Существует мнение, что людей нужно мотивировать делать все вовремя, — говорит Джастин Крюгер, социальный психолог и профессор факультета маркетинга американской Stern School of Business. — Придумано множество разнообразных наказаний за опоздание, но парадокс в том, что мы все равно опаздываем, невзирая на последствия».
Такое поведение называют «ошибка планирования». Этот поведенческий паттерн труднее других поддается корректировке. Он может сказаться и на эффективности работы, и на отношении к вам друзей, вынужденных вечно томиться в ожидании. Исследователи рассматривали проблему с разных сторон, пытаясь понять, почему такое происходит. Причин множество, от слабых навыков планирования до медицинских проблем.
Исследователи посмотрели, как работает ряд стратегий, которые считаются эффективными для соблюдения дедлайнов. Одна из них — оценивать время на основе прошлого опыта. Другая — разбивать все дела на мелкие этапы.
В 2004 г. в Journal of Experimental Social Psychology вышла статья Крюгера и его коллег, что «распаковка» — разделение задачи на мелкие этапы — позволяет людям куда точнее оценить время на ее выполнение. Изучалось четыре действия: прибыть вовремя на место, закупиться в магазине на выходных, поработать с документами на компьютере и приготовить обед.
В 2012 г. в издании Organizational Behavior and Human Decision Processes вышла работа Бюлера с соавторами. Попросите человека представить с позиции стороннего наблюдателя, как он будет совершать то или иное действие, — и человек куда точнее сможет определить время, которое для этого потребуется.
А исследование Джеффа Конте, адъюнкт-профессора психологии Университета Сан-Диего, гласит, что в постоянных опозданиях могут быть виноваты индивидуальные черты характера.
В 2003 г. он с коллегами опубликовал статью в газете Human Performance. В ее основу легли наблюдения за 181 работником метрополитена Нью-Йорка. Те из них, кто предпочитал делать много дел одновременно, гораздо чаще прибывали на работу с опозданием.
В другом исследовании Конте выделил типаж А — людей, которые живут в быстром темпе, ориентированы на достижение успеха и нередко агрессивны. Они более пунктуальны. А более спокойный типаж В чаще задерживается. Таковы итоги исследования поведения 194 студентов, опубликованные в 2001 г. в Journal of Applied Social Psychology.
Среди прочего подопытных просили оценить, когда, по их ощущениям, прошла минута. Типаж А говорил через 58 секунд. Типаж В считал, что через 77 секунд. «Получается 18-секундный разрыв, который может дать лишнее время», — подводит итог Конте.
Профессор Beloit College Лоренс Вайт рассказывает, что психологи обнаружили связь между опозданиями на работу и возрастом ребенка опоздавшего. Чем ребенок младше, тем больше шанс, что отец задержится. Другие важные факторы — удовлетворенность работой и рабочие обязанности.
Порой хронические опоздания — признак серьезных проблем со здоровьем. Например, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство или умеренные когнитивные нарушения, предвестник слабоумия. В некоторых случаях в лечение требуется включать обучение навыкам тайм-менеджмента.
Лиза Бернштейн — социальный работник, помогающий нескольким пациентам с СДВГ. Один из методов, которые она практикует, — в ежедневнике разбивает неделю на 30-минутные отрезки. Другой способ — вознаграждение. Например, никаких соцсетей и электронной почты, пока работа не сделана. Вот некоторые из ее советов.
Не гонись за двумя зайцами. Прими как данность, что не можешь быть в двух местах одновременно.
Готовь одежду с вечера, если утром идешь на встречу. И найди будильник без функции «зазвонить еще раз чуть погодя».
Расписывай все встречи в календаре блоками, включая время на дорогу и на то, чтобы дойти до комнаты.
Ставь на телефоне будильник на время, когда пора собираться на выход, а другой пусть звонит, когда пора выходить.
Приезжай на встречи заранее и побалуй себя чашкой кофе.
Подумай о расплате за опоздание.
Создай визуальный образ, как ты приезжаешь вовремя, это повысит твою сосредоточенность и внимательность.
Высыпайся, чтобы сохранить ясное мышление.
Эти приемы сработали в случае с Мэри Талли. Бернштейн помогает ей около пяти лет. Еще в детстве у Талли диагностировали СДВГ. Она очень беспокоилась, что все время опаздывает. Но расписание с интервалом в полчаса сильно ей помогло. Надо сказать, что Талли сейчас 60 лет, она основатель консультационного агентства в Вашингтоне: «Бернштейн наглядно мне продемонстрировала, сколько времени может в действительности уходить на ряд дел».
Талли перестала назначать встречи впритык друг к другу и научилась вычеркивать то, что явно не успевает сделать. В итоге на последнюю встречу с Бернштейн в январе она приехала на 10 минут раньше.
WSJ, 2.2.2015, Антон Осипов
Комментарии (0)