образование» и другие.
Суть эксперимента, проведенного американскими учеными в конце 90-х, заключалась в том, что испытуемым школьникам из США и стран бывшего СССР предлагалось записать пять-семь ассоциаций, связанных с тем или иным общеизвестным термином. С помощью компьютерной программы ассоциации носителей русского и английского языков группировались и сравнивались. Результаты исследования, которое длилось десять лет и охватило тысячи старшеклассников, были изложены в докладе профессора Дэвидсона «Изменилось ли сознание». С разрешения автора я привожу часть данных, которыми он со мной поделился.
Главный вывод: употребляя одинаковые понятия, американские и российские школьники продолжают вкладывать в них далеко не одинаковые смыслы.
Например, слово «забота»: и американцы, и русские одинаково сильно связывают ее с семьей. У наших ребят значимость семьи в этом смысле зашкаливала почти до 35%, намного опережая американцев с их 18%. Но что самое удивительное: ни один американец вообще не подумал о государстве в привязке к понятию «забота» (0% против 30% у россиян). И это при мощнейшей системе социальной защиты самих же американцев на государственном уровне!
Придумывая ассоциации к слову «свобода», американские школьники вспомнили о своей стране (около 18%), законе и гражданских правах (10%). Ассоциирование закона с понятием «свобода» у наших школьников не преодолело и трехпроцентного барьера. Любопытно, но американцы слово «свобода» в два раза реже ассоциировали с демократией, чем наши дети.
Порядок для россиян — это чистота (25%), правительство и армия (18%). Для американцев — прежде всего закон, правила (22%), контроль и дисциплина (11%).
«Власть» у россиян ассоциируется с правительством и политиками (23%), силой (15%), президентом и лидерством (16%). Американцы в понятие «власть» чаще россиян вкладывают такие смыслы, как «деньги» и «успех» (20% у американцев против 8% у россиян), «лидерство» и «президент» (13%). Единодушие русские и американские школьники проявляют в скептическом отрицании роли народа в исполнении властных полномочий: только 3% россиян и 4% американцев вспомнили о народе в привязке к понятию «власть».
В вопросе о «воспитании» и россияне, и американцы дружно голосуют за семью (31% и 36%). А вот школе воспитание доверяют только наши подростки (26% россиян против 5% американцев).
Очень любопытно разделились трактовки слова «конкуренция». 37% россиян связали с этим понятием такие смыслы, как «деньги» и «капитализм». И американцы, и русские сошлись в том, что «конкуренция» — это схватка, борьба. Но при этом 31% американцев (против 1% у наших соотечественников) соотнесли конкуренцию с понятием «личность».
Но, пожалуй, самое главное концептуальное расхождение между российским и американским менталитетом проявляется в подсознательной трактовке понятия «успех». Для американцев это прежде всего богатство и деньги (22%). Для русского школьника успех — это много-много счастья, радости и удовольствий (более 35%).
http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/p13592/
Комментарии (0)