Имя генерала Валентина Александровича Мошкова, действительного члена Русского Географического общества, координатора Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете, не вошло в современные энциклопедические словари и справочники, хотя он оставил немалое творческое наследие, известное лишь узкому кругу местных краеведов и этнографов.
Назовем наиболее значительные труды Мошкова, изданные в разное время: «Материалы по изучению гагаузского наречия тюркского языка», «Скифы и их соплеменники фракийцы». «Пермяцко-карельские параллели», «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волго-Камского края», «Гагаузы Бендерского уезда», «Этнографические очерки и материалы», «Черемисская секта „Кугу сорта“, „Город Царевококшайск“… Последняя работа, особо известная среди краеведов, — приложение к журналу „Нива“ (январь — апрель 1901 г.), представляет собой этнографический путевой очерк. Возможно, многие читатели знакомы с фрагментами этой работы В. А. Мошкова, опубликованными в 1970 году в книге „Живой камень. Русские писатели о Марийском крае“, а также в NN 14-16 журнала „Ориентир“ за 1991 год. В наше время это, пожалуй, единственные публикации В. А. Мошкова. Особое место в научном наследии Мошкова занимает изданное в 1907-1910 годах в Варшаве двухтомное фундаментальное исследование „Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии, геологии, археологии, антропологии, этнографии, истории и статистики“ (Т. 1. Происхождение человека. Варшава. 1907: Т. 2. Механика вырождений. 1912 год — начало „железного века“. Варшава, 1910).
Это исследование — настоящая книга судеб нашего отечества, ибо в ней Мошков — »Российский Нострадамус" предрек основной ход российской истории до 2062 года…
«Говорят, что порядок в стране зависит от личности монарха, но мы знаем примеры, когда при государях слабоумных в стране был порядок и, наоборот, при талантливых и энергичных — порядка не было». Почему? Попыткой ответить на этот вопрос стали исследования генерала Валентина Мошкова, опубликованные в начале нашего века.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
В своем историческом развитии государство и народы великие и малые совершают «непрерывный ряд оборотов», которые В. Мошков называл «историческими циклами»; продолжительность каждого из них для всех народов без исключения составляет ровно 400 лет. «Получается такое впечатление, — пишет Мошков, — что через каждые 400 лет своей истории народ возвращается к тому же, с чего начал. Цикл — это год истории. Четыре века цикла В. А. Мошков, следуя древнеевропейским, древнегреческим и другим традициям, называет соответственно золотым, серебряным, медным и железным.
Каждый цикл делится на две равные половины — по 200 лет каждая: первая — восходящая (в ней преобладает „прогонизм“ — стремление к „высшему типу“), вторая — нисходящая (»атавистическая"). В первой половине цикла «государство растет и крепнет и ровно в конце 200 года достигает максимума своего благополучия, а потому этот год можно назвать „вершиной подъема“, а во второй половине „оно клонится к упадку, пока не достигнет в конце цикла вершины упадка. Затем начинается первая восходящая половина нового четырехвекового цикла“.
Каждая из половин цикла, состоящая из 200 лет, в свою очередь, делится на два века, отличающихся „своим характером“, а каждый век — на два полувека (50 лет).
Первая половина каждого века означает упадок, а вторая — подъем, за исключением последнего (четвертого) века, представляющего „сплошной упадок“. Словом, по схеме Мошкова, во всем историческом цикле подъемы и упадки не продолжаются более пятидесяти лет.
Границы между циклами, веками и полувеками в большинстве случаев „ознаменованы событиями, характер которых резко отличается от предыдущего направления государственной жизни, что позволяет определять в истории каждого государства даты начала и окончания его цикла“.
Следует иметь в виду, что в подъемах и упадках, по мнению Мошкова, разные слои населения участвуют поразному: „чем выше стоит в государстве какое-нибудь сословие, тем раньше наступает его подъем или упадок… В каждом государстве можно явственно различать правящее меньшинство или интеллигенцию (городское население) и управляемое большинство — крестьянское или сельское сословие, которое опаздывает против первого приблизительно на 115 лет.
… Что касается смены железного века одного цикла золотым веком другого, В. Мошков считает, что упадок не вечен, что он своим окончанием даст начало новому подъему.
АНАТОМИЯ УПАДКА
“Его сущность состоит в постепенном ослаблении всех уз, связывающих между собой членов государства, и в стремлении его разложиться на составные элементы», — считает В. Мошков. С наступлением упадка в государстве все связи ослабевают, начиная с высших. Прежде всего исчезает любовь к правительству, за нею — любовь к родине, потом к своим соплеменникам и, наконец, исчезает даже привязанность к членам своей семьи. Такова философия упадка.
Мошков не останавливается на этом. Он идет дальше. «В порядке постепенности беззаветная любовь к правительству сменяется любовью или привязанностью к личности правителя. Эта последняя уступает свое место полному равнодушию. Далее следует уже ненависть сначала к личному составу правительства, а потом к правительству вообще, соединенная с непреодолимым желанием его уничтожить. Когда упадок бывает очень силен, это чувство достигает своего высшего напряжения, и тогда редкий государь умирает собственной смертью, все равно — хорош ли он или нехорош, виновен в чем-нибудь или нет. Ненависть в этом случае также дело инстинкта, а не разума, как любовь во время подъема».
Далее В. Мошков подробно характеризует поведение правительства, сословно-представительных органов, народных масс в период упадка, в начале которого, как утверждает В. Мошков, «основными средствами борьбы объективно являются съезды и сеймы, дебаты и драки», а в конце его «бунты, революции и бесконечные междоусобные войны, сопровождающиеся разорением страны и избиением ее жителей».
Чувство патриотизма у народа в это время постепенно исчезает. «Сначала широкий патриотизм, соединенный с обширной государственной территорией, сменяется более узким, провинциальным или племенным. Государство стремится поделиться на части, которые с течением упадка становятся все мельче и мельче. В это время измена царит во всех ее видах. Отечество продается и оптом, и в розницу, лишь бы нашлись для него покупатели… Прежние любовь и симпатия между соплеменниками заменяются ненавистью и всеобщей нетерпимостью. Кто может, разбегается тогда во все стороны, а остающиеся занимаются взаимоистреблением, которое принимает форму междоусобий и драк всякого рода, сопровождающихся уничтожением имущества противников, грабежом, насилованием женщин, поджогами. Борьба ведется между городами, селами, разными слоями общества и национальностями, партиями — политическими, династическими или религиозными». Деградируют культура, искусство.
Об этом В. Мошков пишет: «Изучение наук сводится к бессмысленному зазубриванию мудрости прежних времен и к погоне за дипломами, дающими преимущества в борьбе за существование… В литературную область врываются в качестве чего-то нового декадентщина и порнография. Охота к чтению исчезает. Ученики испытывают чувство глубочайшего отвращения к своим учителям, как к инквизиторам — виновникам своего мозгового страдания… У многих погоня за наслаждениями становится единственной целью жизни. Люди делаются падки на всякого рода игры, в особенности азартные, предаются пьянству, употреблению всевозможных наркотиков, кутежу и разврату… Честность у людей исчезает, ложь и обман становятся добродетелями. Имущество ближних возбуждает, кроме зависти, желание отнять его во что бы то ни стало, каким бы то ни было способом. Пускаются в ход вымогательство, шантаж, мошенничество, воровство и, наконец, просто грабеж… Одиночные шайки разбойников обращаются в отряды и армии, которые рыщут по стране в поисках за добычей и никому не дают пощады, ни перед каким преступлением не останавливаются… Офицеры теряют чувство чести, энергию и уважение солдат»… Думаю, что эти извлечения из книги В. Мошкова (а их можно было бы продолжить) с беспощадностью раскрывают анатомию упадка.
В ЧЕМ СОСТОИТ «ПОДЪЕМ»?
Когда упадок достигает своего апогея, появляются первые признаки подъема. В чем состоит подъем?
Вновь цитирую В. А. Мошкова: «Вражда между людьми исчезает и заменяется согласием, любовью, дружбой и уважением. Партии уже не имеют никакого смысла и потому прекращают свое существование. Междоусобия, бунты, восстания и революции отходят в область преданий, так как человек подъема миролюбив и не стремится к власти… Чужое имущество начинает пользоваться таким же уважением, как и его хозяин… Начинают процветать земледелие, скотоводство, промышленность, торговля… В науке народ спешит догнать своих цивилизованных соседей, от которых сильно отставал во время упадка… Человек держится веры своих отцов, видя в ней знамя своей национальности. Злоупотребления власти прекращаются. Чиновники делаются честными. Дети в это время любят и высоко ценят своих родителей. Армия реформируется и приобретает неоценимые качества. Граждане страны связаны между собой общим патриотизмом, безграничной, безотчетной и инстинктивной любовью к общей родине. Правительство связывается с народом искренней, но не рассудочной, не выдуманной, не внушенной кем-либо любовью».
В исторических циклах могут быть и эксцессы «ненормативности». В частности, в медном веке аномалии случаются чаще, чем в других веках.
Знакомство с обширной главой «История России, изложенная по циклам» позволяет схематически изобразить концепцию Мошкова следующим образом:
Первый цикл (812-1212)
Второй цикл (1212-1612)
Третий цикл (1612-2012)
Такова схема русской истории в интерпретации Валентина Мошкова.
Заключительные страницы книги приводятся дословно с тем, чтобы читатель мог сам порассуждать, в чем был прав или не прав Валентин Мошков — «Нострадамус начала нашего века».
Обладал ли и в какой мере провидческим даром Мошков, взявший на себя труд предсказывать события нашего бурного и смутного XX века в преддверии нового тысячелетия?
ЧТО ВЕК ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ
Последний раздел книги Мошкова назван так: «Наступающий железный век. Упадок (1912-2012)». Предоставим вновь слово самому автору:
«Через два года, то есть в 1912 году, мы вступаем в железный век, а наше простонародье будет доживать свой серебряный век до 1927 года. В чем выразится такая перемена… Читателям остается только наблюдать действительность и сверять с нею данные истории.
Для ближайшего к нам времени можно с большой вероятностью предсказать: постоянное вздорожание всех предметов первой необходимости и в особенности съестных припасов, которое будет усиливаться с каждым годом. В результате его последует расстройство финансовой системы и задолженность всех слоев общества, а особенно городских жителей и интеллигенции. Промышленные и торговые учреждения будут банкротиться один за другим и прекращать свою деятельность или переходить в руки иностранцев. В результате таких явлений начнутся голодовки, особенно среди беднейших классов городского населения. Несмотря на помощь со стороны правительства и частную благотворительность, множество народа будет умирать от голода и от тех эпидемий, которые обычно сопровождают голод. Голодная чернь, доведенная до отчаяния не правительством, как у нас теперь думают, и не кем-либо из людей, а роковым процессом вырождения, будет искать мнимых виновников своего несчастия и найдет их в правительственных органах, в состоятельных классах населения и в евреях в западном крае. Начнутся бунты, избиения состоятельных и власть имущих людей и еврейские погромы. Провинции, населенные инородцами, воспользуются этими замешательствами и будут поднимать то здесь, то там знамя восстания, но все эти попытки нарушить целостность государства успеха иметь не будут раньше 1927 года, то есть пока не придет к концу подъем простонародья.
Внешние враги также будут пользоваться нашими внутренними замешательствами и попытаются отобрать от нас часть территории. Может быть, они иногда и будут иметь удачу, но потери наши опять-таки до 1927 года будут незначительны. В войнах наших будут чередоваться победы с поражениями, и результаты их будут нерешительны.
Во всем остальном мы с каждым годом будем склоняться все более и более к упадку, и ничто не остановит этого могучего естественного процесса, невыразимо тяжкого и убийственного для нас и нашего ближайшего поколения. Мы будем продолжать наше падение умственное, нравственное и физическое и беспощадно всеми мерами разрушать наше государство и истреблять друг друга. Во всем этом до 1927 года пальма первенства будет принадлежать интеллигенции и городским классам населения.
Все практикуемые в настоящее время попытки остановить или задержать усиливающийся мрак, невежество, преступность, пьянство, самоубийства, разврат, нищету и прочие естественные признаки упадка будут так же жалки и безуспешны, как попытки африканских дикарей стрельбой из ружей, битьем в заслонки и всяким шумом остановить затмение луны.
В своих неудачах мы будем обвинять друг друга, избивать воображаемых противников прогресса и тем бессознательно исполнять закон природы, требующий беспощадного взаимоистребления.
Но все наши беды будут только постепенным переходом от теперешнего сравнительного благополучия (не забудем, это писалось в 1910 г. — А.Г.) к тем ужасам, которые наступят с 1927 года, когда с вырождением простонародья придет в полную негодность фундамент нашего теперешнего спокойствия, наша армия. На войне она со своим усовершенствованным оружием в руках будет позорно бежать при появлении неприятеля, а в мирное время бунтоваться, требовать себе разных льгот и грабить мирное население.
Самое тяжелое время для нашего государства будет от 1927 до 1977 года (первая половина Медного века у простонародья). В это полустолетие надо ожидать всеобщую нищету, отделение завоеванных провинций, эпидемии, уносящие десятки и сотни жертв, уменьшение населения, революции и междоусобные войны; возможно даже разделение государства на мелкие части. Среди этого непрерывного упадка будут две коротенькие передышки в виде слабых подъемов около 1936 года (26-й год периода) и около 1952 года (40-й год периода).
После 1977 года последует облегчение в финансовом отношении, так как наступит вторая хорошая половина Медного века у простонародья. Денег у правительства и у правящего класса будет много, и тогда-то их охватит настоящий ураган безумной роскоши и мотовства.
Между 2000 годом и 2012-м надо ожидать периода полной анархии, соответственного блаженной памяти „смутному времени“, которым и закончится исторический цикл.
Так как вслед за тем наступит Золотой век и его худшая половина, то настоящего подъема при нормальном течении общественной болезни не будет до 2062 года. Но если болезнь примет ненормальное течение, то подъем будет в течение около 15 лет после 1977 года, то есть в 1992 году. Но не дай бог такого несвоевременного подъема, потому что он предвещал бы нам почти сплошной упадок в течение всего последующего цикла, и, следовательно, России угрожала бы судьба древней Римской империи. (Прямой камень в наш огород. — А.Г.)
"Участь, которая предстоит русскому народу в ближайшем будущем, конечно, печальна и при наших современных знаниях совершенно неустранима, а потому лучше бы было совершенно не знать ее. Но, к счастью, вместе с законами исторических циклов для нас открылась истинная причина вырождения и безошибочное средство к его устранению. В наших руках есть верное средство, уже испытанное и указываемое нам самою природою, обратить Железный век в Золотой. Но об этом мы поговорим в отдельной книге, которая последует вскоре за настоящей", — завершает книгу Мошков.
К сожалению, обещанной книги читатели не увидели…
Комментарии (0)