Команда биологов, которые работают в Институте эволюционной антропологии им.Макса Планка, Мадридском университете Complutense и Университете Дюка выяснила в специальном исследовании, что дети 2, 5 лет социальные задачи решают лучше обезьян, но наши ближайшие биологические родственники, орангутанги и шимпанзе, в решении физических задач, нисколько не уступают детенышам людей. Исследование в очередной раз доказало, что гипотеза культурного интеллекта основывается на усложнении социальной иерархии.
Интеллектуальные способности в ходе эволюции у наших предков развивались неравномерно, сначала стали более сложными социальные связи, затем все прочие, развилась способность к абстрактному мышлению, эта способность и ставит нас на ступень выше над животными.
Человек не является единственным в мире существом, которое строит свои социальные отношения согласно ранжированию. Социальная иерархия присутствует у всех развитых млекопитающих, сообщили ученые биологического факультета МГУ. Именно социальная иерархия помогает группе справляться с поставленной задачей, например, коллективная охота, оборона от нападения. Если бы этого свойства не существовало, то выживаемость особей в группе была бы минимальной. Человек, в данном случае, ультрасоциальное существо. Дети, которые еще не способны разговаривать, взаимодействуют между собой намного интенсивнее, чем представители взрослых обезьян.
Эксперименты ставились на трех видах приматов, в исследовании принимали участие 106 шимпанзе от 3 до 21 года, 32 орангутанга от 3 до 10 лет и 105 детей от 2 до 2,5 лет. Исследование было разбито на две части, в него входили и социальные и физические задачи. Задачи: пространственное ориентирование (способность найти пищу), операции с количеством (необходимо было выбрать несколько видов пищи из большого количества), задачи на орудийное мышление и причинно-следственные задачи. Социальные задачи складывались из коммуникационных (влияние на соплеменников), обучающие задачи (показать пример) и понимание мотивации другого участника (способность предвидеть поступки).
Результаты стали чрезвычайно показательными. С физическими задачами все три группы справились примерно одинаково с показателем 70%, а вот с социальными задачами дети справились намного лучше, чем обезьяны. Учены считают, что хорошие результаты, которые показали дети связаны с гипотезой культурного интеллекта, который стал продуктом общения между представителями популяции.
Обезьяныспособны только создавать отношения подчинения, а люди могут распределять обязанности, согласно предрасположенности особи. Такой подход мог удовлетворить в прошлом потребности популяции, кто-то охотился, кто-то разделывал пищу.
"Человек разумный значительно отличался и от своих предков, например, от человека прямоходящего, который жил примерно 2 миллиона лет назад. Хоть мозг у прямоходящего человека развивался очень быстро, отношения в популяции далеко не уходили от высших обезьян. Кроманьонцы уничтожили неандертальцев благодаря хорошо развитым навыкам коммуникации, хоть и мозг неандертальца был более развит. Однако, социальные связи в популяциях неандертальцев страдали, они не могли оказать организованно и продуманное сопротивление кроманьонцам", - говорит Егор Байнов, антрополог и этнолог.
Мы и сейчас знаем, что побеждает та команда, которая действует в согласии.
Комментарии (0)