Маркетинговое агентство «Старт Маркетинг» представило результаты исследования гендерных идеалов среди российских мужчин и женщин. Выяснилось, что современные мужчины больше всего ценят в женщине внешнюю привлекательность и хозяйственность, а для представительниц прекрасного пола самыми важными качествами избранника являются твердость характера и способность много зарабатывать.
Опрос проводился в ноябре 2013 года в рамках комплексного исследования «Этико-мировоззренческий профиль россиян». Выборка исследования составила 1192 человека в возрасте 18–40 лет. География исследования включала в себя города Сибирского Федерального Округа. Статистическая погрешность не превышает 2,84%.
Каждому участнику опроса предлагалось выбрать из первоначального списка три качества, которые он считает самыми важными для идеального мужчины или идеальной женщины. Всего в списке присутствовало десять качеств: внешняя привлекательность, способность сексуально удовлетворять партнера, внимательность и чуткость, хозяйственность в доме, умение много зарабатывать, чувство юмора, высокий уровень интеллекта, решительность и твердость характера, добродетельность и любовь к людям, целомудренность и смирение. По результатам опроса был составлен сводный «рейтинг» личностных качеств, которые наиболее востребованы мужчинами в женщинах или женщинами в мужчинах (см. диаграммы ниже).
Гендерные идеалы
Оказалось, что идеальная женщина в первую очередь должна быть внешне привлекательной (об этом сказали 72,4% мужчин), хозяйственной (64,8%), внимательной и чуткой (41,9%), добродетельной, с любовью относящейся к другим людям (28,5%), а также способной сексуально удовлетворить своего партнера (27,8%).
В свою очередь, идеальный мужчина, прежде всего, должен обладать такими качествами, как решительность и твердость характера (на этом сделали акцент 50,5% женщин), умение много зарабатывать (45,3%), внимательность и чуткость (41,5%), чувство юмора (31,8%), внешняя привлекательность (30,6%).
Следует обратить внимание, что ответы мужчин чаще совпадали друг с другом, в результате чего в образе идеальной женщины наметились очень четкие акценты: самое востребованное качество — внешняя привлекательность — получило почти три четверти голосов.
Портрет идеального мужчины, напротив, вышел достаточно «усредненным»: второе по популярности качество получило лишь немного меньше голосов, чем первое, третье — чем второе и так далее. Очевидно, это следствие меняющейся социальной роли мужчины в современном обществе. Он по-прежнему считается главой семьи, но де-факто далеко не всегда им является, как и не является основным источником семейного дохода. Это создает определенную путаницу и в сознании женщин, которые не знают, воспринимать ли им мужчин, как защитников, как спонсоров, как приятелей или просто как сексуальных партнеров.
Самоидентификация мужчин и женщин
В рамках исследования также было определено, какой набор качеств мужчины и женщины считают идеальным для своего собственного пола.
По мнению самих представительниц прекрасного пола, идеальная женщина объединяет в себе хозяйственность (67,7%), внешнюю привлекательность (62,9%), внимательность и чуткость (40,6%), целомудренность и смирение (31,4%), добродетельность и любовь к людям (28,8%). Остальные качества важны в гораздо меньшей степени.
Если сравнить получившийся портрет с образом идеальной женщины, нарисованном в сознании мужчин, то мы получим следующие расхождения. Мужчины больше ценят в женщинах внешность (отклонение 9,5%) и способность сексуально удовлетворять партнера (отклонение 7,2%), чем сами женщины ценят эти качества в себе. Таким образом, мужской идеал женщины, безусловно, можно назвать более «приземленным»
Мужчины же видят идеальный «джентльменский набор» в сочетании таких качеств, как умение много зарабатывать (52,7%), решительность и твердость характера (52,4%), чувство юмора (32,5%), способность сексуально удовлетворить партнершу (30,1%), высокий интеллект (29,5%) и внешняя привлекательность (29,5%).
Если сравнить получившийся портрет с образом идеального мужчины, нарисованном в сознании женщин, то мы также увидим расхождения. Женщины гораздо больше ценят в мужчинах внимательность и чуткость (отклонение 13,4%), тогда как сами мужчины придают этому качеству куда меньшее значение. Таким образом, женский идеал мужчины, безусловно, можно назвать более «сентиментальным». Этот идеал не совсем коррелирует с образом брутального мачо, на который ориентируются многие мужчины.
Основные выводы
1.Конкретный набор качеств, который мужчины и женщины считают идеальным для представителя противоположного пола, постоянно меняется и зависит от реальных социальных ролей, выполняемых мужчинами и женщинами в конкретной исторической ситуации.
2.Особенность современных гендерных отношений в России состоит в том, что патриархальный уклад, характеризующийся доминирующим положением мужчины, сохраняется как видимость, но де-факто значительная доля мужчин не выполняют в обществе прежних социальных ролей («глава семьи», «защитник» и так далее). В связи с этим, по всей вероятности, связано «размывание» идеального образа мужчины в сознании женщин, что хорошо видно на примере данного опроса. Женщины просто не видят четкой социальной роли у окружающих их мужчин, в связи с чем и не могут сформировать четкий идеал внутри себя.
3.Исследование показывает, что отношение современного мужчины к женщине можно охарактеризовать как субъектно-объектное («женщина как объект»). Формируя список идеальных качеств женщины, мужчина уделяет подчеркнутое внимание внешности и сексуальности, тогда как сами женщины, хотя и ценят эти качества в себе, все же в меньшей степени, чем мужчины.
4.Представление современных женщин об идеальных качествах мужчины в целом сходится с идеалами самих мужчин. В обоих случаях акцент делается на решительность, твердость характера и способность зарабатывать деньги. Однако есть и некоторые различия. Мужчины считают, что в довесок к перечисленным качествам должны обладать, прежде всего, чувством юмора. Женщины же полагают, что чувство юмора у мужчины не так важно, как внимательность и чуткость.
http://gtmarket.ru/news/2014/02/26/6607
Комментарии (0)