Почта

Пока «Почта России» занимается развитием собственного банка и открывает новые отделения, почтовые операторы в развитых странах все активнее используют роботов и постепенно уходят в онлайн.
Помните фильм «Почтальон» с Кевином Костнером?  В нем шла речь о том, как  в Соединенные Штаты,разрушенные ядерной войной,с восстановлением почты вернулась жизнь. Ясно,  что всем нужна почта — официальные бумаги, покупки, посылки, подтверждение отправки, без этого никуда. Тем не менее, почтовые институты во всем мире переживают огромные изменения.
Ежегодно объемы пересылки писем и документов сокращаются на 4%. Уже давно пересылка бумажных сообщений свелась бы к минимуму или прекратилась бы, если бы не потребность отправлять с помощью почты официальную документацию. С другой стороны, расцвет электронной коммерции увеличивает потребность в доставке товаров, ежегодный рост этого сегмента в мире находится на уровне 6%. Рост числа посылок неравномерно распределен по миру: в Европе и США он намного больше, что совсем неудивительно, потому что там намного больше людей перешли на покупки онлайн. А темпы роста интернет-торговли в мире просто удивительные — на уровне 16%.
Но, товар мало лишь привезти, его еще необходимо каким-то образом передать клиенту. Все та же пресловутая «последняя миля». Почта это ведь не только доставка, но и временное хранение. На Западе во многих домах работают консьержи, а если человек живет в своем собственном доме, то посылку оставляют перед дверью. Но это удобно не всем — особенно неудобно тем, кто живет в многоквартирных домах, в которых нет консьержа. В данном случае  приходят на помощь почтовые ячейки – точки, куда за маленькую плату можно привезти товар и откуда его легко можно забрать. Они возникли еще 10 лет назад по инициативе логистической компании DHL. С тех пор у нее появилось множество последователей. В малонаселенных районах очень невыгодно открывать много ресторанов, магазинов и почтовых отделений также. К примеру, это уже поняли в Норвегии:здесь массово закрываются почтовые отделения, а пункты по доставке переезжают в магазины. Эта ситуация выгодна всем —и почте, и магазинам. Что интересно — и это парадокс —государственные почты в большинстве стран убыточны, но массово возникают коммерческие структуры, которые оказываются эффективнее.
А что же в России? Россия опять идет своим особым путем — у нас в стране строят «Почта банк» и открывают новые отделения. «Почта России» имеет все шансы, чтобы быстро создать банк федерального масштаба: как минимум из-за огромного числа отделений по всей стране, куда клиенты приходят. К тому же у «Почты России» имеются большие маркетинговые возможности и она способна доставлять в малонаселенных места деньги, туда, где даже ВТБ или Сбербанку открывать отделения нерентабельно.
Так что решение запустить банк было логичным и не должно было потребовать больших затрат. Кроме того, партнером «Почты России» стал ВТБ, который получал благодаря этому проекту доступ к пенсионерам, с которыми до этого преимущественно сотрудничал Сбербанк, и к более массовому клиенту.
В настоящий момент у «Почта банка» имеется 1500 отделений, 128 миллиардов рублей выданных кредитов  (60%-ый рост за кредитного портфеля за год) и 24 миллиарда рублей, собранных у населения депозитов.Это очень неплохо для банка, которому всего 5 лет, из которых он только пару лет активно развивается. Но сколько подобному банку осталось существовать? По всему миру тренд на сокращение отделений банков набирает силу. Глава Сбербанка Герман Греф раскрыл цифры, согласно которым корпоративные клиенты Сбербанка совершают 98% операций в интернете, а у физических лиц данный показатель достиг 50% и продолжает расти. Это означает, что в запасе у «Почта банк» есть еще пять-десять лет на расширение клиентской базы — по крайней мере его перспективы на этом временном горизонте смотрятся неплохо.
Почему это происходит в России, но не работает в Норвегии и прочих странах? Все дело в различных стартовых условиях. Создавать почтовый банк в развитых странах не настолько рентабельно как минимум потому, что рынок интернет-торговли развит сильнее: доля интернет-торговли в Норвегии составляет 12% от всех продаж ритейлеров, в то время как в России всего около 2%. Процент покупателей,которые совершают покупки в интернете хотя бы раз в месяц, в Норвегии составляет 78%, в сравнении с 40% в среднем в мире.
Кроме того, в Норвегии банковский рынок развит сильнее, на него новому игроку труднее выходить, а государство на банковский рынок целенаправленно не стремится. Как и во многих развитых странах, в Норвегии существует множество альтернативных операторов почтовых услуг, что снижает посещаемость почтовых отделений. Наконец, Норвегия — это еще и страна с очень небольшим населением. То, что было бы хорошо где-нибудь в США и России с их многомиллионным населением, может быть нерентабельно в маленькой Норвегии.

ПочтаТак, что идея «Почта банка» прекрасна, если смотреть на нее, как на попытку превратить недостатки в преимущества. Однако само существование почтовой службы по прежнему является крайне затратным, полного контроля над банком у «Почты России» нет (50% минус одна акция). К тому же «Почта России» еще не избавилась до конца от хронических проблем со скоростью доставки, надежностью, легкостью получения (мало добраться до отделения, в нем по прежнему нужно отстоять очередь) и достаточно высокой себестоимостью операций. По этой причине, кстати, у нас не так популярны сервисы подписок, как на Западе. Однако прогресс налицо — пусть «Почта России» и не идеально, но за последние несколько лет она явно стала работать лучше.
Тем не менее, чтобы выживать нужно зарабатывать, и «Почта России» здесь не исключение. Вопрос еще и в том, как она будет выглядеть в будущем. Различные почтовые службы на Западе заявляют, что, если бы люди отказались от доставки товаров к дверям, почта могла бы сократить свои цены на 50%. Однако покупатели хотят другого, в США около трети товаров доставляется до дома или квартиры. Эта цифра будет только расти. Скорость и логистика доставки становятся в борьбе за клиента не столь же важными показателями, как бренд или качество. И на этом быстрорастущем рынке появляется много инноваций. Mercedes-Benz, например, разрабатывает VisionVan — высокотехнологичную систему доставки товаров и посылок.
В процессе доставки нужная посылка будет при помощи роботизированного манипулятора подаваться к окну в кабине водителя. На крыше фургона будут сделаны две посадочные площадки для беспилотников. Они смогут взлетать непосредственно с машины, доставляя заказы массой до 2 кг в радиусе 10 км. Причем система захвата контейнеров дронами также будет полностью автоматизирована. Многие вообще считают, что дроны и роботы полностью решат проблему доставки. Например, для Amazon это главный путь развития. В Amazon уже работает 45 000 роботов, занимающихся сбором и упаковкой грузов на складах. В декабре 2016 года компания начала первые экспериментальные коммерческие доставки в Кембридже. Другое направление – это  робот-курьер на колесах от Starship Technologies, новой компании основателей Skype. Такие роботы-носильщики весьма выносливы: с полной загрузкой в 18 кг они  уже способны преодолевать расстояние до 5 км. Планируется, что расстояние, на котором они смогут развозить товары, в будущем значительно увеличится. Используя смарт-технологии аналогичным тем, которые реализованы в самоуправляемых автомобилях от компании Google, такие роботы отлично ориентируются на местности, избегают столкновений с пешеходами и останавливается на перекрестках на пути к своей цели. Через мобильное приложение заказчики могут отследить местоположение робота и разблокировать багажное отделение для того, чтобы извлечь груз.
Эти технологии уже есть, хотя еще и не стали массовыми. Но, вспомним что первый смартфон появился всего лишь десть лет назад, а теперь они есть у каждого. Так, что все может произойти быстрее, чем кажется.