Значительное увеличение продолжительности жизни может привести к кризису творчества и идей.
Мы поговорили с психологом Анной Прихожан о возрастных кризисах, качестве и необходимых навыках долгой жизни.
— Мы видим, что в развитых странах увеличивается продолжительность жизни. Если раньше в 40 лет человек уже считался пожилым, то сейчас и в 70 многие люди не чувствуют себя старыми. Что ждет человека, если эта тенденция сохранится или наука найдет даже способ достичь бессмертия, о чем некоторые ученые говорят как о вполне возможной перспективе?
— На мой взгляд, имеет значение не продолжительность, а качество жизни, которое позволило бы человеку нормально функционировать. Сейчас мало кому удается до 90 лет жить насыщенной, активной жизнью. Старость — это ведь не только болезни, это еще и большая утомляемость, отсутствие интереса к жизни: кажется, что тебе все уже показали. И эти проблемы нужно начинать решать в более молодом возрасте. Второе, что меня, например, смущает в ситуации бессмертия, — это проблема обновления, прежде всего чувствительности к новым идеям, веяниям. Каждый человек в начале своей жизни видит перед собой горизонт, потом этот горизонт схлопывается и остается точка — точка зрения. Дело в том, что с определенного возраста старые идеи начинают над тобой довлеть. Творческий возраст — это все-таки молодость.
— То есть появляется некоторая закостенелость общества…
— В общем да. Подобно советской геронтократии. Проблема в том, что человек с трудом меняет свой образ жизни и статус. Мне кажется, опасность длительной жизни в том, что значительная часть населения будет тормозить развитие общества.
— А как вернуть интерес к жизни?
— Видимо, если человек будет долго жить, понадобится другая система обучения, связанная с непрерывным образованием. Уже сейчас это очень важный момент. Многие не считают профессию, которую они выбрали в 17 лет, чем-то окончательным и готовы в течение жизни пробовать себя в разных областях.
Психолог Анна Прихожан говорит, что появится большое количество людей, которые в принципе могут не думать.
Фото: РИА Новости/ Максим Блинов
— Если человек будет жить, скажем, порядка 150 лет, до какого возраста растянется детство, до 50?
— Наверное. Получается, что возраст рассвета — продуктивный возраст — будет приходиться на период от 50 до 120 лет. Конечно, это очень заманчивый момент. Но общество в таком случае должно быть полностью перестроено. Возьмите семейные отношения: в семье будет жить не три поколения, как сейчас, а четыре-пять? Как будет складываться общение?
— Количество живущих в одно время поколений, видимо, будет зависеть от рождаемости. Скорее всего она сократится.
— Если рождаемости не будет, продление жизни совершенно ужасно. Эрик Эриксон когда-то говорил: жизнь обновляется с каждым новым поколением. Если рождаемость будет низкой, то обновление жизни будет минимальным.
— Что такое обновление жизни?
— Каждое поколение приходит со своими идеями, подходами. Вспомните, например, студенческие волнения 1968 года. Тогда впервые молодые завоевали право на то, чтобы их слушали и уважали наравне со старшими.
— Сейчас говорят о появлении так называемого поколения ми-ми-ми, рожденного в 1990-е годы, которое отличается индивидуализмом и даже эгоцентризмом.
—Да, его так называют? Не думаю, что индивидуализм в них поколенческий. Скорее это связано с распространением гаджетов, которые совершенно точно перевернули мир. Конечно, их в первую очередь освоили молодые. Не только молодые, даже маленькие. Такое впечатление, что сегодня дети рождаются с гаджетом в руках. Если раньше ребенок начинал узнавать себя в зеркале в районе трех лет, сейчас это происходит уже в возрасте семи-восьми месяцев, а порой и раньше. А в год ребенок уже говорит «я». При этом наблюдается тенденция к задержке развития речи — одного из главных показателей развития психики. Вообще способность к освоению новых технологий — это тоже поколенческая вещь. Как говорил Эриксон, поколение должно соответствовать технологическому уровню своей эпохи.
— Мне кажется, изменения в детском развитии тоже отчасти следствие начавшегося процесса увеличения продолжительности жизни. Что касается технологий, пожалуй, они и могут изменить процесс обучения, о котором вы говорили.
— Совершенно точно доказано, что технологии существенно изменяют мышление человека. Появление клипового мышления — результат развития технологий. Есть исследования, которые показывают, что формируется и новый тип интуиции.
— Еще говорят, что люди не могут читать большие тексты.
— Это не совсем так. Просто в принципе есть тенденция к отказу от усилия. И чем больше появится возможностей отказаться от усилий, тем хуже будет наше мышление.
— Если это довести до абсолюта, чем это нам грозит?
— Много опасностей, в том числе отказ от существующего сегодня типа мышления — дискурсивного, то есть логического. Это грозит тем, что появится большое количество людей, которые в принципе могут не думать. И все же мы не знаем наверняка, возможно, клиповый тип мышления, который нам так не нравится, — это новый способ познания.
Если у тебя в запасе вечность, ты совершенно перестаешь ценить время, начинаешь откладывать дела на потом.
— Вернемся к разговору об увеличении продолжительности жизни. Логично, что оно приводит к смещению кризисных возрастов. Например, кризис среднего возраста — кажется, что уже сейчас он заметно помолодел.
— Да, многие говорят, что кризис среднего возраста сегодня приходится на 33 года. Возраст Христа. Карл Юнг, который в свое время ввел это понятие, говорил, что первую половину жизни, до 40 лет, человек живет вовне: завоевывает мир, приобретает опыт. А во второй половине жизни он должен обратиться к себе. Проблемы начинаются тогда, когда человек продолжает жить целями и ценностями первой половины. Впрочем, сейчас существует другая точка зрения: почти невозможно определить, являются ли цели и задачи конкретного человека возрастными или индивидуальными.
С увеличением продолжительности жизни встает другая проблема — освоение навыков. Насколько человеческий мозг способен усваивать информацию. Сегодня мы считаем, что возраст рассвета у взрослых приходится на период с 25 до 33–38 лет. Потом начинается постепенный регресс. Было доказано, что в пожилом возрасте, около 70 лет, возможен прирост знаний, но только на основе ранее приобретенных навыков. Новые навыки уже не усваиваются. Хотя старые, да, можно усовершенствовать. Например, освоить компьютер, имея навык работы на печатной машинке.
— На какой возраст сейчас приходится самый поздний кризис?
— Последний возрастной кризис, не считая предсмертного, совпадает с уходом на пенсию. Предсмертный кризис связан с ощущением бессилия, неспособностью собой управлять, осознанием начала конца. Если представить, что человек бессмертен, то у него появляется совершенно другая временная концепция, перспектива и транспектива, то есть соотношение прошлого, настоящего и будущего. Бесконечная дальняя перспектива сильно бы изменила его отношение к миру, к самому себе, ко всему на свете. Если у тебя в запасе вечность, ты совершенно перестаешь ценить время, начинаешь откладывать дела на потом. Уже сейчас человек не впаян в профессию, он впаян в социальный статус. Нет ощущения уходящих минут.
Комментарии (0)