Может быть, вы не слышали о Hanson Robotics, но если вы читаете эту статью, вы скорее всего видели их работу. Эта компания создала робота Софию, человекоподобного андроида, который много раз появлялся на публичных мероприятиях. До того та же компания построила очень странного робота, который внешне напоминал Asimo с головой Альберта Эйнштейна — или наверное видели BINA48, который дал интервью New York Times в 2010 году. Они даже сделали реплику легендарного писателя Филипа Дика.
Иначе говоря, Hanson Robotics с их фирменным брендом разработки человекоподобных роботов, очень хорошо на этом поприще освоилась. И тем больнее за их прогрессом наблюдать. Любой, кто хотя бы немного с роботом пообщается, понимает, что перед ним по сути чат-бот, со всеми его ограничениями. Даже во время интервью с BINA48 автор Эми Хармон описала опыт как разочаровывающий — с «редкими (и волнующими порой) моментами понимания». Это чувство знакомо каждому, кто общался когда-либо с чат-ботом и получил несколько разумных ответов.
Под глянцевой поверхностью нету настоящего интеллекта; хотя на первый взгляд, безусловно, машина кажется умнее, чем она на самом деле есть. Если этот поверхностный слой оттянуть — в случае робота Hanson — вы оттягиваете Frubber. Это запатентованное вещество (Flesh Rubber — буквально «резина из плоти», жутковато) — очень сложное. Для управления лицом задействуется почти тридцать моторчиков; они манипулируют жидкими клетками для того, чтобы сделать кожу податливой, мягкой и способной демонстрировать разные эмоциональные выражения.
Быстрый комбинаторный взгляд на тридцать моторов покажет множество возможных сочетаний; исследователи определили шестьдесят два из них как «человечные» у Софии, хотя не все с этим заявлением согласны. Безусловно, технические специалисты, воссоздающие у робота выражения лица по образу человека, превзошли обычный движок чат-ботов, но и они не побрезговали запрограммировать несколько вопросов, которые преувеличивают ожидания собеседника после встречи с роботом.
Hanson Robotics верит в то, что в конечном итоге многое из того, что люди роботам приписывают, будет зависеть от их голосов и лиц, а также от того, что они говорят. «Восприятие личности очень тесно связано с восприятием человеческой формы», рассказывает Дэвид Хансон, основатель компании.
Каждый, кто хочет создать робота, который не станет пугать людей, должен совладать как-то со зловещей долиной — странной смесью отвращения и беспокойства, которая рождается у людей, когда они видят что-то близкое к человеку, но не являющееся человеком. Между настоящими людьми и мультяшными гуманоидами находится запретная зона эстетики роботов.
Концепцию зловещей долины представил робототехник Масахиро Мори, который настаивал на том, что робототехникам не стоит пытаться точно воспроизвести человека. Поскольку все, что не идеально, но уже очень хорошо, будет вызывать у людей странное чувство, единственный способ избавиться от этого эффекта — отказаться от попытки создать идеальное.
С точки зрения мозга, идея, которая лежит в основе данного психологического ужаса, довольно простая.
Мы знаем, как раскладывать по категориям вещи, которые являются однозначно нечеловеческими или человеческими. Нам это дается легко, даже если данные вещи созданы для взаимодействия с людьми. Вспомним популярных роботов Aibo, Kibo или просто простую говорящую колонку. Что-то, что хочет воссоздать человека, но неправильно делает это, вызывает испуганный отклик так же, как немного расстроенная гитара или переставленная в доме мебель. Это создание просто нам не подходит.
Вы полностью можете отказаться от идеи зловещей долины. Дэвид Хансон и сам не большой фанат. Он полагает, что великие произведения искусства очень часто пытались воссоздать людей, но итоговой целью робототехников, которые создают андроидов, будет, возможно, создание роботов, которые будут ближе к человеку, чем произведения искусства.
Между делом Хансон и другие ученые проводят эксперименты, которые или демонстрируют переоцененность зловещей долины, или подтверждают ее существование и выделяют ее границы.
Классический эксперимент включает постепенное превращение мультяшного лица в человеческое с роботами между — так как именно в движении чаще всего заключается страх «околочеловечного». Хансон говорит, что включение мультяшных особенностей может помочь и что зловещая долина станет понемногу растворяться вместе с появлением новых поколений, выросших в окружении причудливых роботов. Хотя Хансон может и вовсе не принимать зловещую долину всерьез, он хочет с ней совладать с каждым новой итерацией.
Хироси Исигуро — один из последних робототехников, погрузившихся в долину с головой.
Основываясь на работе пионеров вроде Хансона, которые изучают взаимодействия роботов и людей продвигаются к границам робототехники, а также делают прогресс в области социальных наук. Обычно очень тяжело повторить то, чего не понимаешь, а мы по-прежнему многого не понимаем в том, как интерпретируем постоянные потоки невербальной информации, которые текут через нас, пока вы взаимодействуете с людьми во плоти.
Исигуро доводит имитацию человеческих форм до предела. Он не только отслеживает и записывает физические движения людей по видеоклипам, но также создает своих роботов на основе реальных людей; серия Repliee началась с «репликанта» его дочери. Пришлось создать резиновую реплику всего ее тела. Затем он создал Geminoid, копию самого себя.
По мере старения он понял, что было бы эффективнее воссоздать свою реплику при помощи косметической хирургии вместо того, чтобы лепить свое лицо заново, каждый раз с большим количеством морщин. «Я решил больше не стареть», рассказывает он.
Нам нравится бросать в воздух абстрактные концепции и идеи: машины заменяют людей, машины ухаживают за людьми, секс с машинами, слияние с машинами. Но взвесьте любую из этих идей на открытой ладони — и обнаружите огромную пропасть между ожидаемым и действительным. Мы еще далеки от мира, в котором повседневное взаимодействие с роботами будет рутиной, а не академическими изысканиями.
Комментарии (0)