НИКОЛАЙ СТАРИКОВ
писатель, публицист
Силы, чтобы у края черты остаться Человеком, не предать дом, друзей, веру, Отечество, не просто даются откуда-то свыше. Они формируются и воспитываются – родителями, обществом.
Предательство, к сожалению, – одна из черт человеческой натуры. Было оно и в древние времена, и в средние века. Есть, увы, и сегодня – и, как ни печально, будет и завтра.
Предателями движет целый клубок пороков. Это и корысть, и зашкаливающие амбиции, и низменные инстинкты как проявление человеческих слабостей. Но не так давно важным мотивом работы на другое государство были идеологические предпочтения. Достаточно вспомнить офицеров британской разведки, входивших в элиту империи, – так называемую «кембриджскую пятёрку». Её участники помогали нашей стране, нанося значимый ущерб интересам НАТО, уж точно не за деньги и не будучи шантажируемы, а испытывая искреннюю симпатию к Советскому Союзу, где строили, в их понимании, более справедливое общество.
М. Горбачёв.
Понятно отношение нашего народа к Горбачёву как к предателю. Единственное – мы пока не знаем, по каким мотивам он совершил то, что совершил. Но что действовал, исходя из чужих интересов и чётко поставленной цели разрушить наше Отечество, сомнений не вызывает. Возможно, была дополнительная мотивация. Слухов циркулирует много, повторять их не хочется, но в этой мозаике недостаёт какого-то важного фрагмента, чтобы картинка стала абсолютно понятной.
Нередко на предательство шли, не выдерживая физического воздействия. К примеру, военнопленные в фашистских концлагерях, чтобы выжить, выбирали службу врагу. Но многие, получив задание новых «хозяев», находили в себе мужество добровольно сдаться родной стране, прекрасно понимая, что их ожидает суровая кара. Однако были и такие, что под воздействием животного страха становились верными гитлеровскими псами. В любом случае физические страдания и даже угрозу жизни нельзя считать оправданием предательства.
Мы знаем много святых великомучеников, которые не отреклись от своей веры и приняли смерть. Недавний случай: 19-летнего русского солдата Евгения Родионова в «первую чеченскую» захватили в плен, пытали, предлагали принять ислам взамен на освобождение… Евгений не отрёкся ни от Родины, ни от православной веры – и после изуверских истязаний был казнён.
История нашего государства особенно богата героями, которые предпочли честь – бесчестью, доброе имя и славу – предательству.
Яркие примеры дала Великая Отечественная война. С одной стороны – Власов, что оказавшись в плену, перешёл на сторону Гитлера, создал так называемую Русскую освободительную армию (РОА), став неким фашистским знаменем, позволив использовать себя в пропагандистских целях. С другой стороны – Карбышев, который провёл всю войну в концлагерях, категорически отказавшись сотрудничать с врагом, и был зверски замучен. Две судьбы, два поступка – и два диаметрально противоположных следа в народной памяти.
Думаю, в роковую минуту выбор зависит от некоего морального стержня внутри каждого человека. Есть личности, про которых говорили: «Гвозди бы делать из этих людей», – а есть предатели.
История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но не окажись генерал Власов в плену, – возможно, до конца войны бил бы немцев и прослыл неплохим военачальником. Но как только он попал в сложную ситуацию – проступила вся гниль его натуры. Потому что на самом деле он должен был отстреливаться, оставив последний патрон для себя. Это максимальное требование, которое мы можем к нему предъявить. По крайней мере, в концлагере Власову надлежало держаться, как генералу Карбышеву, – отвергать все предложения врага, делить тяготы лагеря смерти с другими узниками.
В любом обществе, всегда отношение к изменникам – негативное, пренебрежительное. Предателя не воспринимают даже те, на чью сторону он перебежал.
Генерал Д. М. Карбышев.
Как понять, на что способен каждый из нас, оказавшись перед Выбором?
В советское время, когда на уроках истории рассказывали о подвигах пионеров-героев, было легко встать и сказать: «Я тоже, не задумываясь ни минуты, отдам жизнь за Родину». А ведь очень многие из наших парней, выросших уже после Великой Отечественной, но воспитанные на её примерах, остались верны этой мальчишеской клятве, Воинской Присяге и Родине, когда попали в Афганистан. «Власовцев» там были единицы, а повторивших подвиги Героев – тысячи.
Не дай Бог оказаться перед дилеммой, когда за какое-либо решение придётся расплачиваться собственной жизнью. Порой человек сам себя узнаёт именно в эту роковую минуту. И люди, от которых никто – даже они сами – не ожидает героического поведения, идут на подвиг.
Вряд ли в ближайшее время будет расшифрован «ген предательства». Силы, чтобы у края черты остаться Человеком, не предать дом, друзей, веру, Отечество, не просто даются откуда-то свыше. Они формируются и воспитываются – родителями, обществом. В каждом из нас есть хорошее и плохое. Задача воспитания, всего информационного пространства, которое создаётся в государстве, – максимально развивать доброе и позитивное, и насколько возможно, нивелировать отрицательное и порочное, что содержится в человеческой натуре.
Между тем, едва ли не самая большая беда современного информационного пространства – его подчинённость финансово ориентированной экономике, вследствие чего оно постоянно апеллирует к низменным инстинктам, и наоборот, высмеивает высокие душевные порывы. То есть действует в направлении, обратном требуемому. Речь не только об информационном пространстве России: в данном случае, мы, увы, вторичны по отношению к западному.
Либеральная пропаганда культивирует низменное и старается приглушить всё хорошее и светлое, что есть в личности. Потому что западная модель общества направлена в противоположную от человеческого прогресса сторону. «Потребляй, будь эгоистом, не думай ни о ком, кроме себя, жизнь одна, Бога нет», – постулаты, вбиваемые в головы пользователей медиапространства. Норма прибыли имеет большее значение, нежели честь и порядочность.
Но это полностью противоречит нашей традиции и ментальности. Потому что в православном понимании мы все служим Богу – в отличие от католиков и протестантов, которые заключают с ним некий договор, пожертвовав определённые средства.
В православной традиции никогда не было индульгенций. Даже невозможно себе представить, чтобы за деньги получить отпущение грехов.
Любой народ, как и государство, могут развиваться, когда каждый способен пожертвовать собой ради общественного блага. И наоборот: если общество распадается на жадных индивидуумов, ничего хорошего не происходит и быть не может.
Яркий пример – Древний Рим. Он процветал, осваивал новые территории на доблести своих сынов, готовых отдать жизнь за родной дом. Вспомним легенду: в Риме произошло землетрясение, в центре города образовалась некая расселина. Мудрецы взялись объяснить, к чему бы это. Один из оракулов предположил, что в пропасть надо бросить то, что считается самым ценным в Риме, и тогда она закроется. Долго думали – что именно, но не могли прийти к определённому решению. А молодой человек по имени Курций, проезжавший мимо верхом, услышав спор, сказал: «Самое ценное, что есть в Риме, – доблесть его сынов». И прямо на коне прыгнул в расселину, которая над ним сомкнулась, после чего получила название Курциева колодца.
На этом примере из античности можно и нужно воспитывать современную молодёжь. Или на подвиге Гая Муция, который пробрался в лагерь осаждавшего Рим Ларса Порсены, чтобы его убить. Но поскольку тот одевался не так пышно, как свита, жертвой смельчака пал царский писарь. Римлянина схватили, подвели к Порсене, который начал грозить юноше всяческими карами, на что Муций сказал: никогда вам не захватить Рим! После чего положил свою правую руку на огонь алтаря и стоял совершенно спокойно, пока рука не обуглилась. Поражённый царь приказал отпустить героя и снял осаду, понимая, что победа над такими людьми, как Муций, будет очень дорого стоить. А римлянин, лишившийся правой руки, вошёл в историю под именем Сцеволы, что на латыни означает «левша».
А. Власов и солдаты так называемой РОА.
Намеренно привожу примеры из древности, а не из новой и современной истории России с замечательными подвигами её сыновей и дочерей. Героизм и его оборотная сторона – предательство, неизменно сопровождают человечество во все эпохи. В данном случае легенды Древнего Рима особенно поучительны. Достаточно вспомнить, что произошло с этой процветающей страной лет через 500–600 после того, как там жили Курций и Муций Сцевола. Образовалось общество жадных эгоистов, которые предавались всевозможным порокам, отказывались служить в армии, куда вынужденно набирались варвары. В результате те уничтожили саму Римскую империю.
Сегодняшний западный мир идёт ровно по той же дорожке. Поэтому, беря на вооружение всевозможные технические ноу-хау, в идеологическом и духовном плане от него следует максимально дистанцироваться. И даже не пытаться перенимать и переносить на нашу землю модные «забавы», которые на самом деле являются пересказом на новый лад всего того разврата, что творился в античности, начиная с Содома и Гоморры.
Одна из основных проблем сегодняшнего общества в том, что каждый человек видит лишь часть мозаичной картины жизни. Бесспорно, никто из нормальных родителей никогда не примет активно навязываемую сейчас пропаганду гомосексуализма. Потому что у них есть дети, и взрослые понимают, что в результате такой пропаганды они могут остаться без внуков. Эта опасность совершенно очевидна. Но, например, угроза навязывания чужих культурных стандартов для тех же самых родителей вроде как уже и не столь осязаема, осознаваема. А на самом деле подобных бед, нависших над обществом, достаточно много.
Либеральная идеологическая машина пытается вбросить в массовое сознание установку, что, условно говоря, переходить улицу на красный свет – здорово и правильно, прекрасно понимая, что доверчивые тут же окажутся под колёсами. Причём, наставляют эти идеологи, никому помогать не нужно: не бойся переступить через споткнувшегося, оттолкни более слабого!
Это абсолютно противоречит и нашим многовековым традициям, и целям общества – если оно, конечно, стремится к развитию. Но для тех, кто мечтает управлять миром, провоцируя военные конфликты и устраивая в других странах «цветные» революции, насаждение «эго», продажности, предательства, пороков и низменных инстинктов – удобный способ продвижения вперёд, к власти.
Вывод советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года.
Каждый человек в отдельности не может защититься от бурного пропагандистского потока бездуховности, бескультурья, безнравственности, а весь общественный организм – вполне способен. Особенно если сформулирует определённые идеалы, которые соответствуют его моральным традициям. У нас страна многоконфессиональная, и каждая из религий, традиционных для России, исповедует практически одни и те же добродетели, учит только хорошему. Если мы будем следовать этим заповедям, сможем благополучно пережить период глобальной турбулентности, который всё активнее наступает и явственнее ощущается в мире.
Мы знаем про здоровый консерватизм нашего общества, который сходу, как организм в реальной жизни, отвергает болезнетворные микробы. Так же наш общественный организм не принимает какие-то сомнительные новшества, которые нам чересчур назойливо пытаются навязать. Это радует.
С другой стороны, важно отгородить и защитить информационное поле сегодняшней России от тех сил, которые, условно говоря, выступают за ценности позднего Рима.
В этом смысле, конечно, предстоит ещё большая работа, но традиции, внутренняя сила и воля нашего народа, презрение и неприятие предателей и иванов, не помнящих родства, позволят нам пережить сложные времена, остаться самими собой.
http://file-rf.ru/analitics/861
писатель, публицист
Силы, чтобы у края черты остаться Человеком, не предать дом, друзей, веру, Отечество, не просто даются откуда-то свыше. Они формируются и воспитываются – родителями, обществом.
Предательство, к сожалению, – одна из черт человеческой натуры. Было оно и в древние времена, и в средние века. Есть, увы, и сегодня – и, как ни печально, будет и завтра.
Предателями движет целый клубок пороков. Это и корысть, и зашкаливающие амбиции, и низменные инстинкты как проявление человеческих слабостей. Но не так давно важным мотивом работы на другое государство были идеологические предпочтения. Достаточно вспомнить офицеров британской разведки, входивших в элиту империи, – так называемую «кембриджскую пятёрку». Её участники помогали нашей стране, нанося значимый ущерб интересам НАТО, уж точно не за деньги и не будучи шантажируемы, а испытывая искреннюю симпатию к Советскому Союзу, где строили, в их понимании, более справедливое общество.
М. Горбачёв.
Понятно отношение нашего народа к Горбачёву как к предателю. Единственное – мы пока не знаем, по каким мотивам он совершил то, что совершил. Но что действовал, исходя из чужих интересов и чётко поставленной цели разрушить наше Отечество, сомнений не вызывает. Возможно, была дополнительная мотивация. Слухов циркулирует много, повторять их не хочется, но в этой мозаике недостаёт какого-то важного фрагмента, чтобы картинка стала абсолютно понятной.
Нередко на предательство шли, не выдерживая физического воздействия. К примеру, военнопленные в фашистских концлагерях, чтобы выжить, выбирали службу врагу. Но многие, получив задание новых «хозяев», находили в себе мужество добровольно сдаться родной стране, прекрасно понимая, что их ожидает суровая кара. Однако были и такие, что под воздействием животного страха становились верными гитлеровскими псами. В любом случае физические страдания и даже угрозу жизни нельзя считать оправданием предательства.
Мы знаем много святых великомучеников, которые не отреклись от своей веры и приняли смерть. Недавний случай: 19-летнего русского солдата Евгения Родионова в «первую чеченскую» захватили в плен, пытали, предлагали принять ислам взамен на освобождение… Евгений не отрёкся ни от Родины, ни от православной веры – и после изуверских истязаний был казнён.
История нашего государства особенно богата героями, которые предпочли честь – бесчестью, доброе имя и славу – предательству.
Яркие примеры дала Великая Отечественная война. С одной стороны – Власов, что оказавшись в плену, перешёл на сторону Гитлера, создал так называемую Русскую освободительную армию (РОА), став неким фашистским знаменем, позволив использовать себя в пропагандистских целях. С другой стороны – Карбышев, который провёл всю войну в концлагерях, категорически отказавшись сотрудничать с врагом, и был зверски замучен. Две судьбы, два поступка – и два диаметрально противоположных следа в народной памяти.
Думаю, в роковую минуту выбор зависит от некоего морального стержня внутри каждого человека. Есть личности, про которых говорили: «Гвозди бы делать из этих людей», – а есть предатели.
История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но не окажись генерал Власов в плену, – возможно, до конца войны бил бы немцев и прослыл неплохим военачальником. Но как только он попал в сложную ситуацию – проступила вся гниль его натуры. Потому что на самом деле он должен был отстреливаться, оставив последний патрон для себя. Это максимальное требование, которое мы можем к нему предъявить. По крайней мере, в концлагере Власову надлежало держаться, как генералу Карбышеву, – отвергать все предложения врага, делить тяготы лагеря смерти с другими узниками.
В любом обществе, всегда отношение к изменникам – негативное, пренебрежительное. Предателя не воспринимают даже те, на чью сторону он перебежал.
Генерал Д. М. Карбышев.
Как понять, на что способен каждый из нас, оказавшись перед Выбором?
В советское время, когда на уроках истории рассказывали о подвигах пионеров-героев, было легко встать и сказать: «Я тоже, не задумываясь ни минуты, отдам жизнь за Родину». А ведь очень многие из наших парней, выросших уже после Великой Отечественной, но воспитанные на её примерах, остались верны этой мальчишеской клятве, Воинской Присяге и Родине, когда попали в Афганистан. «Власовцев» там были единицы, а повторивших подвиги Героев – тысячи.
Не дай Бог оказаться перед дилеммой, когда за какое-либо решение придётся расплачиваться собственной жизнью. Порой человек сам себя узнаёт именно в эту роковую минуту. И люди, от которых никто – даже они сами – не ожидает героического поведения, идут на подвиг.
Вряд ли в ближайшее время будет расшифрован «ген предательства». Силы, чтобы у края черты остаться Человеком, не предать дом, друзей, веру, Отечество, не просто даются откуда-то свыше. Они формируются и воспитываются – родителями, обществом. В каждом из нас есть хорошее и плохое. Задача воспитания, всего информационного пространства, которое создаётся в государстве, – максимально развивать доброе и позитивное, и насколько возможно, нивелировать отрицательное и порочное, что содержится в человеческой натуре.
Между тем, едва ли не самая большая беда современного информационного пространства – его подчинённость финансово ориентированной экономике, вследствие чего оно постоянно апеллирует к низменным инстинктам, и наоборот, высмеивает высокие душевные порывы. То есть действует в направлении, обратном требуемому. Речь не только об информационном пространстве России: в данном случае, мы, увы, вторичны по отношению к западному.
Либеральная пропаганда культивирует низменное и старается приглушить всё хорошее и светлое, что есть в личности. Потому что западная модель общества направлена в противоположную от человеческого прогресса сторону. «Потребляй, будь эгоистом, не думай ни о ком, кроме себя, жизнь одна, Бога нет», – постулаты, вбиваемые в головы пользователей медиапространства. Норма прибыли имеет большее значение, нежели честь и порядочность.
Но это полностью противоречит нашей традиции и ментальности. Потому что в православном понимании мы все служим Богу – в отличие от католиков и протестантов, которые заключают с ним некий договор, пожертвовав определённые средства.
В православной традиции никогда не было индульгенций. Даже невозможно себе представить, чтобы за деньги получить отпущение грехов.
Любой народ, как и государство, могут развиваться, когда каждый способен пожертвовать собой ради общественного блага. И наоборот: если общество распадается на жадных индивидуумов, ничего хорошего не происходит и быть не может.
Яркий пример – Древний Рим. Он процветал, осваивал новые территории на доблести своих сынов, готовых отдать жизнь за родной дом. Вспомним легенду: в Риме произошло землетрясение, в центре города образовалась некая расселина. Мудрецы взялись объяснить, к чему бы это. Один из оракулов предположил, что в пропасть надо бросить то, что считается самым ценным в Риме, и тогда она закроется. Долго думали – что именно, но не могли прийти к определённому решению. А молодой человек по имени Курций, проезжавший мимо верхом, услышав спор, сказал: «Самое ценное, что есть в Риме, – доблесть его сынов». И прямо на коне прыгнул в расселину, которая над ним сомкнулась, после чего получила название Курциева колодца.
На этом примере из античности можно и нужно воспитывать современную молодёжь. Или на подвиге Гая Муция, который пробрался в лагерь осаждавшего Рим Ларса Порсены, чтобы его убить. Но поскольку тот одевался не так пышно, как свита, жертвой смельчака пал царский писарь. Римлянина схватили, подвели к Порсене, который начал грозить юноше всяческими карами, на что Муций сказал: никогда вам не захватить Рим! После чего положил свою правую руку на огонь алтаря и стоял совершенно спокойно, пока рука не обуглилась. Поражённый царь приказал отпустить героя и снял осаду, понимая, что победа над такими людьми, как Муций, будет очень дорого стоить. А римлянин, лишившийся правой руки, вошёл в историю под именем Сцеволы, что на латыни означает «левша».
А. Власов и солдаты так называемой РОА.
Намеренно привожу примеры из древности, а не из новой и современной истории России с замечательными подвигами её сыновей и дочерей. Героизм и его оборотная сторона – предательство, неизменно сопровождают человечество во все эпохи. В данном случае легенды Древнего Рима особенно поучительны. Достаточно вспомнить, что произошло с этой процветающей страной лет через 500–600 после того, как там жили Курций и Муций Сцевола. Образовалось общество жадных эгоистов, которые предавались всевозможным порокам, отказывались служить в армии, куда вынужденно набирались варвары. В результате те уничтожили саму Римскую империю.
Сегодняшний западный мир идёт ровно по той же дорожке. Поэтому, беря на вооружение всевозможные технические ноу-хау, в идеологическом и духовном плане от него следует максимально дистанцироваться. И даже не пытаться перенимать и переносить на нашу землю модные «забавы», которые на самом деле являются пересказом на новый лад всего того разврата, что творился в античности, начиная с Содома и Гоморры.
Одна из основных проблем сегодняшнего общества в том, что каждый человек видит лишь часть мозаичной картины жизни. Бесспорно, никто из нормальных родителей никогда не примет активно навязываемую сейчас пропаганду гомосексуализма. Потому что у них есть дети, и взрослые понимают, что в результате такой пропаганды они могут остаться без внуков. Эта опасность совершенно очевидна. Но, например, угроза навязывания чужих культурных стандартов для тех же самых родителей вроде как уже и не столь осязаема, осознаваема. А на самом деле подобных бед, нависших над обществом, достаточно много.
Либеральная идеологическая машина пытается вбросить в массовое сознание установку, что, условно говоря, переходить улицу на красный свет – здорово и правильно, прекрасно понимая, что доверчивые тут же окажутся под колёсами. Причём, наставляют эти идеологи, никому помогать не нужно: не бойся переступить через споткнувшегося, оттолкни более слабого!
Это абсолютно противоречит и нашим многовековым традициям, и целям общества – если оно, конечно, стремится к развитию. Но для тех, кто мечтает управлять миром, провоцируя военные конфликты и устраивая в других странах «цветные» революции, насаждение «эго», продажности, предательства, пороков и низменных инстинктов – удобный способ продвижения вперёд, к власти.
Вывод советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года.
Каждый человек в отдельности не может защититься от бурного пропагандистского потока бездуховности, бескультурья, безнравственности, а весь общественный организм – вполне способен. Особенно если сформулирует определённые идеалы, которые соответствуют его моральным традициям. У нас страна многоконфессиональная, и каждая из религий, традиционных для России, исповедует практически одни и те же добродетели, учит только хорошему. Если мы будем следовать этим заповедям, сможем благополучно пережить период глобальной турбулентности, который всё активнее наступает и явственнее ощущается в мире.
Мы знаем про здоровый консерватизм нашего общества, который сходу, как организм в реальной жизни, отвергает болезнетворные микробы. Так же наш общественный организм не принимает какие-то сомнительные новшества, которые нам чересчур назойливо пытаются навязать. Это радует.
С другой стороны, важно отгородить и защитить информационное поле сегодняшней России от тех сил, которые, условно говоря, выступают за ценности позднего Рима.
В этом смысле, конечно, предстоит ещё большая работа, но традиции, внутренняя сила и воля нашего народа, презрение и неприятие предателей и иванов, не помнящих родства, позволят нам пережить сложные времена, остаться самими собой.
http://file-rf.ru/analitics/861
Комментарии (0)