К 2050 году 80% населения земного шара будет проживать в городах. К счастью. Потому что города создают прагматизм, толерантность и культуру. Это одна из причин того, почему многие смотрят в сторону Нью-Йорка.

На YouTube можно увидеть ролик, в котором камера МКС делает снимки, облетая нашу голубую планету. Кадры просто завораживают, и ты понимаешь, насколько прекрасна звезда (так в тексте – прим.ред.), на которой мы живем, как она велика и мала одновременно, как уникальна и уязвима.

Больше всего завораживают, пожалуй, ночные снимки. На поверхности Земли расцветают звезды, которые тянутся друг к другу. Что мы видим? Города! Дома, расположенные стена к стене. Огоньки как доказательство того, что в космосе есть не только молчание, холод и смерть.

Итак, города. Из уроков истории многие из нас помнят, что греки, хотя и показывали выдающиеся достижения в области искусства и философии, но в политическом плане, к сожалению, несколько отставали. В результате только при Александре Македонском воплотилось национальное единство, а до этого греки жили в городах-государствах, которые зачастую враждовали друг с другом.

Молох

После того, как мы перешагнули порог XXI века, стало еще более заметно, что старая хаотичная греческая модель – это то, как мы будем жить в будущем. Нет более явного статистического тренда, чем урбанизация, массовое бегство в гигантские города. К 2050 году 80% жителей планеты будут проживать в городах. Каждому стоит запомнить следующие названия: Токио, Мумбаи, Лагос, Дакка, Сан-Паулу, Карачи, Мехико, Нью-Йорк, Джакарта, Калькутта. Это десятка самых важных городов будущего.

Вид на Empire State Building

При этом Нью-Йорк – это, определенно, нечто большее, чем номер восемь в списке. Нью-Йорк – это авангард. В Нью-Йорке впервые опробовали, как все это происходит. Люди из разных стран, представители различных культур, различных религий и цвета кожи собрались на одном побережье. Как шел процесс? При помощи криминальных ирландских банд, которые ведут мелкие войны друг против друга. При помощи итальянской и еврейской мафии, алчных владельцев жилья, выжимающих все соки из темнокожих квартиросъемщиков, при помощи трущоб в Нижнем Ист-Сайде. Но вместе с тем, без этнических кровопролитий, какие опустошили Европу, без погромов, без изгнаний и без диктатуры. Благодаря обширным реформам со временем удалось превратить восьмимиллионный мегаполис в более безопасный, красивый и (обратите внимание) зеленый город.

Чудовищная красота

Красивые ландшафты – от Центрального парка в Манхэттене до Пелем-Бей-парка в Бронксе. Те, кому довелось увидеть Нью-Йорк 80-х годов, вряд ли сегодня его узнали бы. Он стал более уютным. Да, многие богачи в Верхнем Ист-Сайде заработали свои миллиарды, но справедливости ради нужно отметить, что бедняки не стали беднее. Мигранту времен XIX века, который сегодня очутился бы на Эллис-Айленд, каждый получатель соцпомощи в США показался бы богачом.

Урбанизация не только неизбежна. Все идет на пользу планете. Например, в отношении экологии. Когда люди все больше концентрируются в регионах с высокой плотностью населения, когда сельское хозяйство благодаря современным методам и генным технологиям все меньше нуждается в посевных площадях, это означает, что и без того измученную окружающую среду наконец-то оставили в покое.

Большая территория Земли может вернуться в старые «дикие» времена, и это пойдет на пользу всем –  растениям, животным, людям. Кроме того, город (полис) как это правильно отметили греки, является наивысшей точкой цивилизации. Согласно одной традиции город изображается как сатаническая мельница, как молох, чудовище, сжирающее любое проявление индивидуальности. Какая ерунда! Город – это не молох. Это место, где чужеродные частицы встречают друг друга.

Сила мега-городов

Город XXI века подрывает изобретение XVIII века, которое несет больше вреда, чем пользы. Речь идет о национальном государстве. Некоторые провидцы говорят о том, что международные концерны «добьют» национальные государства, но, по всей видимости, этого все же не случится. Международные концерны представляют собой хрупкое образование, которые за одну ночь могут превратиться в ничто.

Ни один человек не знает, будет ли через 20 лет кто-то вспоминать о Facebook, Amazon или Google. Но Токио, Сан-Паулу и Лагос, без сомнения, останутся там, где они сегодня находятся (конечно, если не наступит ядерная война). И чем больше людей там сконцентрируется, тем большей политической мощью они будут обладать.

Поэтому намного важнее знать, что Сунил Прабху (Sunhil Prabhu) уже в третий раз избран мэром Мумбаи, чем, например, то, как зовут премьер-министра Индии (Манмохан Сингх (Manmohan Singh). Политика в  XXI веке будет представлять собой нечто, о чем договариваются между собой города-государства, все чаще минуя глав национальных правительств. Отличная новость, потому что города-государства должны быть прагматичными. Они не могут себе позволить обращать внимание на бюрократию, религиозные и этнические споры. Они заинтересованы в торговле, а не в войне.

По всем этим причинам закономерно, что весь мир сегодня сконцентрирован на выборах мэра в Нью-Йорке, будто это выборы нового американского президента. Потому что от глав городов в этом мире зависит большее. В Нью-Йорке в следующие четыре года будет на что посмотреть. Удастся ли социалисту Биллу де Блазио (Bill de Blasio), и сегодня симпатизирующему движению сандинистов в Никарагуа, реализовать политический курс в комплексной метрополии, нацеленный на помощь бедным слоям и среднему классу (а не только на отпугивание богачей)? За результатами этого эксперимента мы все с интересом будем наблюдать. Возможно, другим городам-государствам XXI века будет чему поучиться.

Какой будет жизнь в городах будущего

Дэн Максай (Dan Macsai)

Девушка в интерактивном виртуальном пространстве на мероприятии

По данным Всемирной организации здравоохранения, количество людей, живущих в городах, в предстоящие несколько десятилетий почти удвоится. Если в 2009 году городских жителей было 3,4 миллиарда, то в 2050-м их будет 6,4 миллиарда человек. А городские агломерации станут намного эффективнее в плане энергопотребления, питания, управления дорожным движением и так далее, чтобы всей этой массе людей жилось комфортно. Но как это сделать?

Поиском ответа на этот вопрос занимались в пятницу на «Чикагской неделе идей» в рамках семинара «Города: конкретные решения» эксперты-урбанисты, в том числе, заместитель главного редактора TIME Рана Форухар (Rana Foroohar). Вот лучшее из того, что они смогли найти.

Здания, приспосабливающиеся к нашим потребностям в режиме реального времени

«Я смотрю на здания не как на статичные конструкции, а как на живые организмы», которые могут «говорить» с нами при помощи данных, заявил вице-президент подразделения IBM Smarter Physical Infrastructure Дейв Бартлетт (Dave Bartlett). Чтобы добиться этого, его команда помогает строить здания, например, в Тулейнском университете в Новом Орлеане. Она устанавливает датчики на бойлерах, на водопроводах, на воздуховодах, на приборах освещения и так далее, которые следят за их работой в режиме реального времени и определяют потенциальные проблемы еще до того, как они возникнут у обитателей этого здания. Но это только первый шаг. Представьте себе кинотеатр, где температуру можно регулировать в соответствии с требованиями зрителей (которые сообщат об этом через свои мобильные приложения), или офис, который можно научить активнее всего расходовать энергию, когда люди работают с максимальным напряжением сил. «Если здание не помогает тебе работать продуктивнее, – говорит Бартлетт, – то оно не соответствует своему предназначению».

По-настоящему «умная» парковка 

Более 30% транспортного потока в городах создают водители, ищущие место для парковки. А что будет, если точно сообщить им, куда надо ехать? «Именно этим мы и занимаемся», – говорит Зиа Юсеф (Zia Yusef), президент и генеральный директор компании Streetline, которая сотрудничает с такими городами? как Лос-Анджелес и английский Бирмингем, устанавливая тысячи датчиков на уличных парковках, чтобы они подавали сигнал об освободившихся местах. Пользуясь мобильным приложением Streetline, в котором есть карта свободных парковочных мест в режиме реального времени, водитель может  узнать, где ему можно припарковаться, и даже заплатить за это место, не объезжая один городской квартал за другим.

Но будущее станет еще лучше, объясняет Юсеф, рассказывая о том, как города при помощи собранных данных будут формировать динамичные цены за парковку. В этом случае ты гарантированно получишь прекрасное стояночное место, если заплатишь чуть больше. В таком случае торговцы смогут автоматически оплачивать твою парковку в качестве стимула, чтобы ты посетил их магазин или предприятие.

Школа, готовящая детей к карьере

Одна из самых интригующих граней местной экономики, позволяющей дать внутренний толчок развитию американской экономики в целом, это партнерство IBM с государственными школами в Бруклине, говорит Форухар, также работающая обозревателем в TIME. В рамках программы P-TECH старшеклассники (в основном  из малообеспеченных семей) в течение шести лет не просто изучают точные науки, но и участвуют в практических занятиях в IBM, работая вместе с наставником из этой компании. Получив аттестат после окончания школы (или диплом об окончании бакалавриата в колледже или технической школы), они также получают первую информацию о вакансиях в IBM. «Получается связка между государственным и частным сектором», – объясняет Форухар. Эта программа, начатая в 2011 году в одной из школ, сегодня получила распространение во всем штате Нью-Йорк, и этому примеру начали следовать другие города.

В городах будущего не будет места автомобилям

Вид Лондона

По словам одного из ведущих британских архитекторов, в ближайшие 20 лет в Лондоне введут обширные запреты на проезд автомобилей. Он призывает к тому, чтобы города стали местом для пешеходов и велосипедистов, но не для автомобильного движения.

Со своими прогнозами лорд Роджерс, барон Риверсайдский, участвовавший в создании Центра Помпиду в Париже, здания Национальной ассамблеи в Кардиффе и штаб-квартиры компании Lloyd’s в Лондоне, выступил в момент, когда города по всей стране думают над тем, чтобы ограничить въезд машин в свои городские центры.

Лорд Роджерс предсказывает, что в стране получат широкое распространение маленькие электромобили, а также говорит, что проблемы городского транспорта в столице помогут решить велосипедисты, число которых постоянно увеличивается. «К 2033 году, то есть, на мой столетний юбилей, мы получим обширный запрет на автомобильное движение, особенно в центре городов, - сказал он. – Повсюду произойдут крупные изменения в топливе и форме автомобилей, и привычным зрелищем станут электрорикши и устройства, похожие на самокаты типа сегвеев».

Увлеченность мобильными телефонами

На этой неделе пройдут публичные слушания по вопросу о создании пешеходной зоны в Брайтоне в торговом районе Лейнс. Предложения о превращении центра Оксфорда в пешеходный район в 2011 году зашли в тупик, однако в этом месяце совет графства снова заявил об их рассмотрении. Есть также планы по созданию «общественного пространства» в центре Абердина, где планируют сделать пешеходную зону.

В Лондоне выдвигались планы запрета автомобильного движения по Парламентской площади и создания там общественной зоны. Инициатором этих планов был бывший мэр Кен Ливингстон (Ken Livingstone), однако Борис Джонсон (Boris Johnson) через несколько месяцев после своего избрания в 2008 году положил их на полку.

В середине 1980-х годов лорд Роджерс выражал неудовольствие тем, что городские планировщики применяют в Лондоне «поэтапный подход» и руководствуются «скорее рыночными интересами, нежели интересами широкой общественности».

В 1986 году он выступил за запрет автомобильного движения по Трафальгарской площади и Нортумберленд-авеню, а также за проект по заглублению автомобильной дороги в подземный тоннель, что позволило бы создать парк на берегу Темзы. От этих планов отказались, назвав их «непрактичными».

Будучи главным советником Ливингстона по архитектуре и градостроительству, лорд Роджерс в 2005 году вновь выступил со своими предложениями по поводу набережной и заявил: «Нам нужен город для пешеходов и велосипедистов».

Ему не удалось реализовать своим замыслы, однако сейчас появились планы убрать полосу движения автомобильного транспорта и создать вдоль набережной выделенную велосипедную дорожку.

Если ограничить въезд автомашин в центр британских городов, эти районы станут безопасным и приятным местом для проживания, говорят участники этой кампании.

Сам лорд Роджерс на этой неделе заявил: «В прошлом мы допустили много ошибок, отказавшись от попыток представить себе будущие транспортные потребности Лондона. Что мы будем делать с тем пространством, которое освободится в городах? Надеюсь, это будет пространство для людей, а не для машин, как сегодня».

1) http://inosmi.ru/world/20131112/214692485.html
2) http://inosmi.ru/world/20131023/214123903.html
3) http://inosmi.ru/world/20130722/211186079.html