Сегодня, 22 апреля - День Земли. В этот день, призванный привлечь внимание человечества к защите окружающей среды, мы спросили наших экспертов об одной из самых острых проблем современности - о росте уровня отходов в мире. Сигитас Ринкевичюс, руководитель отдела проектов управления отходами COWI Lietuva и Александр Соловьянинов, директор Института экономики природопользования и экологической политики НИУ «Высшая школа экономики», рассказали об уровне отходов в мире, о том, как сегодня борются с его ростом, а также о том, какие меры предпринимаются в России.
Уровень отходов растет, к чему это может привести?
Сигитас Ринкевичюс, руководитель отдела проектов управления отходами COWI Lietuva
Экологическое благополучие окружающей нас среды начинается с каждого человека. Текущие изменения в окружающей среде задают всё больше и больше вопросов о влиянии деятельности человека на окружающую среду. Экологическая нагрузка из-за неустойчивого экономического развития и чрезмерного использования природных ресурсов на наш мир всё растет. Одна из наиболее серьёзных нагрузок на наш потребительский мир - рост уровня отходов. Все государства сталкиваются с увеличением количества отходов, чему способствует безрассудное потребление населения.Каждый год в ЕС производится около двух миллиардов тонн отходов, из которых около 200 миллионов составляют бытовые отходы. В развивающихся странах количество отходов растёт из-за индустриализации и улучшения уровня жизни населения. В развитых странах рост количества отходов в последние годы стабилизировался. В последние годы количество отходов в странах ЕС составляет около 500 кг. в год на одного человека. Казалось бы, это немного, но пересчитав на среднюю продолжительность жизни населения ЕС, которая постоянно растёт, за всю свою жизнь один человек выбрасывает около 30 тонн отходов или в 400 раз больше чем он сам весит. Даже небольшой процент (1 до 3 процента) роста количества отходов приводит к экспоненциальному количеству отходов.
Каждый год в ЕС производится около двух миллиардов тонн отходов, из которых около 200 миллионов составляют бытовые отходы.
По оценкам Организации Объединенных Наций, до 2025 года население Земли увеличится на 20 процентов и достигнет 8 миллиардов жителей, а в 2050 году население достигнет 9,5 млрд. Важно отметить, что 97 процентов роста населения придется на Азию и Африку. Также в этих странах ожидается рост экономики и улучшение жизни, что в свою очередь приведёт к росту количества отходов.
Несмотря на то, что каждый год растет количество перерабатываемых отходов (особенно в развитых странах), всё же вывоз отходов на полигон, а в большинстве случаев на свалку, - это обычная практика для многих стран. Горы отходов становятся угрозой не только для окружающей среды, но и для здоровья человека. Научные исследования показали, что, например, бумажное полотенце разлагается в течение месяца, для разложения газетной бумаги надо уже два месяца, тетрапак и другая похожая упаковка «исчезает» в течении 5-10 лет, обычный полиэтилен в природе разлагается за 10–20 лет, но такой же материал, захоронённый в полигоне «исчезает» за 400 лет. Более длительное время для разложения нужно для повседневно используемых пластиковых бутылок, которые разлагается в течение 400 – 500 лет. Вот почему некоторые супермаркеты начали использовать упаковку из биоразлагаемой пластмассы. Но самое длительное время разложения в природе имеют обычные стеклянные бутылки. Некоторые ученые говорят, что стеклянная бутылка может распадаться более пяти столетий, другие указывают на время более миллиона лет. Таким образом в процессе разложения материалов все токсичные материалы попадают в почву и в грунтовые воды, которые мы используем. Ещё одна распространенная проблема полигонов - газ (имеющий в своем составе метан и углекислый газ), выделяющийся в результате анаэробного разложения органических отходов. Газ уничтожает всю растительность на поверхности и способствует образованию парникового эффекта.
Захоронение отходов не решает эту экологическую проблему. Один из главных методов уменьшения количества отходов - предотвращение накопления (все, что производится, продается, потребляется, рано или поздно превращается в отходы). В эти меры входит вторичное использование различных предметов, ремонт поврежденного оборудования, вместо покупки нового, изготовление и потребление изделий многократного использования, разработка изделий, требующих для их изготовления меньше сырьевого материала. Например, в странах ЕС выбрасывается около 25% пищевых продуктов. Следующим шагом для уменьшения количества отходов, поступающих на полигон, могло бы стать расширение сферы сортировки и переработки (сжигание, анаэробное сбраживание и так далее) отходов. В странах ЕС процент переработки отходов достигает до 60% в отдельных странах. Выброс метана в ЕС от полигонов, в последние годы резко уменьшился, сортировка отходов стала основой жизни и дает хорошие результаты. Ввод в действия «ответственности производителя» также даёт свои результаты – повышается отдельный сбор отходов, включая и опасные отходы.
В XXI веке наш мир становится всё более единым, и мы все имеем общее будущее. Большинство отходов образуется из-за жизненной и экономической деятельности человека, сам человек и является «производителем и собственником» отходов. Отходы никуда не исчезнут, но их количество зависит от нашего взгляда на эту проблему. Всё начинается с малого.
Утилизация отходов в Российской Федерации
Соловьянов Александр Александрович, доктор химических наук, профессор, академик РАЕН, директор Института экономики природопользования и экологической политики НИУ «Высшая школа экономики»
Проблема отходов в Российской Федерации имеет в настоящее время свои специфические особенности.
Пересчитав на среднюю продолжительность жизни населения ЕС, которая постоянно растёт, за всю свою жизнь один человек выбрасывает около 30 тонн отходов или в 400 раз больше чем он сам весит.
Во-первых, ни один из органов государственной власти, да и другие заинтересованные структуры не знают ни о реальных объемах образования отходов, ни о том, сколько их накоплено в различных регионах страны. Поэтому к планированию мероприятий, направленных на ликвидацию накопленных отходов или на сокращение объемов их образования, следует относиться с большой степенью скепсиса.
Во-вторых, в стране отсутствует индустрия переработки и обезвреживания отходов, в том числе использования отходов в качестве вторичного сырья. Существующие в отдельных регионах относительно маломощные предприятия по переработке отходов приспособлены лишь для «косметического» решения проблемы. Объявленное несколько лет назад создание на базе ГК «Ростехнологии» специализированного холдинга для решения проблемы переработки отходов так и осталось декларацией.
В-третьих, нормативное правое регулирование в сфере обращения с отходами крайне несовершенно и ни в коей мере не соответствует масштабам проблемы. При этом в российском законодательстве нет системы согласованных актов, которые создавали бы эффективные экономические стимулы по снижению объемов образования отходов и их переработки.
В-четвертых, в стране не существует общедоступных специализированных баз данных технологических решений, аналогичных имеющимся в развитых странах Северной Америки или Европы, которые можно было бы использовать для планирования работ по ликвидации конкретных объектов накопленного экологического вреда (полигонов ТБО, шламонакопителей, хвостохранилищ, золошлакоотвалов и др.). Поэтому предприятия, занимающиеся утилизацией отходов, либо используют, прежде всего, собственные разработки, либо работают путем перебора технологий.
В соответствии с государственным докладом о состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации в 2012 году образовалось 5 млрд тонн отходов, причем их основу составили отходы добычи полезных ископаемых – 4,63 млрд тонн или на 800 млн тонн больше, чем в 2011 году. На различные отрасли обрабатывающей промышленности приходится 290 млн тонн отходов. Доля отходов медицинских учреждений в общей массе отходов составляет около 2%. С ними связан риск возникновения инфекционных и иных заболеваний, так как кроме токсичных химических веществ в них присутствуют патогенные бактерии и вирусы, а также радиоактивные вещества. Масса опасных отходов (1 – 4 класс опасности) составила в 2012 году 113 млн тонн.
Из общего количества образовавшихся отходов использовано и обезврежено (в основном путем их размещения на полигонах) всего 2,35 млрд тонн, или около 47%. В то же время опасных отходов обезврежено более 91 млн тонн, или чуть более 80%. В целом доля обезвреженных или использованных отходов остается приблизительно на одном и том же уровне последние десять лет.
Таким образом, объем неутилизированных отходов ежегодно увеличивается на 2 – 3 млрд тонн. Тем не менее Росприроднадзор утверждает, что к настоящему времени на территории Российской Федерации накоплено лишь 31,6 млрд тонн отходов, из которых около 2 млрд тонн относятся к 1 – 3 классу опасности. Однако на совещании по вопросу о стимулировании переработки отходов производства и потребления Президент Российской Федерации В. Путин заявил, что объем накопленных отходов в стране составляет 90 млрд тонн, а общая площадь свалок превышает 2,5 тысячи квадратных километров. Представители Российской академии наук идут еще дальше – по мнению академика Н. Лаверова, объем неутилизированных отходов на территории страны приближается к 120 млрд тонн.
Особую проблему составляют коммунальные или твердые бытовые отходы (ТБО). В упомянутом государственном докладе о состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации информация об объемах образования и накопления ТБО вообще отсутствует, точнее везде в соответствующих графах проставлено «нет данных». Если же обратиться к другим источникам информации, то в них объемы образования ТБО в целом по стране оцениваются величиной от 35 до 90 млн тонн. При этом все источники сходятся в том, что от 95 до 97% образующихся ТБО размещается на территориях, которые называются полигонами. Однако считать, что таким образом решается проблема обезвреживания или безопасного хранения ТБО ни в коем случае нельзя.
В Российской Федерации в 2012 году образовалось 5 млрд тонн отходов, причем их основу составили отходы добычи полезных ископаемых – 4,63 млрд тонн или на 800 млн тонн больше, чем в 2011 году.
Специалисты НП «Экологический региональный центр» (г. Новокузнецк) провели достаточно подробный анализ ситуации и установили, что в Российской Федерации практически отсутствуют объекты размещения отходов, которые можно назвать санитарными полигонами. Подавляющее большинство полигонов – это санкционированные (легальные) свалки, которые не отвечают действующим санитарным нормам. Значительная часть этих полигонов (свалок) в России организованы стихийно, не имеют проекта (за исключением новых полигонов, построенных после 2000 г.). Территории полигонов (свалок) не обвалованы, санитарно-защитная зона не организована, технология складирования не соблюдается, не подготовлено водонепроницаемое основание, отсутствуют противофильтрационные экраны, не ведется сбор и очистка фильтрата, не организован сбор свалочного газа. Большинство полигонов (свалок) переполнено и подлежит закрытию.
Площадь, занятая полигонами на территории Российской Федерации ежегодно увеличивается на 2,5 - 4 %. Под полигоны ТБО ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель, не считая площади земель, занятых многочисленными несанкционированными свалками.
Площади наиболее крупных полигонов (свалок) превышают 50 га, на каждый из них ежегодно поступает более 5 млн тонн ТБО. Самые известные из этих полигонов расположены в ЦФО (Московская область – полигоны «Икша», «Домодедовский», «Саларьево», «Щербинка», «Тимохово», «Хметьево»; г. Ярославль – полигон «Скоково»), ПрФО (гг. Пенза, Пермь, Самара, Пугачев, Балашов, Нижний Новгород, Уфа), СФО (Красноярский край - гг. Улан-Удэ, Томск, Назарово; Алтайский край - Славгород), СЗФО (Ленинградская область), УФО (г. Челябинск) и ЮФО (г. Краснодар).
На территории России работают всего семь мусоросжигательных заводов и два мусороперерабатывающих предприятия. В технологических циклах этих заводов не предусмотрена предварительная сортировка отходов, что приводит к выбросам в атмосферный воздух большого количества вредных веществ.
Для решения проблемы отходов в России стоит обратиться к опыту развитых стран. В настоящее время в Европейском союзе (ЕС) принято более 20 законодательных актов по обращению с отходами. К таким актам относятся Директива о комплексном предотвращении и контроле загрязнений (96/61/ЕС от 24 сентября 1996 года), Директива по сжиганию отходов (2000/76/ЕС от 4 декабря 2000 года), Директива по захоронению отходов (99/31/ЕС от 16 июля 1999 года) и др. Этими документами предусмотрено, в частности, сокращение объема отходов, подлежащих уничтожению, и увеличение объема отходов, используемых в качестве вторичных ресурсов.
Инструментами для этого послужила система налогообложения предприятий, на которых образуются отходы, разработка стратегии переработки, совершенствование схем оценки количественных и качественных показателей отходов. В результате, по информации Института Европейской экологической политики принятие Директивы 99/31/ЕС способствовало увеличению объемов использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов с 1995 года до 2009 год почти в три раза.
В Российской Федерации базовые законодательные акты в сфере обращения с отходами - это Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в которые регулярно вносятся различные поправки и дополнения. Тем не менее их оказалось недостаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию.
В конце 2011 года в первом чтении был принят проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами», предусматривающий устранение пробелов в существующем законодательстве. Однако деструктивная позиция бизнеса тормозит продвижение этого закона. По этой же причине не проходит и проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий», который направлен, в частности, на снижение объемов образования промышленных отходов.
Объем неутилизированных отходов ежегодно увеличивается на 2 – 3 млрд тонн.
В 2012 году в стране началась реализация Государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы. В нее заложены достаточно амбициозные показатели по обезвреживанию опасных отходов (1 – 4 классов опасности), однако итоги первого года реализации пока неутешительны.
Решения проблем прошлого экологического ущерба предусмотрено в проекте Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014 – 2025 годы. В ее рамках предполагается ликвидировать (утилизировать) промышленные отходы в ряде субъектов Федерации, накопленные в хвостохранилищах, золошлакоотвалах, шламонакопителях и других подобных техногенных образованиях. Однако до настоящего времени этот проект окончательно не согласован.
Указанные программы направлены не только на ликвидацию уже имеющихся хранилищ отходов различных категорий, но и на разработку и апробирование новых технологических решений (технологий), которые в дальнейшем могут быть внедрены на других объектах накопленного экологического ущерба.
Подготовили Дарья Хаспекова, программный координатор РСМД, Мария Гурова, программный ассистент РСМД.
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3558&active_id_11=54#top
Комментарии (1)