Сара Кесслер, журналист из Fast Company, поведала о том, чем стала очередная великая идея. Рэчел Ботсман, написавшая книгу The Rise Of Collaborative Consumption, спросила у посетителей конференции TEDx Sydney, многие ли имеют электродрель. Руки подняли, естественно, практически все. Ботсман отметила, что это довольно смешно, ведь этот инструмент будет применяться лишь 10 – 15 минут в своей жизни. Кроме того, требуется нам вовсе не дрель, а дырки.
После паузы, когда аудитория вволю посмеялась, Ботсман сделала очевидное предложение. А почему бы не арендовать этот инструмент? Или не сдавать его в аренду иным людям, зарабатывая на этом?
В то время, в 2010 году, sharing economy или совместное потребление казалось приятной неизбежностью. Потребители оказались под волной жуткой рецессии. Граждане все больше задумывались об экологии. А свежие онлайн-инструменты давали возможность обходиться меньшим, делясь вещами с соседями. Как пояснила Ботсман, мы проживаем в глобальной деревне, в которой воспроизводятся связи, случавшиеся ранее лишь лицом к лицу. Теперь же все происходит в немыслимом масштабе. Случился невероятный сдвиг от индивидуального потребления к очередному открытию коллективного блага.
Тогда же возникла группа стартапов, побуждавших людей делиться дрелями: скажем, Ecomodo, Share Some Sugar, Crowd Rent, Neighbor Goods, OhSoWe, Thingloop, Snap Goods и другими.
Идея понравилась и медиа. Neighbor Goods была названа журналом Entrepreneur одной из сотни наиболее блестящих компаний 2011 года. Огромное количество журналов в восхищении делились идеей сдачи в аренду дрели. Даже не имевшие никакого отношения к дрелям компании воспевали данную теорию. Брайан Чески, глава Airbnb, написал в колонке для New York Times, что в Америке есть восемьдесят миллионов дрелей, используемых в среднем по тринадцать минут. Неужели каждый из нас нуждается в своей дрели?
Существует здесь и проблема. Адам Берк, основавший стартап Neighborrow, заявил, что звучало все это просто здорово, однако всем было просто плевать. Люди отправлялись покупать новые дрели или попросту ковыряли стенку отверткой.
Из восьмерки приведенных проектов жив остался лишь Neighbor Goods. Он был спасен инвестором, симпатизировавшим данной идее. Зарегистрировались в стартапе сорок две тысячи людей, активными остались сейчас лишь десять тысяч. Сайты вроде Uber и Airbnb превратились в гигантов, однако, платформа для совместного применения электродрелей взлететь так и не сумела.
Вместо платформ, предназначенных для воодушевления контактов между людьми и уменьшения объемов мусора, появились компании, которые криво встроились в данную идею совместного пользования, и даже извратившие ее. На сайте типа Airbnb вы сможете попользоваться чужим домом, но платить за него придется как в отеле – посуточно. Платформы типа Handy и Uber дали возможность делиться трудом независимых подрядчиков, но лишь при условии определенной стоимости единицы времени или расстояния. Реальная же экономика совместного применения умерла.
Идея эта была красивой, но и смерти ее никто не заметил. Практически никто и не задумался, почему столь прекрасная идея, понравившаяся всем без исключения, превратилась в очередное рядовое проявление капитализма.
Гари Сиге, основавший данную платформу в 2007 году для обмена вещами, набрел на данную идею, когда однажды в Париже ему действительно потребовалась электродрель. Рон Уильямс, основатель Snap Goods, однажды, нуждаясь в мотоцикле, взял его в аренду по найденному на Craigslist объявлению. Кире Шварц, основательнице Share Some Sugar, как-то потребовалась лестница. Поискав вещь в интернете, она поняла, что возмутительно платить 175 долларов за то, что потребуется ей лишь один раз.
Идея сдачи соседям вещей в аренду вызвала множество похвал и вообще внимания. Мать Уильямса продемонстрировала соседям статьи о его проекте. Уильям отметил, что она в первый раз уяснила, чем именно он занимается. Не инвестируя в маркетинг, авторы проекта получили невероятный трафик. Snap Goods привлек сотню тысяч пользователей.
Но очень скоро была обнаружена невероятная пропасть между реальной жизнью и любопытством к концепции. На Neighbor Goods и Snap Goods оказалось гораздо больше желающих сдавать в аренду вещи, нежели желающих за это платить. У Share Some Sugar имелась противоположная проблема, Уильямс же наткнулся на неприятный факт. В наши дни дрель можно приобрести на Amazon за 30 долларов и быстро ее получить. Стоит ли выделять дополнительное время на поездку за дрелью, аренда которой вам обойдется в пятнадцать долларов, после чего еще и отвозить ее обратно? Скорее всего, большинство людей не готово на это.
Уильямс думал над путями решения этой проблемы. Есть, скажем, идея, подхваченная затем в Uber. Можно ли договориться с водителями грузовиков и таксистами, чтобы те доставляли вещи за скромное вознаграждение в момент, когда освободятся? Кроме того, он ввел возможность рекламы на его сайте вещей, сдаваемых в аренду. Это все привело его к мысли о таргетировании в социальных сетях. Разработав подобную технологию под именем Knod.es, Snap Goods он затем закрыл. Переехав в Нью-Йорк, Шворц прекратила отвечать на клиентские запросы, затем же, три года назад, и вовсе закрыла свой проект Share Some Sugar.
Как поведал Берк о Neighborrow, ими было испробовано все: пригороды, школы и даже церкви. Теоретически идея должна была выстрелить в офисах. Но этого не случилось. И он взялся за иной проект.
Успешнейшими стартапами по «совместному применению» стали те, которые сумели сделать процесс максимально коммерческим и эффективным. Сиге, основатель Zilok, отмечает, что Airbnb действительно здорово организовал процесс аренды квартиры, сильно напоминающий съем гостиничного номера. Сиге же свой проект решился покинуть уже в 2011 году.
Иные компании, также претендовавшие на свое место в sharingeconomy, тоже от этой темы отошли. Lyft, дебютировавший как ориентированный на водителя-обывателя, более локальный вариант Uber, в настоящее время в ценовом сегменте конкурирует с последним.
Себя Parking Panda продвигал, как способ поделиться с соседями парковочными местами. В наши же дни большая часть сдающихся на нем в аренду мест принадлежат аэропортам, ресторанам и гостиницам. Rentthe Runway довольно успешно занимается сдачей в аренду платьев, только сдают наряды вовсе не соседи, а крупная компания, имеющая склад на 65 тысяч наименований одежды. А такие компании, как Kickstarter, Netflix или Groupon, называть фирмами по «совместному применению» в наши дни даже смешно.
Никто не говорит, что эти сервисы плохи или не упрощают нашу с вами жизнь. Просто они уже никак не относятся к оригинальной идее экономии от совместного применения. Процесс можно назвать скорее «экономикой доступа», по выражению Уильямса.
В прошлом году Себастьен Мартел и Брендан Бенцинг организовали компанию My Neighbor. Данная платформа предназначена для сдачи в аренду всего, чего угодно. По их убеждению, на сей раз все будет иначе. Бенцинг утверждает, что не всегда самая первая компания добивается успеха. Чаще это бывает какая-нибудь десятая или тринадцатая компания.
В проекте My Neighbor приняло участие около тысячи человек. Вероятно, сегодняшний день подходит для этого больше. Во многих городах работают курьерские службы, готовые недорого доставить вашу дрель из одной точки в другую. В Facebook появилась недавно функция, которая позволяет участникам групп покупать, продавать, а также обменивать различные вещи. Успешнейшая P2P-платформа для аренды, Peerby, насчитывает уже полмиллиона пользователей. Вероятно, экономика совместного применения описала круг, теперь же, наконец, возникнут актуальные инструменты для обмена вещами между соседями.
Идея эта все больше нравится людям. Nielsen не так давно опросил более тридцати тысяч интернет-пользователей. Двадцать три процента из них признались, что рады были бы сдавать в аренду соседям собственный электроинструмент.
Даже Берк, еще в 2009 году бросивший поиски финансирования для Neighborrow и считающий, что основной проблемой оказалось не финансирование или доверие, а апатия людей, также пытается предпринять нечто в направлении совместного применения. Если кто-либо ищет на Neighborrow ту или иную вещь, отсутствующую в списке и стоящую дешевле 250 долларов, Берк приобретает ее на Amazon, а затем пересылает пользователю с просьбой о передаче ее следующему, желающему ее арендовать
В настоящее время Берк также трудится консультантом по запуску стартапов. Он говорит, что проект этот никогда не закроет. Но вечно жить в подобном «городе фантазий» он также не может.
Комментарии (0)