По мнению футурологов, уровень развития информационных технологий в XXI веке неизбежно приведет к возникновению новой социальной структуры - глобального информационного общества.
Идея глобализации не подтверждается ни одной значимой и проверенной экспериментально концепцией исторического развития. Более того, эта идея, по существу, отвергает уникальность пути развития каждой отдельной цивилизации, уникальность ее опыта, культурного наследия. В свою очередь, уникальность пути развития каждой цивилизации связана с особенностями формирования лидеров и особенностями образовательного процесса, с помощью которого лидеры доводят свои идеи до каждого человека. Представляется маловероятным, что эти особенности сейчас или когда-либо можно было бы глобализировать. Скорее по мере развития цивилизаций усиления их можно ожидать их социальной (не экономической) дифференциации, приводящей к различиям в мировоззрении, культуре, искусстве.
Можно предположить чрезвычайно важную роль информации в развитии общества как в качестве стимулирующего развитие фактора, так и в качестве мобилизующей силы. При этом еще раз важно подчеркнуть, что информационный обмен для оптимального развития общества должен быть управляемым и контролируемым.
Кто и как будет осуществлять эти управление и контроль - другой очень сложный вопрос. Но уже практически очевидно, что в основе процесса управления в современных условиях должна лежать новая мощная система образования, способная оперировать огромными объемами информации, структурировать эту информацию и эффективно доводить необходимое ее количество до обучаемого.
И, наконец, при отсутствии или непопулярности каких-либо методов материальных воздействий на общество, например различных силовых методов, информация становится одним из основных средств общественного воздействия. В этом смысле общество обречено на переход в фазу с чрезвычайно важным значением информационных процессов. Называть его информационным или, например, информированным - это уже другой
вопрос.
Социология информационного общества.
Понятие глобализации применительно к социальным процессам вообще и к информационному обществу в частности, как уже говорилось, является весьма условным. Однако из этого не следует, что стольже условным является и информационное общество.
В отличие от идеи социальной глобализации, идея информационного общества не противоречит ничему. В общем случае информационное общество является одним из вариантов общества с сервисными технологиями, постепенный переход к которому является одной из особенностей современного исторического этапа. Это общество характеризуется преимущественным развитием комплексных способов и средств производства, широкого разнообразия сложных услуг при высокой доле научного и информационного обеспечения. Под разнообразием услуг понимаются самые разные услуги - от простейших (типа организации шоппинга в супермаркетах и международного туризма) до услуг, предоставляемых Интернетом, и космических достижений. Таким образом, вопрос заключается не в том, существует ли принципиальная возможность существования информационного общества. Вопрос в другом. Существует ли такое общество уже сейчас или это только удел будущего?
Однако говорить о возникновении информационного общества только на основании факта быстрого развития информационных технологий представляется неправомерным. Возникновение любого общества - исторический процесс, происходящий под действием и влиянием множества факторов. В результате этого процесса возникает целый комплекс определенных экономических, политических, социальных отношений между людьми.
Информационные технологии сами по себе не могут обеспечить возникновения такого комплекса. Они могут создать лишь часть инфраструктуры информационного общества, некоторую информационную среду для его возникновения, развития и существования. Но о том, что это будет за общество, пока говорить рано. Можно лишь с определенной научной достоверностью предсказать некоторые характерные черты информационного общества. При этом порой оказывается, что имеющаяся в распоряжении аналитиков информация заставляет задуматься не только о положительных сторонах информационного общества - если таковое в конце концов возникнет, - но и о его недостатках.
Основные черты информационного общества как социальной
организации можно представить следующим образом.
Определяющим фактором общественной жизни в целом является теоретическое знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации. Как следствие ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Промышленная корпорация теряет главенствующую роль.
Деление на "имущих" и "неимущих" приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные. Неинформированные же это - "новые бедные".
Как следствие очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов.
Инфраструктурой информационного общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и информационные технологии образуют симбиоз.
Общество вступает в эпоху, когда социальные процессы становятся программируемыми.
Такого рода информационное общество пока нигде не состоялось. Университет не заменил промышленную корпорацию в качестве базового института "нового общества", скорее пока академическое знание инкорпорировано в процесс производства.
Общество сейчас мало похоже на целостную программируемую систему институтов. Оно больше похоже на мозаичное поле дебатов и конфликтов по поводу социального использования символических благ. Теоретические прогнозы оказались несостоятельны потому, что авторы прогнозов в плену двух стереотипов: информация - это всегда знание, общество - это всегда система институтов.
Более информированный человек - это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций.
Огромное значение коммуникационного аспекта информации заключается в его операциональности, т.е. в обосновании, оправдании действий. В традиционном обществе, построенном на религиозном оправдании деятельности, и даже в обществе модернизирующемся, построенном на идеологических оправданиях того же действия, информация никак не могла претендовать на ту роль, что играет теперь. Прежде всего как коммуникация, а не
как знание информация способна вызывать новые операции. Люди действуют, используя информацию. При этом коммуникационные потоки не только не поглощаются как ресурс деятельности, подобно сырьевым или энергетическим ресурсам, а, напротив, умножаются и ускоряются. Итак, в некотором смысле информация это - коммуникации, побуждающие к действию.
При таком отношении к информации становится понятным, почему главным феноменом нашей эпохи стал Интернет, а не гигантские электронные банки данных или искусственный интеллект. В Интернете сегодня не создается никакого знания, но зато сеть многократно увеличивает возможности осуществления коммуникаций. Интернет - это одновременно и средство, и среда виртуализации общества, поскольку в деятельности людей, в их
отношениях друг с другом образы замещают реальность. Это замещение происходит во всех сферах жизни.
Виртуальная альтернатива.
Коммуникации, осуществляемые через Интернет, не ориентированы на институциональные и групповые нормы, направляющие деятельность людей в их несетевой жизни. Более того, сеть Интернет-среда развития виртуальных сообществ, альтернативных реальному обществу. Активность индивидов, осуществляющих коммуникации через Интернет, их силы и время переориентируются с взаимодействий с реальными друзьями, родственниками, коллегами, соседями на коммуникации своего виртуального "Я" со столь же виртуальными партнерами. Общение через Интернет как раз и привлекательно обезличенностью, а еще более - возможностью конструировать и трансформировать
виртуальную личность. С одной стороны, Интернет дает свободу идентификации: виртуальное имя, виртуальное тело, виртуальный статус, виртуальная психика, виртуальные привычки, виртуальные достоинства и виртуальные пороки. С другой стороны, происходит утрата и отчуждение реального тела, статуса и т.д. Сеть - средство трансформации и личности как индивидуальной характеристики и личности как социокультурного и исторического
феномена. В современном понятии Личность еще пятьсот лет назад не существовала (или, лучше сказать, была весьма редким явлением). Такие атрибуты личности, как стабильная самоидентификация, индивидуальный стиль исполнения социальных ролей - "творческая индивидуальность", активными пользователями Интернет утрачиваются. Сознательно или неосознанно ими формируется размытая или изменчивая идентичность. Виртуализируется не только общество, но и порожденная им личность.
Таким образом, виртуальная реальность ведет не к переустройству общества и к его изменению, но во многом к некоторой симуляции некоторого другого мира. Можно ли назвать информационным такое общество, где параллельно существуют два мира: реальный и виртуальный? При этом каждый из этих миров живет по своим законам. Например, виртуальный мир отличается существенно большей демократичностью, чем реальный.
Итак, что такое информационное общество в социологическом смысле этого слова, до конца неясно. Пока можно с уверенностью утверждать, что возникла виртуализация общественной и личной жизни в сетях, а также при других способах чрезмерной информатизации, образующийся разрыв между личностью и обществом рождает много проблем, которые нужно решать. Но не стоит драматизировать эти проблемы. Конечно, человечество переживало за время своего развития много критических ситуаций. Многое менялось. Во время всех катаклизмов разрушалось многое. Но не само общество. Просто из чувства самосохранения человек, можно сказать, инстинктивно сохранял
социальное единение. Правда, одновременно развивая его. Можно предположить, что и в данном случае, сознательно или неосознанно, найдется оптимальное решение. И этим решением окажется информационное общество. Хотя и существенно отличное от того, каким оно представляется сейчас.
Комментарии (1)