Многие люди не помнят себя в раннем детстве, но переживания, которые были испытаны маленьким человеком, врезаются в телесную память очень глубоко. Эти воспоминания влияют на физическое самочувствие, на отношения с другими людьми, а также на способность справляться с жизненными проблемами. Первый год жизни является самым важным периодом в развитии человеческой психики.
Вряд ли, что кто-нибудь помнит свое падение из детской кроватки и испуг родителей. Также никто не вспомнит колыбельную, которую вам пела мама, и как подкидывал вверх отец. Обычно люди уже сознательно помнят себя. Начиная с четырехлетнего возраста. Об остальном, что происходило в их жизни до этого возраста, они узнают от близких.
Обычно мы понимаем слово «помнить» как «знать». Человек может помнить свой первый день в школе, лица знакомых и их номера телефонов. Такую память ученые называют явной или эксплицитной. Эту память составляет фактическая информация, которая хранится в коре больших полушарий, эту информацию можно выражать словами и воспроизводить в сознании. Именно эта память позволяет человеку мысленно вернуться в прошлое, а также извлекать из прошлого уроки и прогнозировать на их основе события будущего.
Однако, многие поступки совершаются человеком машинально, мы не задумываемся, когда завязываем шнурки или едем на велосипеде. Алгоритм таких действий тоже находится у нас в памяти. Умение ориентироваться в пространстве, реакция вратаря, полезные или вредные привычки – все это относится к памяти. Человек состоит из воспоминаний, хотя не осознает этого.
Такую память ученые называют скрытой или имплицитной. Хранящиеся воспоминания не осознаются, информацию сложно описать словами, потому что носителем памяти выступает тело. «Память тела» - так назвал ее Томас Фукс, немецкий психиатр и философ.
Этот опыт помнит тело, некоторые навыки человек может отработать до полного автоматизма сознательно, потом навык становится бессознательным. Например, те, кто часто печатает на клавиатуре, не могут в точности воспроизвести раскладку букв в памяти, но пальцы «помнят» куда следует нажимать. Спортсмены и музыканты обладают памятью тела, которая срабатывает очень быстро, сознание слишком медленно действует в некоторых случаях.
Есть опыт, который приобретается бессознательно, например, мы знаем, что объятия могут успокоить человека, также мы можем определить настроение собеседника по тембру его голоса.
Сознание начинает включаться в тот момент, когда оно регистрирует «аномалию», когда события развиваются не по сценарию. Например, человек допускает опечатку или начинает оценивать свое поведение, как иррациональное. Визг тормозов может вызвать в человеке воспоминания, пережитой им давно автомобильной аварии.
Нейрофизиология достаточно долго изучала феномены сознания, и только недавно ученые пришли к выводу, что телесный опыт может оказывать колоссальное влияние на мышление и эмоции. Прежде всего на них будут оказывать влияние бессознательные воспоминания первого года жизни, когда все воспринималось только на уровне ощущений.
Младенчество является очень важным, даже самым важным, этапом в психологическом развитии человека. От этого периода будет зависеть каким вырастет человек: уверенным в себе или нерешительным. От младенчества будет зависеть то, как человек будет взаимодействовать с другими. Телесные воспоминания можно сравнить с изучением иностранного языка, воспоминания основываются на подражании, все переживания переходят в телесные ощущения.
Беатрис Биб, профессор Колумбийского университета и психоаналитик, на своих занятиях просит студентов изобразить на лице отчаяние. Для этого нужно скривить рот и наморщить лоб. Биб отворачивается, такое движение тела означает «оставьте меня в покое», но это не утешение. Потом она смотрит на студентов с издевкой, у них возникает ощущение внутреннего раздражения. Потом ее лицо принимает нейтрально выражение. Мольба о помощи остается ею незамеченной. Мимика студентов переходит в слова, и они просят помочь им. После этого Биб охает и тоже изображает отчаяние, студенты начинают чувствовать, что их поняли.
Беатрис Биб занимается изучением общения, которое возникает между матерью и ребенком. Целью ее исследований является момент, когда люди понимают друг друга без слов. Объект исследования – ребенок, который находится в возрасте от 4 месяцев до одного года.
Это определяющий период в жизни человека, объем мозга в это время у ребенка увеличивается в два раза, пик образования нейронных связей приходится на возраст 9 месяцев. В это время интенсивно развиваются отделы головного мозга, которые отвечают за регуляцию организма в стрессовых состояниях, а также за анализ эмоций. Синапсов или нейронных контактов в мозге малыша образуется в два раза больше необходимого количества.
Синапсы ребенка в это время работают по принципу «используй или потеряешь», некоторые синапсы используются ребенком активно, а некоторые находятся в «спящем» состоянии, все зависит от ситуации, в которой развивается ребенок. Синапсы, которые не используются, через некоторое время отмирают. Так происходит адаптация мозга к реальности, в которой придется существовать.
Главный стимул для того, чтобы головной мозг ребенка развивался – общение с матерью. Мать должна в этот период внушать ребенку чувство безопасности и смягчать окружающие стрессы. Мать – посредник между ребенком и внешним миром. Сейчас наступила эпоха индустриализации, родители приучают своих детей к отдельной комнате как можно раньше, но забывают о том, что любой человек – социальное существо. Тяга к социализации проявляется еще в материнской утробе.
Итальянские ученые проводили наблюдение за двумя близнецами, которые еще не родились, начиная с 14 недели эмбрионы в утробе пытаются установить целенаправленный контакт. Через час после рождения ребенок уже копирует жесты и мимику окружающих людей. Успешная коммуникация – залог выживания.
Родители часто смеются над гримасами ребенка, когда тот начинает повторять за их движениями лица: показывать язык или складывать губы в трубочку. Ученые считают такое поведение очень важным, оно означает. Что ребенок уже следит за окружающим миром. Все младенцы проецируют увиденное ими на свое тело, а это зачаток важнейших навыков – умения понимать другого и ставить себя на его место. Это открытие стало настоящей революцией в нейрофизиологии. Ранее считалось, что многие функции мозга не зависят от окружающего мира, но теперь ученые знают, что мозг является контактным органом.
Сцена из видеозаписи, сделанной Беатрис Биб: 4-месячный мальчик смотрит на мать, мать изображает удивленное лицо, ребенок приподнимает бровь, растопыривает пальцы и раздвигает ноги. Мать улыбается и качает головой, ребенок тоже начинает улыбаться и качать в такт головой. Мать прикасается к ребенку, и он расслабляется.
Эксперименты доказывают, что, если один человек начинает повторять жесты и мимику другого человека, подстраивается под его ритм шагов, то такие действия эмоционально сближают двух людей. Во время задушевного разговора у двух людей происходит синхронизация ритмов мозга. Собеседник становится способным предугадывать слова.
Правило эффективной коммуникации: партнер должен вести себя таким образом, чтобы другой человек мог легко спрогнозировать его следующее действие и подстроить свою реакцию, так говорит Биатрис Биб. Дети уже в 3-4 месяца могут спрогнозировать последствия своих действий. Например, если ребенок взглянет на маму, то мама улыбнется. Если он заплачет, то мама успокоит. Дети обучаются тому, что любая эмоция вызывает отклик у другого, они познают себя и при этом получают признание окружения.
Кажется, что к признанию должны стремиться взрослые, но признание становится не целью, а залогом благополучия. Умение понимать себя и поддерживать при этом связь с окружающим миром всегда является важным навыком вне зависимости от возраста.
«Наука взаимоотношений» интересует человека с грудного возраста. Ребенок учится выражать свои чувства для того, чтобы привлекать внимание. Моделями взаимоотношений, которые формируются в детском возрасте, человек пользуется во взрослой жизни, в любовных отношениях, в дружбе. Часто можно услышать: «Ты ведешь себя, как твой отец!».
Радость, гнев, страх – выражать все эти эмоции ребенок не умеет от рождения, этому обучаются уже в жизни. Однако не всегда процесс обучения проходит успешно. Алекситимия – неспособность осознавать свои эмоции и понимать эмоции другого человека. Как ни странно, но это нарушение часто встречается у взрослых людей. Люди, которые страдают от этого расстройства, иногда не могут отличить расстройство желудка от раздражения, а физическое недомогание от психологического дискомфорта. Все это происходит потому, что отдел мозга, который отвечает за переработку телесных ощущений в эмоции, у этих людей почти не работает.
Когда возникает экстремальная ситуация, у таких людей притупляется физическая чувствительность. Организм перестает реагировать на эмоциональные стимулы: радость, печаль, злость. Состояние напоминает паралич, только эмоциональный. Алекситимия не является болезнью, это состояние психологической защиты. Организм не может справиться с невыносимой тоской или страхом, такой механизм начинает формироваться в детские годы.
Что происходит с детской психикой?
Дети появляются на свет и имеют примитивный набор мимических сигналов, а также первичных эмоций: интерес, страх, удовольствие и недовольство. Эти эмоции сначала служат маленькому человеку, как датчики состояния. Если баланс нарушается, то ребенок начинает кричать и оповещать взрослого, что с ним не все в порядке.Манфред Холодински, специалист по эмоциональному развитию, говорит, что выражение эмоций – способ установить коммуникацию. Эмоции помогают ребенку и взрослому человеку установить внутренний баланс не только тому, кто испытывает эти эмоции, но и тому, к кому обращены эмоции.
Первые детские эмоции очень примитивные, поэтому родителям сложно понять от чего кричит ребенок: от скуки, от голода или от боли. Взрослые всегда реагируют на крики детей утрированной мимикой. Ребенок смотрит на взрослого и начинает учиться, как выражать эмоцию, которую он сейчас испытывает. Напуганному ребенку родители могут подыграть не более пары мгновений, если они продолжат так действовать, то ребенка уже сложно будет успокоить.
Постепенно ребенок обучается выражать свои эмоции более точно, основываясь на своем опыте, он соотносит их с ощущениями. Телесная память накапливает базу эмоциональных знаний и, соответствующих им, физических реакций. Ребенок начинает понимать, что приносит ему удовольствие, чем он может гордиться, а чего стоит стыдиться.
Эмоциональные позитивные и негативные установки ребенок перенимает у своих родителей, если мать мнительная, то ребенок испытывает страх перед окружающим миром. Начинает брезговать улитками, если так поступал его отец. Все это откладывается у ребенка в телесной памяти в очень раннем возрасте, а потом просто уже не осознается.
Можно сказать, что дети выражают свои эмоции всем телом. Начиная с 2-летнего возраста у детей появляется новое средства для коммуникации – речь. Потом ребенок учится выражать свои эмоции при помощи слов, а не только телесной реакцией. Манфред Холодински объясняет: «Дети уже не отождествляют себя с чувством, а начинают понимать, что они его испытывают».
Язык открывает ребенку дверь во внутренний мир, однако, если родители не помогают ребенку войти в нее, он сам этого сделать не сможет. Ориентиры для малыша: «что случилось?» или «почему ты плачешь?». Только таким образом ребенок может уяснить для себя, что, например, он плачет от того, что ему стало скучно. Во взрослой жизни это поможет ему владеть собой.
Ребенок прислушивается ко внутреннему голосу, начинает понимать и правильно расшифровывать самые слабые сигналы. Которые исходят из его организма. Например, спазм в желудке, мурашки, сухость во рту и напряжение мышц. Антонио Дамасио, американский нейробиолог, называет такие реакции организма «соматическими маркерами». «Маркеры» нужны человеку. Чтобы принимать правильные решения. Декарт когда-то сказал: «Я мыслю — значит, существую», а Дамасио немного перефразировал мыслителя: «Я чувствую — значит, существую».
В теле сохраняется намного больше информации, чем в сознании. Один эксперимент показал, что 10-летние дети не смогли узнать на фотографиях своих друзей из детского сада, однако кожно-гальваническая реакция показала, что их тела помнили бывших товарищей. Показатель - электрическое сопротивление кожи и его изменения. Науке известен случай, когда 2-летний малыш не мог узнать на фотографии человека, который надругался над ним, но тело ребенка начало испытывать при виде фотографии физический стресс.
Самые болезненные переживания оставляют самые глубокие «шрамы» в эмоциональной памяти. Эти «шрамы» предостерегают человека в будущем. Порой душевное переживание бывает настолько сильным. Что психика просто не может с ним справиться, травма не укладывается в сознание, как что-то цельное.
Опыт сохраняется в имплицитной памяти, как разрозненные впечатления, например, запах, жест, звук, дата могут вызвать в мгновенно в памяти то, что давно было забыто. Каждый третий человек ограждает себя от болезненных переживаний «диссоциацией», то есть он «дробит» болезненное событие на бессвязные воспоминания. Воспоминания перестают восприниматься человеком, как реальные.
Например, Беатрис Биб достаточно понаблюдать несколько минут за поведением 4-месячного ребенка, и она легко спрогнозирует его поведение в будущем. Эпизод: грудной малыш плачет, мать не обращает на него внимания, мать теребит его за ногу, ребенок пытается увернуться. Защитная реакция матерью не воспринимается, она продолжает улыбаться и наклоняется к нему. Ребенок вжимает голову в плечи и выставляет перед собой руки, мать приближается вплотную. Отталкивающая сцена. Биб комментирует: «Эта мать не понимает своего ребенка, такие матери обычно страдают депрессией или очень мнительные. Им хочется видеть улыбающегося и идеального ребенка, поэтому игнорируют иные его эмоции».
Подобное обращение с ребенком загоняет его в стресс и дезориентирует. Он начинает воспроизводить противоречивые сигналы, которые исходят от матери, начинает путать слезы и улыбку. С таких противоречий начинаются многие расстройства психики.
Иногда даже взрослому человеку бывает недостаточно слов, чтобы установилось взаимопонимание. Иногда нужно, чтобы собеседник поднимал брови, кивал и поддакивал. Взрослый также, как и 4-месячный ребенок отстраняется от тех, кто вторгается в его личное пространство. Человек моментально замечает смех невпопад и невнимание.
Что делать, если подобное происходит постоянно? Если это происходит постоянно с самым близким человеком? Несложно представить какое отрицательное влияние окажут такие действия на маленького ребенка. Ребенок не может уйти или постоять за себя, мать для него единственный человек, которого он знает. Ему невозможно успокоиться без ее помощи.
Ребенок еще не знаком с бессознательными уловками взрослых, при помощи которых они снимают волнение: трут подбородок или нос, ерошат волосы. Прикосновения всегда действуют как успокоительное, они помогают снять стресс. Если ребенок получает недостаточно прикосновений, то это остается в его телесной памяти, как пробелы. Осязание является первым чувством, которым владеет человек. Это чувство развивается еще у плода в материнской утробе. Ребенок хватает, ощупывает, так он определяет свои «границы личности» и получает первые преставления о своем теле. Тактильный контакт для ребенка – чувство уверенности и безопасности.Прикосновения тормозят процесс выделения гормонов стресса, нормализуют давление, дыхание и сердечный ритм. Полезный эффект от прикосновений ощущают и взрослые, однако не все.
Специалист по психосоматикеПетер Йорашки говорит, что десять процентов его пациентов не переносят прикосновений. Часто такие пациенты брезгуют своим телом. Причина этого – недостаток тактильного контакта в детском возрасте. Может быть, что у таких людей были закомплексованные матери или их то слишком тискали, то надолго оставляли без внимания. Через несколько десятков лет эти люди переживают подобные эмоциональные контрасты. Иногда тяжелые случаи с отвращением к прикосновениям переходят в подсознательное неприятие своего тела, что в подростковом возрасте может стать причиной нервной анорексии, патологической боязни поправиться.
Ранние переживания оказывают формирующее воздействие на развивающуюся психику ребенка. Их можно сравнить с работой садовника, который придает дереву необходимую форму. Когда ребенок находится в неуверенности, что его утешат или вовремя сменят подгузник, то тогда он находится в состоянии постоянного стресса. Он вырастет импульсивным, легковозбудимым и будет находиться в состоянии постоянной мобилизации. Постоянное напряжение не оставляет места для положительных эмоций. Стресс тормозит образование синапсов, а это значит, что контроль внутренних импульсов и расшифровка сигналов организма сбиваются.
Винсент Фелитти, американский врач, говорит, что негативные детские переживания никуда не исчезают, они остаются навсегда в человеческой психике. К сожалению, время не может вылечить психологические травмы, которые получил человек в первые дни своей жизни. Тело помнит все.
Почему существуют неудачники: алкоголики, наркоманы, преступники?
Всех неудачников объединяет одно - тяжелое детство, 70% пациентов психиатрических больниц рассказывают про тяжелые детские годы, а среди преступников 100%. В 1995 году в медицинских учреждениях Америки провели исследование, в котором принимали участии 17 тысяч человек. Выяснилось, что треть пациентов в детстве избивали. 20% из них рассказывали про сексуальные домогательства, каждый четвертый имел родственника алкоголика, а каждый пятый - психически больного. У каждого восьмого пациента родители постоянно дрались.
Список можно продолжать, исследователям удалось установить прямую связь между негативным детским опытом респондентов и алкоголизмом, ожирением, наркоманией, раком, диабетом. Когда переживания становятся психической травмой? Что в это время происходит с нейронными связями? У ученых все больше ответов на подобные вопросы. Им уже удалось установить, что нормальные эмоциональные отношения с родителями в первые 2 года жизни создают прочную защиту от стрессов будущего. Если ребенок постоянно в семье подвергается или моральному, или физическому насилию, то в будущем он будет ходить с целым «букетом» психологических нарушений. Многие ученые хотят признать диагноз «травма развития».
Бесселван дер Кольк, профессор психиатрии и организатор центра психологической травматологии, говорит, что детям с такой болезнью нужно будет учиться контролировать эмоции на физическом уровне. Именно он первый понял, что тело ребенка способно «запоминать» психическую травму. Для своих пациентов-подростков профессор создал театральную студию, а для маленьких детей – необычную игровую комнату. В комнате есть карусель, батут, мячи, толстые маты. Такая площадка идеальная для закомплексованных, капризных, нервных и эмоционально зажатых детей. В комнате дети получают так необходимый им телесный опыт. Они могут здесь расслабиться и «подружиться» со своим телом. Например, 7-летний мальчик кричит и кидает игрушки в стену, детский терапевт предлагает ему попрыгать на батуте в одном ритме, оковы сброшены. Ребенок начинает меняться на глазах, он уже разговаривает без стеснения.Элизабет Уорнер, терапевт и руководительница проекта, постоянно наблюдает, как совершаются чудесные превращения. Иногда некоторых малышей приходится «вытряхивать» из «эмоционального оцепенения».
Секретом Уорнер является умение привести в баланс возбужденную нервную систему. Только таким образом ребенок может «вернуться в тело», понять свои чувства, а затем научиться контролировать их. Например, мальчик упал на пол и просит ударить его мячиком по лицу. Ребенок просит о таком действии неспроста, отец однажды ткнул его носом в грязные памперсы, а потом избил. С того момента ребенок не дает мыть лицо. Терапевт задумалась, но потом бросила в него мяч. Мальчик отбил его, потом еще раз, ребенок зовет присоединиться к игре свою мать.
Еще Зигмунд Фрейд описал все это век назад, человек, который получил психическую травму, будет снова воспроизводить ее на физическом уровне. Бывает, что человек воспроизводит ее всю жизнь. Иногда жертвы насилия сами становятся обидчиками, они передают такой опыт своим детям. Семилетний мальчик сам бессознательно хочет вырваться за пределы замкнутого круга. Он хочет связать невыносимые воспоминания с приятными впечатлениями.
Элизабет Уорнер говорит: «Как только ребенок чувствует надежную связь с иным человеком, он начинает меняться, его перестает устраивать роль пассивной жертвы».
Тело человека – это не только память, а также и инструмент для постоянного саморазвития. Развиваться, используя тело, могут и взрослые. Проблема в том, что взрослые пациенты на приеме у психотерапевта больше говорят. Пациенты хотят найти слова, чтобы описать страх или иррациональный поступок, детское переживание, пока они не придут к осмыслению фактов и «разложат» их в нужном порядке уже в сознательной памяти. Однако такая терапия не освобождает человека от телесных переживаний, человек продолжает все подсознательно помнить. «Для перепрограммирования физической памяти нужно снова пережить отрицательные эмоции, но уже в безопасной обстановке, и научиться их по-другому воспринимать», - рассказывает Бесселван дер Кольк.
Как поступает ребенок в сложной ситуации? Он кричит и зовет маму. Просится на руки, хлопает дверью, плачет. Все эмоциональные сигналы ребенка – стимул для окружающих его взрослых. А взрослый должен уметь распознавать свои эмоциональные сигналы для самого себя. Учащенное сердцебиение или дыхание, выброс адреналина – призывы к действию. Действуйте и вписывайте новые впечатления в свое тело!
Комментарии (0)