Выбор профессии: когда?

 

Традиционно в нашей стране у заботливых родителей именно они, а не дети, выбирают сферу применения своих сил после обучения. Что бы ни говорили, как бы это вопрос не представляли окружающим, родители в подавляющем большинстве случаев определяют «выбор» ребенка. Ну и финансируют, разумеется, все мероприятия, направленные на то, чтобы этот выбор реализовался. Это курсы, репетиторы, кружки, тематические поездки и лагеря, а иногда и специализированные школы.

Насколько это оправдано?

Бесспорно, у родителей больше жизненный опыт, они имеют более конкретные представления о той или иной сфере деятельности, чем дети. Но можно ли доверяться только «опыту» опирающемуся на более длительное пребывание на рынке труда? Конечно, нет.

Вот несколько вопросов, на которые стоит попытаться себе ответить, прежде чем направлять усилия ребенка в ту или иную сферу профессиональной деятельности.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ: КОГДА?Родительский выбор профессии безупречен и безошибочен?

Оглянитесь и вы увидите, сколько людей вокруг не любят свою работу! Они даже не допускают мысли о том, что неправильно выбрали себе профессию, максимально честно пытаются выполнять свой функционал, но все в них противится этому. Вы, наверное, видели неудачных продавцов, плохих учителей, отвратительных врачей… Их выбор профессии определялся, прежде всего (если не единственно чем), уровнем заработка данных специальностей. И чаще всего это выбор за человека сделали родители. А убедить ребенка не так уж и сложно.

Сегодня мы имеем армию несчастных людей, которые каждый день мучаются, приступая к своей работе и с радостью бегущие с нее при первой же возможности. И что не менее важно, эта армия призвана выполнять на своем месте функции необходимые нам. К сожалению, плохо выполняет. Кому от этого хорошо? Обществу? Нет. Горе-профессионалу? Тем более нет. Родителям этого подросшего ребенка? Ну, пожалуй, им-то сначала хорошо. Ведь цель достигнута! Ребенок послушен и теперь «выведен в люди». Но дальше начинаются другие проблемы, как бы не связанные с выбором профессии. «Ребенок» начинает пить, срываться на родных, приобретает неврозы и может дойти дело до депрессии, а желанного финансового благополучия как не было, так и нет. Тогда человека обвинят в лени и несерьезности.

А причина в неправильном выборе сферы применения его навыков и усилий.

Возможно, ваш ребенок вовсе не стоматолог, как дедушка и бабушка, а прирожденный социолог или воспитатель! Определить это непрофессионалу трудно, да и для него это задача не на одно посещение.

Что же делать?

Задача ответственного родителя, во-первых, дать своему чаду максимально широкий простор для выбора. И при этом стараться не критиковать огульно все, что не нравиться взрослым членам семьи, а дать ребенку самому составить мнение о той или иной профессии. Это непросто, не каждый зрелый человек способен держать свои эмоции при себе. Представьте себе полковника, сын которого хочет быть парикмахером, и вы все поймете. Но вдруг именно в этой сфере деятельности ребенок сможет найти себя?

Или вы планомерно готовите дочь к врачебной карьере, а у нее явная склонность к цветочкам и лепесточкам. Не стоит сразу рубить на корню детские мечты сентенциями вроде: «Кому сейчас нужны ботаники! Вот врач без работы не останется! Люди всегда болели и будут болеть!» Куда продуктивнее поддержать ребенка найти ей качественный кружок по биологии – пусть занимается листочками! Со временем не вы, а уже педагоги плавно ее подведут к зоологии и анатомии. Ведь то, что говорят родители, не всегда воспринимается адекватно. А хорошее знание биологии еще не помешало ни одному абитуриенту медвуза. Таким образом, вы не испортив отношения с ребенком, не сломав его волю, идя навстречу его желаниям, все же мягко направляете его в направлении желательном для вас. Возможно, медицина и впрямь заинтересует человека и тогда все пройдет гладко. Но если ребенок демонстрирует четкое неприятие тех или иных занятий, не настаивайте. Сделав несчастным его сегодня, вы сделаете несчастными и себя. Только уже завтра.

Когда начать?

Сегодня о профессии у нас в стране задумываются всерьез ближе к окончанию 8 класса. До этого времени большинство подростков витает в неопределенных облаках и весьма расплывчато представляет себе свое будущее. Знают только, что оно будет «светлым и свободным». Школьные предметы для них существуют как бы в отрыве от личного будущего. Хотя знание математики и физики ой как не повредило бы сантехнику или автослесарю. А уж сисадмину (есть такой миф, что это такая простая работа, за которую неплохо платят) тем более. Для того же парикмахера история и химия - просто хлеб с маслом, колбасой и икрой одновременно! Знания выше средней школьной программы по этим предметам, да плюс творческая мотивация могут дать такой эффект, что к вашему ребенку будут стоять очереди за полгода на колорирование и создание нового имиджа.

Но все же на этом этапе, в средней школе, уже поздно.

Думать о будущей профессии надо начинать уже с первого класса или даже на год раньше. Это время когда в детских головка легко и крепко укладываются цели, а доверия к родителям еще очень и очень велико. И пусть его желания еще формулируются расплывчато, главное, что они есть. И эо важный момент. Не упустите его. Хочет ребенок быть косметологом – возьмите его с собой в салон, и не раз, и не два. Купите ему для начала эфирные масла и ингредиенты для простейших кремов. И пусть чуть позже малыш разочаруется и остынет к этому занятию, но зато он попробовал! Помогите ему узнать поподробнее о разных сферах деятельности людей, не только о вашей работе. Тут помогут кружки, экскурсии, возможно, мастер-классы.

Удивительно, но и вы для себя откроете много интересного и нового о мире, в котором, казалось, вам все известно. Зайдя в автомастерскую, постарайтесь посмотреть на работу мастера не с позиции потребителя, а работника. Привлекайте по возможности сотрудников мастерской. Практика показывает, что всегда найдется хоть один словоохотливый человек с удовольствием поболтающий с малышом о своей работе.

Познавательная активность малышей, направленная в разные стороны веером к окончанию начальной школы у большинства гаснет. Тем более важно до школы, и в первые годы обучения, не просто «развивать ребенка», а помочь ему поставить конкретную цель. Это не значит, что цель не подлежит корректировке в дальнейшем. Напротив, вполне логично будет, что с возрастом человек меняется, уточняет и поправляет свои устремления. Но зато появляется конкретная мотивация. Например, «математику надо знать отлично, потому что без нее в астрономии просто нечего делать!» или « Как ты собираешься лечить людей, если ленишься выучить строение листа? Ведь человек гораздо сложнее!» Обращайтесь к ребенку в каких-то вопросах в сфере его будущей профессиональной компетенции: «Скажи мне как будущий модельер, это пойдет к этому? А почему? Ну, я не понимаю, объясни».

То, без чего не обойтись

Без вашего активного участи ничего не получится. Не сможет ребенок сам попробовать готовить или шить, паять или собирать сложный конструктор, разговаривать с другими взрослыми профессионалами. Ваша помощь ему необходима как ежедневная порция каши. Это не разовые мероприятия, а постоянная работа.

Хотя часто доставляющая удовольствие. Это уж как относиться. И своим детям, и к этому миру.

Тест характеристика человека он-лайн поможет понять, как нужно развивать то, что предопределено природой, и как бороться с заложенными в нас негативными чертами. Ну а родителям поможет в выборе профессии.