Город Иньчуань стал практически настоящим Smart City. Вместо привычных для нас супермаркетов и магазинов вас встретят автоматические хранилища продуктов. А проезд здесь оплачивают в общественном транспорте, показывая свое лицо В окрупный по китайским меркам Иньчуань можно без преувеличения назвать воплощением идеи Smart City. Корреспондент CNN Дейзи Каррингтон, побывав в этом «самом умном городе» Китая, исследовала, почему именно в Иньчуань стали внедрять самые смелые технологические решения.
Как и многие люди, до своего приезда в этот город я даже не подозревала о существовании такого места как Иньчуань. Но сопровождающие меня китайские чиновники с большим удовольствием демонстрируют мне столицу провинции Нинся, которая расположена на севере Китая. Этот город по праву называют техническим чудом.
Стоит честно признаться, что город полностью оправдывает это свое название. Иньчуань во многом определенно служит образцом Smart City.
Принимается оплата лицом
В Инчуане вашей банковской картой выступает ваше собственное лицо. Во всех городских автобусах стоит система, которая распознает лица. Так что оплата происходит уже в то мгновение, когда пассажир заходит в салон. транспорта. Таким образом, это очень удобно, потому что пассажиры во время посадки не задерживаются, чтобы рассчитаться с водителем и не ищут в карманах мелочь, загораживая проход другим людям.
Стоящие на улицах города мусорные контейнеры работают от солнечных батарей. Внутри мусорных ящиков находится пресс, увеличивающий эффективный объем контейнера до пяти раз. Когда бак оказывается заполнен, коммунальная служба получает сигнал о том, что можно вывозить мусор.
Постепенно продуктовые магазины в Иньчуане уходят в прошлое. Покупки здесь привыкли совершать через мобильное приложение. Но, в отличие от привычных нам онлайн-магазинов, не обязательно ждать курьерской доставки. Вы оплачиваете покупку и можете забрать ее в одном из автоматических хранилищ для продуктов. Хранилище выглядит как большой холодильник, открывающийся и выдающий покупки пин-коду, который выбирает покупатель.
Вас приветствует голограмма
Первые голографические приемные появились в здании городской администрации. Две улыбающиеся девушки приветствуют всех посетителей мэрии.
На стенах холла мэрии напечатаны QR-коды. Посетитель, просканировав их, получает ответы на самые часто задаваемые вопросы. Теперь заявителям не надо стоять в очередях к чиновникам, когда им надо спросить что-то.
Кроме того, горожане могут решить в мэрии сразу все вопросы, которые связаны с документами – например, получить разрешение на открытие бизнеса или сменить паспорт. И большинство процедур, которые прежде требовали напрямую общения с чиновником, теперь полностью успешно переведены в онлайн-режим.
Такая же ситуации и в здравоохранении. На сайте Haodaifu Online у горожан есть возможность пообщаться с лечащим врачом и получить назначение и рецепт на лекарство. Такой способ медицинского обслуживания радикально уменьшил очереди в местных поликлиниках.
Smart China
Иньчуань – один из двухсот пилотных городов Китая, где внедряются стандарты Smart City. Правительство КНР планирует к 2050 году переселить в города примерно 250 миллионов сельских жителей. Так что города должны быть готовы к столь массовому наплыву новых жителей.
Чтобы закрепить за собой статус главного «умного города» страны, Иньчуань уже второй год проводит международную конференцию «Smart City в фокусе» (Smart City In Focus). В этом году в ней приняли участие порядка тысячи делегатов из 66 стран.
Карл Пива, вице-президент стратегических программ TM Forum (организатор конференции) рассказывает: «В Китае есть такая особенность: здесь принято вместе с проектом сразу разрабатывать способы его внедрения. На Западе у нас это не так сильно развито. Мы не всегда думаем о том, где и как можно внедрить каждую новую технологию».
Почему Иньчуань?
На первый взгляд, Иньчуань – не самый очевидный претендент звание первого «умного города» в стране. Население в 1,5 миллиона человек – ничто по китайским меркам. В Пекине насчитывается тринадцать миллионов жителей, в Шанхае – двадцать четыре миллиона. Так что не разумнее ли внедрять smart-технологии в более развитых городах, жители которых, казалось бы, готовы к использованию всех этих технологий? Но оказывается, нет.
Карл Пива говорит: «Проблема в том, что Пекин и Шанхай уже слишком крупные и устоявшиеся территории. А небольшие города вроде Иньчуаня – более гибкие и с большей готовностью принимают нововведения. Кроме того, правительству нужно каким-то привлекать в малые города людей, которые иначе переедут в тот же Шанхай или Пекин».
Об амбициях Иньчуаня говорят десятки блестящих – и пустых – небоскребов вдоль улиц города. Как рассчитывают местные власти, в этих зданиях будут жить и работать новые горожане.
Игорь Кальсада, преподаватель Оксфордского университета: «Местные власти думают, что они смогут сначала организовать всю технологию и инфраструктуру, а потом заселить город. Но они ошибаются. Город нельзя построить на пустом месте. Нельзя поставить здания и заселить в них людей».
Господин Кальсада со скепсисом относится к планам китайских властей по превращению провинциального Иньчуаня в цветущий Smart City.
Данные: во благо или во зло?
Потенциальный успех Иньчуаня как «умного города» во многом зависит от сбора и использования данных. В первую очередь, данных о жителях города.
Возьмем, к примеру, систему здравоохранения. Президент компании TM Forum Питер Сейни говорит о возможном развертывании системы сенсоров, которые следят за состоянием здоровья больных диабетом. Эти датчики измеряют уровень инсулина пациентов и извещают об этом лечащего врача.
Кроме того, в общественных местах можно поставить детекторы движения, которые будут определять, когда человек теряет сознание и падает на землю. Такие датчики смогут автоматически вызвать «скорую помощь» на место происшествия.
Пока таких систем нет даже в Иньчуани, но город готов к их внедрению.
Питер Сейни: «Это оправдано с экономической точки зрения. Население страны стареет и, соответственно, болеет чаще. Огромные деньги тратятся на систему здравоохранения. А новые технологии помогут нам сэкономить».
Однако, с другой стороны, вызывает опасение то, как могут быть использованы все эти данные о жителях города – во благо или во вред. При существующих в Китае проблемах с правами человека не исключено, что собираемые персональные данные будут служить не только для улучшения городской среды, но и для улучшения управляемости граждан. Проще говоря, для слежки за ними.
Комментарии (0)