Всех тонких различий между мужчинами и женщинами мы, возможно, никогда не познаем, но кое-что нам уже известно.
Пропастью между полами (gender gap) пропитан практически каждый аспект нашей культуры. От комиксов до конституции — всё подчёркивает различие, а не сходство между мужчинами и женщинами. В любом книжном магазине вам пообещают разгадку тайн противоположного пола. Нам говорят, что мужчины с Марса, а женщины с Венеры, что у мужчин своя логика, у женщин своя, что мальчики — это вафли, а девочки — спагетти. Ситкомы, романтические комедии, боевики — повсюду стереотипы: женщины беспокойны, придирчивы, всю дорогу прихорашиваются, тогда как мужчины строят теории, распутничают и спешат на помощь.
Есть авторы, которые хотят выглядеть наукообразно и пытаются объяснить все особенности мужского и женского поведения условиями жизни наших далёких предков из африканской саванны, но это всего лишь не более чем малохудожественная литература.
К сожалению, истинная наука недалеко ушла от массовой культуры: результаты исследований противоречивы, итоги экспериментов невозможно воспроизвести, фокус-группы всю дорогу разного размера и состава. И в этом нет ничего странного, ведь учёным приходится учитывать огромное количество факторов: генетику, физиологию, поведение, культуру, возраст, окружение, расу и бесчисленно многое другое Более того, каждая из этих переменных — бездонное и мутное море.
Само определение пола — дело не из лёгких. Поверьте, мужчин и женщин, самцов и самок разделяет не одна только хромосома.
Несмотря на трудности, связанные с изучением разницы между полами, эта важная задача должна быть решена, потому что мы знаем (или думаем, что знаем), что эта разница влияет на наше поведение. Учителя относятся к школьникам и школьницам по-разному и неодинаково их оценивают. Показатели женщин в тестах на производительность падают, когда им говорят, что мужчины в целом демонстрируют более высокие результаты. И мужчины, и женщины, как правило, стремятся удовлетворить культурные ожидания, даже когда речь идёт о такой простой вещи, как улыбка. Наша осведомлённость о половых различиях и их понимание имеют значение, потому что, умышленно или неумышленно, но мы применяем это знание, выстраивая своё поведение и оценивая поведение других.
Первый вопрос, который требует ответа: существует ли разрыв между полами? Может, это просто всеобщая иллюзия? Нетрудно догадаться, что однозначного ответа нет.
Большое и строгое исследование, чьи результаты были опубликованы недавно в журнале PLoS ONE, обнаружило множество гендерных различий, которые касаются в том числе чувствительности, сердечности, мрачных предчувствий, стремления к господству и умения сознательно держаться правил. Выяснилось, что по этим параметрам характеристики личности мужчин и женщин перекрываются всего на 10%.
Однако метаанализ, проведённый психологом Дженет Шибли Хайд, не подтвердил эти результаты. Объединив данные 46 исследований, г-жа Хайд определила лишь несколько аспектов, по которым мужчины и женщины существенно различаются. Это физическая агрессия, двигательные навыки и степень сексуальности (например, частота мастурбации). Но по подавляющему большинству (78%) охваченных исследованиями характеристик г-жа Хайд не нашла практически никакой разницы между полами. У мужчин и женщин, считает она, больше сходства, чем отличий.
Таким образом, консенсуса нет. И неопределённость становится нормой, когда речь заходит об исследовании гендерных различий в области познания и поведения. Судя по научной литературе, самооценка то различается у мужчин и женщин, то нет; мужчины то лучше разбираются в картах, то нет; то есть различия между полами в использовании языка и словарного запаса, то нет. Методология разная, контекст разный, вопросы задаются по-разному (а тут важны тончайшие нюансы). Так что если и можно делать какие-то обобщения, то вот они: мужчины более агрессивны и чаще совершают преступления, а женщины более склонны к тревоге, и у них чаще диагностируют депрессию.
Как видим, выяснить характер различий очень тяжело. Следующий шаг ещё сложнее. Надо разобраться в причинах. Различия между мужчинами и женщинами — нечто изначально данное, продиктованы ДНК и эволюционной историей или они продукт нашей культуры, опыта, межличностного взаимодействия?
Ответ кажется очевидным только на первый взгляд. Начнём с мозга. Нет никаких сомнений, что существуют биологические различия в мозге мужчин и женщин, то есть в размерах, симметрии и характере активации определённых крупных областей мозга, а также в количестве серого и белого вещества.
Один из главных камней преткновения заключается в том, что биологические различия не обязательно эквивалентны врождённым, фиксированным различиям. Мозг — это орган, который постоянно изменяется в ответ на жизненный опыт. Например, если вы занимаетесь карате, у вас может увеличиться часть мозга, отвечающая за моторику и координацию, а чем больше человек слушает музыку, тем более чувствительной становится слуховая система. Эта пластичность — одна из многочисленных причин, из-за которых очень трудно определить, есть ли врожденные количественные различия между мозгом мужчины и женщины. Разница в структуре или функционировании мозга ещё не означает, что гендерные отличия коренятся в наших генах или эволюционной истории.
Но, несмотря на трудности, исследователи всё же пытаются разобраться в этом вопросе. Например, можно изучать мозг и поведение детей, когда в них ещё больше «природы», чем «воспитания». Накоплена литература, которая говорит о том, что даже очень маленькие девочки лучше мальчиков справляются с тестами на социальное познание (social cognition; имеются в виду навыки понимания других людей и налаживания взаимоотношений с ними). Разумеется, новорождённые не могут отвечать на вопросы и выполнять сложные задания, поэтому применяются упрощённые методы, когда, например, достаточно зрительного контакта. Девочки в возрасте нескольких дней обычно чаще смотрят в глаза и лучше подражают взрослым. В возрасте 36 часов девочки проявляют больше интереса к человеческому лицу, а мальчики — к движущемуся неодушевлённому объекту (например, мобильному телефону). В три месяца девочки активнее выражают интерес (делают большие глаза, поднимают брови), чем мальчики.
Возможно, за этими различиями действительно стоит некий генетический компонент. Учёные рассудили, что девочки могут наследовать навыки социального познания от отцов, — вывод, который кажется нелогичным только на первый взгляд. Смотрите: женщины получают по одной X-хромосоме от каждого родителя, мужчины — только материнскую. Если какая-то из них и даёт преимущество, то папина — та, что есть только у девочек.
Для проверки гипотезы исследователи воспользовались синдромом Шерешевского — Тёрнера — хромосомной болезнью, при которой у женщин есть только одна Х-хромосома, унаследованная либо от матери, либо от отца. Если навыки социального познания являются продуктом последней, то обладающие ею женщины должны иметь лучшую социализацию. Именно это и было обнаружено в последующих тестах.
Учёные подозревают, что материнская X-хромосома эпигенетически выключается (возможно, за счёт добавления метильных групп). Подобный геномный импринтинг хорошо известен на примере других млекопитающих, когда аллели одного из родителей «молчат», а другого — выражаются.
Увы, дальнейшее изучение этого явления (по крайней мере с точки зрения гендерных различий в области социального познания) не смогло подтвердить эту гипотезу: результаты получены самые разные, в том числе обратные. Хотя итоги первоначальной работы удалось воспроизвести, мысль о том, что геномный импринтинг играет важную роль в различиях между полами относительно социального познания, остаётся спорной.
Аргументы в пользу того, что биология всё же играет роль в формировании ранних поведенческих различий между мальчиками и девочками, предоставило также изучение другой генетической аномалии — врождённой гиперплазии коры надпочечников (ВГКН). Как правило, любовь к тем или иным игрушкам возникает у детей под действием культурного давления и социализации: взрослые поощряют девочек играть в куклы, а мальчиков — с грузовиками. Но вдруг какую-то роль играют ещё и гормоны?
У людей, страдающих классической формой ВГКН, в период внутриутробного развития вырабатывается слишком много маскулинизирующих гормонов андрогенов, из-за чего организм лишается возможности производить определённые ферменты. Если гипотеза верна, то девочки с ВГКН должны предпочитать традиционно мужские игрушки.
Так оно и оказалось: девочки с ВГКН в возрасте 3–8 лет намного больше времени проводили с вертолётами, пожарными машинами и конструкторами, чем с куклами и кухонными принадлежностями. На самом деле они возились с игрушками мальчиков примерно столько же времени, сколько сами мальчики.
Другие исследования показали, что родители таких девочек поощряют их играть с «женскими» игрушками, то есть полученные результаты весьма убедительны. Изучение других приматов (макак-резусов, верветок) показало, что у них тоже существуют гендерные предпочтения относительно детских игрушек, то есть биология тут очень даже при чём.
Итак, получены некоторые доказательства того, что гены и гормоны играют роль в поведенческих различиях между мужчинами и женщинами. Как насчёт всего остального?
Если среда не оказывает никакого влияния на половые различия, они должны сохраняться в разных культурах. Но в Турции, Корее и Италии мальчики намного лучше справляются с заданиями по математике. В Исландии впереди девочки. В Норвегии и Швеции разницы почти нет. Что интересно, эти данные соответствуют общей мере гендерных различий, разработанной Всемирным экономическим форумом. В странах, где женщины обладают наибольшей политической и экономической свободой, между мальчиками и девочками нет почти никакой разницы в успеваемости по математике. Одновременно в этих же странах замечен наибольший разрыв между полами в том, что касается чтения: женщины читают намного больше мужчин. В обоих случаях очевидно, что простые биологические объяснения ничего не дают. Дело в культурной среде.
Исследователи обнаружили подобное, изучая пространственное мышление представителей двух индийских племён, которые тесно связаны генетически, но сильно различаются социальным устройством: карби патрилинейны (наследование от отца к сыну) и патриархальны (у мужчин больше прав, чем у женщин), а хаси — наоборот. Мужчины племени карби лучше справлялись с пространственными задачами, чем женщины, а у хаси всё было по-другому.
Многие другие исследования показали также, что большую роль в поведенческих различиях между полами играют ситуационные факторы. Достаточно просто спросить участника эксперимента, какого он или она пола, и результаты тестов на производительность изменятся: женщины будут набирать больше баллов по итогам вербальных заданий и меньше — математических. Стоит человеку вспомнить о своей половой принадлежности, как он стремится соответствовать гендерным стереотипам.
Следует отметить, однако, что ни одно исследование роли культуры и окружающей среды в гендерных различиях не исключает вклада эволюции и биологии. Трудно поверить, что на протяжении эволюционной истории мозг и поведение мужчин и женщин не поддались селективному давлению. Самые разные виды, от колибри до гиен, демонстрируют существенные различия в поведении между полами.
По-видимому, истина, как всегда, лежит где-то посередине. Конечно, различия есть, частично они связаны с естественными, частично — с культурными. Но в любом случае они не настолько велики, чтобы говорить о мужчинах с Марса и женщинах с Венеры. К тому же воздействие окружения так велико, что влияние природы почти незаметно: мы можем как нивелировать гендерные различия, так и поместить между полами непреодолимую пропасть.
Гендерные различия постоянно изменяются. Одни пропасти сужаются, другие расширяются, а иногда роли мужчин и женщин даже меняются местами. Например, в 1970 году на долю женщин приходилось всего 42% студентов колледжей и университетов США, а сегодня их уже 57%. По прогнозам, к 2020 году этот показатель вырастет до 59%. Данные переписи в США говорят о том, что с начала 2000-х число мужчин, ушедших с работы, чтобы позаботиться о маленьком ребёнке, более чем удвоилось. В начале этого года американские военные сняли запрет на участие женщин в боевых действиях.
Есть ли практическое значение у этих штудий? Конечно! Например, одно из исследований показало, что пол человека, проводящего контрольную по математике, увеличивает или уменьшает гендерный разрыв: девочки справляются со сложными заданиями так же хорошо, как мальчики, когда в роли учителя выступает женщина («ага, она смогла, значит, и я смогу»), а преподаватель-мужчина приводит к обратному эффекту. Этот пример работает и впоследствии, когда девушка поступает в университет и решает заняться точными науками. На Западе активно проводятся исследования роли женщин в истории, в том числе в истории науки, — вовсе не ради того, чтобы принизить вклад мужчин, а чтобы женщины перестали думать, что они ни на что не годны.
Исследования также показывают, что в одиночных математических конкурсах мальчики превосходят своих одноклассниц примерно на 10%. Если тестирование повторяется, гендерные различия исчезают. Кстати, некоторые считают, что это указывает на другой гендерный разрыв: мужчины и женщины по-разному реагируют на возрастание конкуренции.
Конечной целью подобных исследований является не создание однородного общества, где нет разницы между мужчиной и женщиной. Речь идёт о том, чтобы мужчины и женщины помогали друг другу реализовать себя в самой полной мере. Пусть мы никогда не познаем весь спектр тонких различий между полами, но дальновидные учёные и хорошо продуманные исследования помогают понимать, что дихотомия Марс — Венера сильно преувеличена.
http://compulenta.computerra.ru/chelovek/antropologiya/10009240/
Комментарии (1)